» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017

Автор: Евтихов Олег Владимирович, Кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Специфика и ограничения внедрения компетентностного подхода в вузе правоохранительных органов

Статья просмотрена: 199 раз

УДК 378

 

СПЕЦИФИКА И ОГРАНИЧЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВУЗЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Евтихов Олег Владимирович

кандидат психологических наук, доцент

Сибирский юридический институт МВД России

г. Красноярск

 

Аннотация: в статье рассматривается проблема внедрения компетентностного подхода в вузе правоохранительных органов. Охарактеризованы общие противоречия, определяющие проблему внедрения компетентностного подхода в современных вузах. Выделены значимые факторы, определяющие специфику обучения курсантов и основные ограничения внедрения компетентностного подхода в вузах правоохранительных органов.

Ключевые слова: компетентностный подход, вузы правоохранительных органов, курсанты.

 

Решению проблемы внедрения компетентностного подхода и формирования профессиональной компетентности обучаемых в России посвящены последние десятилетия. Основная идея компетентностного подхода заключается в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а наличие способности и мотивационной готовности человека к их продуктивному применению в практических ситуациях профессиональной деятельности. В связи с этим основной акцент делается на формировании опыта профессиональной деятельности в моделируемых ситуациях, а не только на наращивании объема знаний. Изначально предполагалось, что использование компетентностного подхода может способствовать усилению практической составляющей профессиональной подготовки в современных вузах и тем самым преодолению ограничений, связанных с преимущественно когнитивной ориентацией традиционного высшего образования. Это требует значительных преобразований складывающейся десятилетиями профессионально-педагогической культуры, системы подготовки учебных курсов и проведения занятий, что обусловливает постановку соответствующих задач перед педагогикой в области теории и методики профессионального образования.

До настоящего времени по-прежнему ожидается, что использование компетентностного подхода будет способствовать смещению традиционных когнитивных ориентаций высшего образования на более актуальную практическую ориентацию за счет усиления в содержании образования и применяемых методах, практико-ориентированных и предметно-профессиональных аспектов и технологий. Однако попытки переработки педагогической концепции высшего профессионального образования и внедрения компетентностного подхода в учебные программы вызывают серьезное сопротивление образовательной среды.

Исследователями и практиками выделяется несколько групп существенных противоречий, определяющих проблему внедрения компетентностного подхода: 1) несоответствие изначальной практической ориентированности компетентностного подхода и существующей предметной ориентацией педагогической практики (Е.А. Ямбург); 2) неопределенность концептуального и инновационного потенциала компетентностного подхода, в частности неясность принципиальных различий последнего с существующими психолого-педагогическими концепциями деятельностной и развивающей направленности (Н.Д. Никандров, М.В. Богуславский, В.М. Полонский); 3) отсутствие предметной и возрастной соотнесенности компетентностного подхода (Г.Н. Филонов), а также организационно-управленческих аспектов внедрения компетентностного подхода (Н.Д. Никандров, И.И. Логвинов); 4) неясность национально-культурного, социально-политического и, наконец, социально-психологического контекста разработки стандартов и реализации в нем компетентностного подхода (В.И. Слободчиков, Т.М. Ковалева). [1]

Существует ряд особенностей внедрения компетентностного подхода в вузах системы правоохранительных органов, что связано со спецификой обучения курсантов и особым нормативно-правовым регулированием образовательного процесса федеральными и ведомственными документами. При зачислении в образовательную организацию МВД России курсанты принимаются и на службу в органы внутренних дел, им присваивается звание «рядовой или сержант полиции», они носят форму полицейского, находятся на полном обеспечении, в том числе обеспечиваются трехразовым питанием, проживают на территории образовательной организации (на начальных курсах обучения), получают денежное довольствие, а также пользуются всеми льготами, предусмотренными законодательством для сотрудников полиции.

В числе значимых факторов, определяющих специфику обучения в вузах правоохранительных органов, можно выделить следующие:

совмещение учебной и служебной деятельности обучаемых – при зачислении в образовательную организацию МВД России обучаемые принимаются на службу в соответствующие органы, принимают присягу, им присваивается соответствующее специальное звание полиции;

директивная система управления – курсанты распределяются по учебным взводам, в каждом из которых из числа курсантов назначаются младшие командиры учебных групп, которым присваиваются сержантские звания и на них возлагаются обязанности управления учебными взводами;

уставная организация учебно-служебной деятельности – учебная и служебная деятельности курсантов организуются в соответствии с требованиями устава и субординационных отношений. При этом выполнение учебной деятельности (обучение) относится к сфере должностных обязанностей курсанта, оговоренных контрактом, соответственно, за неуспеваемость на курсанта могут накладываться различные взыскания;

закрытость образовательных организаций – курсанты проживают на территории образовательной организации (на начальных курсах обучения) находясь на полном государственном обеспечении (обеспечиваются общежитием, трехразовым питанием) с возможностью выхода за территорию вуза только с разрешения (по увольнительным запискам);

групповая организация самоподготовки обучаемых – время на самоподготовку курсантов лимитировано внутренним распорядком. Самоподготовка осуществляется в групповой форме под контролем курсовых командиров в координации с профессорско-преподавательским составом;

активное морально-психологическое сопровождение обучаемых – вторая половина дня курсантов насыщена плановыми учебно-воспитательными и психологическими мероприятиями, которые вносят существенный вклад в развитие личности обучаемых и формирование их профессиональной компетентности. [2]

Специфика обучения в вузах правоохранительных органов, связанная с совмещением курсантами в процессе обучения учебной и служебной деятельности, накладывает особые требования к организации образовательного процесса и сталкивается с рядом проблем внедрения компетентностного подхода. В частности, уставная организация учебно-служебной деятельности сопровождается жесткой регламентацией как организации, так и содержания учебно-воспитательного процесса с соответствующими инструкциями, положениями, планами и т.п., обязательными для исполнения. Групповая самоподготовка обучаемых также требует особой ее организации и обязывает разработку соответствующего методического обеспечения. Активное морально-психологическое сопровождение обучаемых в так называемой “второй половине дня” также насыщена учебно-воспитательными и психологическими мероприятиями, выстроенными на принципах плановости и преемственности, но обеспечивающимися различными службами (психологической, воспитательной, курсовыми командирами и др.), деятельность которых мало согласована при рассмотрении с позиции компетентностного подхода. Естественно, что данная образовательная система, требующая больших трудовых затрат на разработку ее организационно-методического обеспечения очень “неохотно” воспринимает любые нововведения, требующие перестройки складывающейся десятилетиями системы внутриорганизационного взаимодействия и переработки соответствующего организационно-методического обеспечения.

На основе вышесказанного можно сформулировать следующие основные особенности (ограничения) внедрения компетентностного подхода в вузах правоохранительных органов можно выделить следующие:

инертность образовательного процесса в авторитарных вузах – в жестко регламентированном процессе организации учебной деятельности в вузах правоохранительных органов, построенном на неукоснительном исполнении регламентов и инструкций, с трудом приживаются нововведения компетентностного подхода;

ограниченность (недостаточность) обновленного практико-ориентированного методического обеспечения – специфика подготовки курсантов в вузах правоохранительных органов требует соответствующего методического обеспечения, учитывающего особенности служебно-профессиональной деятельности обучаемых. В связи с этим передовые методические разработки, имеющиеся в гражданских вузах, не применимы в вузах правоохранительных органов без дополнительной переработки, что существенно ограничивает методическую обеспеченность учебно-воспитательного процесса и затрудняет процесс его реформирования;

несогласованность вклада разных направлений учебно-воспитательного процесса в формирование профессиональной компетентности курсантов – специфика учебно-воспитательного процесса вузов правоохранительных органов, заключающаяся в совмещении учебной и служебной деятельности курсантов и проживании обучаемых на территории вуза, обеспечивается большим количеством внеучебных мероприятий, проводимых различными службами (психологической, воспитательной, курсовыми командирами и др.), деятельность которых курируется разными департаментами и мало согласована при рассмотрении с позиции компетентностного подхода.

Успешное преодоление обозначенных выше ограничений может существенно повысить результативность учебно-воспитательного процесса по формированию профессиональной компетентности курсантов.

 



Список литературы:

  1. Козлова, Н.В. Психолого-акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования: монография // Н.В. Козлова, О.Г. Берестнева, Л.А. Сивицкая. – Томск: Издательство ТГПУ, 2007. – 145 с.
  2. Евтихов О.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов: монография / О.В. Евтихов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 181 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: