» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019
Автор: Вершинина Татьяна Викторовна, студентка
Рубрика: Философские науки
Название статьи: Библейские мотивы в трактате Сёрена Кьеркегора «Страх и трепет»
Дата публикации: 12.01.2019
БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В ТРАКТАТЕ СЁРЕНА КЬЕРКЕГОРА «СТРАХ И ТРЕПЕТ»
Вершинина Татьяна Викторовна
студентка 4 курса
Института филологического
образования и межкультурных коммуникаций
Башкирский государственный
педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа
Аннотация. В данной статье описаны библейские мотивы,
послужившие опорой трактату Сёрена Кьеркегора. Также в
работе прослежен «путь» к задумке и написанию произведения и выявлена
первопричина обращения к библейскому сюжету. Решения, принимаемые касательно
жизни самим автором, можно толковать, опираясь на события, описанные в книге
Бытия.
Ключевые слова: Сёрен Кьеркегор, Авраам, Исаак, «Страх и трепет», Михаэль, Регина, трактат.
На тему «человек и вера» можно рассуждать
вечно. В рамках этой большой темы о человеке в его отношениях с верой хочется
рассказать о датском философе Сёрене Кьеркегоре и его
прославившемся трактаке «Страх и трепет». Хоть это и
не самое грандиозное имя в европейской интеллектуальной традиции. Он не входит
ни в великие вехи европейской классики, тем не менее, именно ему применимо
изречение Осипа Мандельштама: «Не сравнивай!». Пытаться сравнивать философа с
иными мыслителями совершенно неверно.
Отец Сёрена Михаэль родился на севере Дании в крестьянской семье,
трудившейся на приходском поле. Отсюда, как думается, взялась и фамилия
Кьеркегор. Он родился, когда отцу
уже исполнилось пятьдесят шесть лет, и потому он называл себя сыном старости.
Михаэль любил его, сам занимался с ним богословием, поэзией, географией, но, увы,
рвение родителя шло вразрез с трезвой педагогикой. «С детства, – пишет Сёрен, – я находился во власти невыносимой
деспотии, я подвергался строгому
суровому христианскому воспитанию, говоря по-человечески, безумному воспитанию».
Первая часть глубоко автобиографичной
повести Кьеркегора «Страх и трепет» называется «настроение». Слова «страх и
трепет» в Книге Бытия относятся к Исааку. Его переживание были так сильны, что
Иаков, как сказано клялся страхом отца своего.
Трепетом, весьма великим, сын Авраама вострепетал на смертном одре, но до него
ещё надо было дойти, а в начале Сёрен в меру своего богатого воображения,
личного опыта пытается на всякие лады представить себе состояние юного Исаака.
«Лик Авраама, – пишет он, – был исполнен отеческой любви, взор –кротости, а речь – назиданию, но Исаак не в силах был
понять его, не мог испытать духовного подъёма, он обнимал колени отца и молил
пощадить его молодую жизнь и прекрасные надежды».
«Пятнадцатилетним мальчиком, – пишет Кьеркегор, – я преважно
написал школьное сочинение на тему доказательства бытия
Бога, бессмертия души, необходимости веры и действительности чуда. На выпускном
экзамене мне опять довелось писать о бессмертии души и моё сочинение удостоилось
особого одобрения. Несколько позже я получил даже премию за другое сочинение на
ту же тему – кто же поверит, что после такого блистательного многообещающего
начала я к двадцати пяти годам от роду дошёл до того, что не мог привести ни
одного доказательства в пользу бессмертия души.
«Невообразимо трудно, – пишет Сёрен, – в
дневнике найти идею, ради которой я буду жить и умру. Четно ищу я что-либо, что
могло бы оживить меня, даже звучный язык средневековья не в состоянии заполнить образовавшуюся внутри меня пустоту». Кьеркегор хотел было покончить с собой, но к счастью, ограничился лишь тем,
что хлопнул дверью родительского дома.
«Если
бы вдруг доподлинно стало известно, что Христа никогда не было, церковь продолжала
бы существовать, как и прежде, и лишь немногие пастеры
смогли бы отказаться от своей комфортной жизни. Спустя восемнадцать столетий
всё в христианском мире стало лживым и поверхностным. Отчего и когда из веры
сделали инструмент упрощения жизни, в которой всё тривиально и временно. Все
хотят спокойствия и счастливой жизни, устойчивости. Именно в этом причина того,
что идея христианства извращено, что его вообще нет. Если бы Христос сегодня
явился в мир, то был бы, наверное, даже не убит, а высмеян. Это было бы
мученичеством во времена господства рассудка, потому что во время чувств и
страстей убивают. Христианства здесь больше нет, но если бы захотелось вновь
заговорить о нём и обрести его, следовало бы разорвать сердце поэта, и этот
поэт – я – пишет Сёрен Кьеркегор. – Вера
– это всегда авантюра, прыжок, парадокс, который способен превратить убийство в священное и
богоугодное деяние, парадокс, который вновь возвращает Исаака Аврааму, парадокс,
который не подвластен никакому мышлению, ибо вера начинается как раз там,
где прекращается мышление».
Кьеркегора долго мучал
вопрос о том, как Авраам узнал, что это именно Господь искушает его, ведь не
умом, и только когда он сам обрёл настоящую взрослую выстраданную веру, он смог
его получить, почувствовать всеми кончиками души и тела этот священный трепет
от прикосновения Божества, с которым входит в сердце человека слава Господня. «Авраам не был таким уж бесстрашным человеком,
но он сумел довериться Богу, быть верным до конца и пройти частью того пути,
которым Господь поведет своего сына возлюбленного на соседнюю вершину Голгофы».
Когда Сёрен Кьеркегор вернулся
из Берлина, книга об Аврааме была почти готова, и 16 октября 1843 года великолепнейший и достойный огромной похвалы трактат «Страх и
трепет», восхищающий и сегодня, уже
можно было найти на городских прилавках. Она была издана под
псевдонимом молчаливым, одного из
персонажей братьев Гримм, который пожертвовал собой, чтобы спасти короля и превратился в камень. Но Копенгаген – это место, где все и все друг о друге знают, а потому этот великолепный
трактат был встречен датчанами без должного внимания.
Ещё в юности он был влюблён в
очаровательную девушку Регину Ольсен, отвечавшую ему
взаимностью. Она была совсем юной, поэтому влюблённые ждали, когда прекрасная,
очаровательная особа достигнет совершеннолетия, а юноша защитит магистерскую
диссертацию. Когда же девушке через три года ожиданий исполнилось восемнадцать,
Сёрен Кьеркегор разрывает помолвку, ссылаясь на свою
«неспособность сделать девушку счастливой», как сам же написал в прощальной
записке. Но они так и не прожили долгую и счастливую жизнь вместе, так как
Кьеркегор оставил возлюбленную и уехал творить. Своей
любви жизни философ завещал всё своё небольшое имущество. Она дожила до той
поры, когда Сёрен Кьеркегор стал всемирно известным
философом, и на вопрос, что же всё-таки произошло, отвечала: «Он принёс меня в
жертву Господу».
Список литературы:
- Серен Кьеркегор. Страх и трепет. Пер. и комм. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева // Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. (То же // Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Терра-Книжный клуб, Республика, 1998. С. 15-112).
- Серен Киркегор. Страх и трепет. Вступ. ст., пер. с нем. и примеч. И.С. Нарского // Философские науки. 1991. №6. С. 112-127.
- ССерен Керкегор. Философские крохи. Пер. и примеч. Д.А. Лунгиной // Вопросы философии. 2004. № 1. С. 161-174.
- ССерен Киркегор. Христос есть путь. Пер. Н.Ф. Болдырева // Роде Петер П. Сёрен Киркегор. Челябинск: Урал LTD, 1998. С.367-378.
Комментарии: