» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019

Автор: Обрубова Ксения Николаевна, Учитель русского языка и литературы
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Методический аспект изучения топонимов на уроках русского языка

Статья просмотрена: 285 раз
Дата публикации: 12.01.2019

УДК 8

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ТОПОНИМОВ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Обрубова Ксения Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Иркутска СОШ №20,  г. Иркутск

 

Аннотация. В статье рассматривается система упражнений, реализующая межпредметные связи на уроках русского языка (на примере топонимов острова Ольхон).

Ключевые слова: русский язык, топонимика о. Ольхон, межпредметные связи.

 

В статье предпринята попытка разработать методический материал для обучения русскому языку с учетом регионального компонента, в частности, острова Ольхон.

Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России.

Однако остров Ольхон имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений  в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет  воспитательное значение, так как способствует развитию уважения  и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.

Актуальность определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении родному языку с учетом использования топонимов острова Ольхон.

Топонимика – важнейший элемент работы на различных уроках и внеклассных занятиях. Она служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего края путем поиска связей между географическими условиями местности и отражением их в географических названиях. Практика показывает, что топонимический материал вызывает большой интерес у обучающихся: дети постоянно задают вопрос о происхождении географических названий.

Таким образом, материал топонимики дает широкие возможности для развития познавательного интереса обучающихся, а, следовательно, и их мышления. Кроме положительного влияния на развитие познавательного интереса, как отмечает Е.М. Поспелов, использование топонимики способствует повышению уровня общей грамотности и культуры речи учащихся, так как правила написания и произношения географических названий также входят в ведение топонимики.

Усвоение географических названий вызывает большие затруднения у учащихся, поэтому в методике вырабатываются различные приемы, помогающие запоминанию топонимов. Рассмотрим некоторые из них, предложенные Е.М. Поспеловым.

1.                  Четкое и правильное произнесение впервые встречающихся названий.

2.                  Сопровождение топонима географическим термином, определяющим род объекта (море, река, озеро, гора, хребет, город и т.д.).

3.                  Запись наиболее трудных названий учителем на доске, учащимися в тетради.

4.                  Многократное повторение изучаемого названия на уроке.

5.                  Раскрытие учащимся смыслового содержания названий.

Все перечисленные приемы Е.М. Поспелов предлагает именно для средней школы.

Известный исследователь А.И. Попов писал: «...Многие факты топонимики получают надлежащее объяснение только при привлечении весьма значительного и многообразного материала – лингвистического, исторического и географического». Отмеченное А.И. Поповым пограничное положение топонимики на стыке географии, языкознания и истории определяет большие возможности по осуществлению самых широких межпредметных связей в процессе использования топонимического материала.

Межпредметные связи – это необходимое условие успешного обучения. Знания смежных предметов расширяют границы возможностей учащихся «отталкиваться» от известного, т. е. скорее и вернее находить путь к усвоению нового. В русской классической педагогике наиболее полное психолого-педагогическое обоснование дидактической значимости межпредметных связей дал К. Д. Ушинский.

Предлагаю рассмотреть систему упражнений, реализующих межпредметные связи на уроках русского языка, на примере топонимов острова Ольхон (работа проводится с использованием географической карты):

1.                  Дополните определения типов  топонимов:

Названия водных объектов (морей, ___________________, ____________, _______________) -  ____________________.

Названия гор, хребтов, перевалов -  ________________________________.

Названия сёл, деревень - __________________________________________.

2.                  Заполните таблицу, распределив топонимы острова Ольхон  по группам в ваших маршрутных листах. (Возможна работа в парах).

Елгай мыс, Харанцы, Ташкай мыс, Ялга, Болдаковка, Узу́ры, Малый Хужир, Хужир, Жима гора, Нуку - Нур озеро, Халгай, Буругер  урочище, Нурское озеро, Усык-заимка, Богатырь мыс.

Топоним

Язык

Значение

Другие названия и примечания

Гидронимы

Ташкай мыс

Бурятский

«Загаhалиг»  - богатый рыбой, рыбный.

Загли залив

Нуку - Нур озеро

Бурятский

«Нyхэн»  - яма-озеро.

 

Нурское озеро

Бурятский

«Нуур» - озеро, водоем.

 

Оронимы

Болдаковка

Русский

От имени собственного Болдаков.

 

Богатырь мыс

Русский

От прил. «богатый» (богатый силой).

 

Елгай мыс

 

Бурятский

«Ялагай/жалагай» - плоский, с выступающими краями.

 

Жима гора

Бурятский

Остроконечная.

 

Ойконимы

Малый Хужир

Бурятский

«Хужар» - «солончак, солончаковая соль.

деревня Маломорец

Усык - заимка

Бурятский

«Узэг» - перо для писания, стержень, нечто с острым концом.

 

Буругер  урочище 

Бурятский

«Буругер» - «неправильная изба.

 

Халгай

Бурятский

«Халгай» - крапива.

 

Хужир

Бурятский

Х»ужар» - «солончак, солончаковая соль». 

 

Харанцы

Бурятский

«Харанса» - смотровой, торчащий из воды.

 

Узу́ры 

Бурятский

Вариант корня oĵ – uĵ/iĵ - остроконечная гора.

 

 Ялга

 

Бурятский

«Жалга» – лощина, овраг, падь, плоский с выступающими краями. 

 

 

3.                  Правописание топонимов.

Прекрасная возможность помочь незадачливому картографу, который не знает, как правильно записать топонимы.

Вставьте пропущенные буквы, выбрав нужную.

(Н,н)___юрганский (М,м)____ыс; (О,о)___дены (П,п)___адь; (С,с)___аган – (Х,х)___ушун (М,м)___ыс; (С,с)___аса (М,м)___ыс; (Т,т)___атайский (М,м)___ыс; (Т,т)___ашкиней (П,п)___адь; (Т,т)___одакский (М,м)___ыс; (Т,т)___олгой (Г,г)___ора, (Т,т)___утырхей (М,м)___ыс;  (У,у)___зур (П,п)___адь;  (У,у)___лан – (Б,б)___айсан  ((З,з)___антык)  (М,м)___ыс; (У,у)___лан – (Х,х)___абсагай (М,м)___ыс; (У,у)___лан – (И,и)___рги (М,м)___ыс; (У,у)___ляхта (М,м)___ыс; (У,у)___ляхтинский (П,п)___олуостров;  (У,у)___мыш – (Т,т)___амэ (М,м)___ыс; (У,у)___ншун (М,м)___ыс; (Х,х)___адайская (Г,г)___ора; (Х,х)___алзын (П,п)___адь.

4.                  Творческое задание.

Представьте себе, что Вы находитесь в селе (учитель показывает на карте село) и  вам необходимо рассказать прохожему с нарушением слуха, как проехать из вашего села в соседнюю деревню. Какой вид речи (письменную речь)  вы будете использовать, чтобы вас понял глухой человек?

Запишите, по какой дороге ему надо ехать, где сворачивать, какие ориентиры он встретит на пути.

Педагоги, методисты, учителя отмечают, что изучение русского языка невозможно без занятий топонимикой, предполагающих ассоциативные связи с различными науками: историей, географией, литературой и др. Представленные упражнения помогают приобщить школьников к лингвокраеведческой работе по изучению топонимики родного края, способствует нравственному воспитанию подростков, расширяет их кругозор, содействует углубленному усвоению знаний по разным наукам: географии, истории, лингвистике.



Список литературы:

  1. Варбот Ж.Ж., Журавлев А.Ф. Краткий понятийно-терминологический справочник по этимологии и исторической лексикологии. – М., 1998
  2. Куликова О.Н. Использование материалов топонимики на уроках русского языка в 5-6 классах // Филологическое образование в средней и высшей школе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» VII Кирилло-Мефодиевские чтения. – Ч.II. Вып. 2 – Москва - Ярославль: РЕМДЕР, 2006. – С. 205-207.
  3. Попов А.И. Об историческом методе в топонимических исследованиях// Развитие методов топонимических исследований. – М.: Наука, 1970.
  4. Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 144с.
  5. Сундуева Е.В. Топонимия Ольхона и Приольхонья. – Улан –Удэ, 2010.
  6. Шагдаров Л.Д. Бурятско –русский словарь. – Улан- Удэ, 2008.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: