» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017
Автор: Евтихов Олег Владимирович, Кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Специфика и ограничения внедрения компетентностного подхода в вузе правоохранительных органов
УДК
378
СПЕЦИФИКА И ОГРАНИЧЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВУЗЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Евтихов
Олег Владимирович
кандидат психологических наук,
доцент
Сибирский юридический институт МВД
России
г. Красноярск
Аннотация: в статье рассматривается проблема
внедрения компетентностного подхода в вузе правоохранительных органов.
Охарактеризованы общие противоречия, определяющие проблему внедрения
компетентностного подхода в современных вузах. Выделены значимые факторы,
определяющие специфику обучения курсантов и основные ограничения внедрения
компетентностного подхода в вузах правоохранительных органов.
Ключевые слова: компетентностный подход, вузы
правоохранительных органов, курсанты.
Решению проблемы внедрения компетентностного подхода и формирования
профессиональной компетентности обучаемых в России посвящены последние
десятилетия. Основная идея компетентностного подхода заключается в том, что
главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а
наличие способности и мотивационной готовности человека к их продуктивному
применению в практических ситуациях профессиональной деятельности. В связи с
этим основной акцент делается на формировании опыта профессиональной
деятельности в моделируемых ситуациях, а не только на наращивании объема знаний. Изначально предполагалось, что использование
компетентностного подхода может способствовать усилению практической
составляющей профессиональной подготовки в современных вузах и тем самым
преодолению ограничений, связанных с преимущественно когнитивной ориентацией
традиционного высшего образования. Это требует значительных
преобразований складывающейся десятилетиями профессионально-педагогической
культуры, системы подготовки учебных курсов и проведения занятий, что
обусловливает постановку соответствующих задач перед педагогикой в области
теории и методики профессионального образования.
До
настоящего времени по-прежнему ожидается, что использование компетентностного
подхода будет способствовать смещению традиционных когнитивных ориентаций
высшего образования на более актуальную практическую ориентацию за счет
усиления в содержании образования и применяемых методах,
практико-ориентированных и предметно-профессиональных аспектов и технологий.
Однако попытки переработки педагогической концепции высшего профессионального
образования и внедрения компетентностного подхода в учебные программы вызывают
серьезное сопротивление образовательной среды.
Исследователями
и практиками выделяется несколько групп существенных противоречий, определяющих проблему
внедрения компетентностного подхода: 1) несоответствие изначальной
практической ориентированности компетентностного подхода и существующей
предметной ориентацией педагогической практики (Е.А. Ямбург); 2) неопределенность
концептуального и инновационного потенциала компетентностного подхода, в
частности неясность принципиальных различий последнего с существующими
психолого-педагогическими концепциями деятельностной и развивающей
направленности (Н.Д. Никандров, М.В. Богуславский, В.М. Полонский); 3) отсутствие
предметной и возрастной соотнесенности компетентностного подхода (Г.Н. Филонов), а также
организационно-управленческих аспектов внедрения компетентностного подхода
(Н.Д. Никандров, И.И. Логвинов); 4) неясность
национально-культурного, социально-политического и, наконец,
социально-психологического контекста разработки стандартов и реализации в нем
компетентностного подхода (В.И. Слободчиков, Т.М. Ковалева). [1]
Существует ряд особенностей внедрения компетентностного подхода в вузах системы
правоохранительных органов, что связано со спецификой обучения курсантов и особым нормативно-правовым
регулированием образовательного процесса федеральными и ведомственными
документами. При
зачислении в образовательную организацию МВД России курсанты принимаются и на службу в органы внутренних дел, им присваивается звание
«рядовой или сержант полиции», они носят форму полицейского, находятся на
полном обеспечении, в том числе обеспечиваются трехразовым питанием, проживают
на территории образовательной организации (на начальных курсах обучения),
получают денежное довольствие, а также пользуются всеми льготами,
предусмотренными законодательством для сотрудников полиции.
В числе значимых факторов, определяющих специфику обучения в вузах
правоохранительных органов, можно выделить следующие:
совмещение учебной и служебной деятельности обучаемых – при зачислении в
образовательную организацию МВД России обучаемые принимаются на службу в
соответствующие органы, принимают присягу, им присваивается соответствующее
специальное звание полиции;
директивная система управления – курсанты распределяются по учебным
взводам, в каждом из которых из числа курсантов назначаются младшие командиры
учебных групп, которым присваиваются сержантские звания и на них возлагаются
обязанности управления учебными взводами;
уставная организация учебно-служебной деятельности – учебная и служебная
деятельности курсантов организуются в соответствии с требованиями устава и
субординационных отношений. При этом выполнение учебной деятельности (обучение)
относится к сфере должностных обязанностей курсанта, оговоренных контрактом,
соответственно, за неуспеваемость на курсанта могут накладываться различные
взыскания;
закрытость образовательных организаций – курсанты проживают на территории
образовательной организации (на начальных курсах обучения) находясь на полном
государственном обеспечении (обеспечиваются общежитием, трехразовым питанием) с
возможностью выхода за территорию вуза только с разрешения (по увольнительным
запискам);
групповая организация самоподготовки обучаемых – время на самоподготовку
курсантов лимитировано внутренним распорядком. Самоподготовка осуществляется в
групповой форме под контролем курсовых командиров в координации с
профессорско-преподавательским составом;
активное морально-психологическое сопровождение обучаемых – вторая
половина дня курсантов насыщена плановыми учебно-воспитательными и
психологическими мероприятиями, которые вносят существенный вклад в развитие
личности обучаемых и формирование их профессиональной компетентности. [2]
Специфика обучения в вузах правоохранительных органов, связанная с
совмещением курсантами в процессе обучения учебной и служебной деятельности, накладывает
особые требования к организации образовательного процесса и сталкивается с рядом
проблем внедрения компетентностного подхода. В частности, уставная организация
учебно-служебной деятельности сопровождается жесткой регламентацией как
организации, так и содержания учебно-воспитательного процесса с
соответствующими инструкциями, положениями, планами и т.п., обязательными для
исполнения. Групповая самоподготовка обучаемых также требует особой ее
организации и обязывает разработку соответствующего методического обеспечения. Активное
морально-психологическое сопровождение обучаемых в так называемой “второй
половине дня” также насыщена учебно-воспитательными и психологическими
мероприятиями, выстроенными на принципах плановости и преемственности, но
обеспечивающимися различными службами (психологической, воспитательной,
курсовыми командирами и др.), деятельность которых мало согласована при
рассмотрении с позиции компетентностного подхода. Естественно, что данная
образовательная система, требующая больших трудовых затрат на разработку ее
организационно-методического обеспечения очень “неохотно” воспринимает любые
нововведения, требующие перестройки складывающейся десятилетиями системы
внутриорганизационного взаимодействия и переработки соответствующего
организационно-методического обеспечения.
На основе вышесказанного можно сформулировать следующие основные особенности
(ограничения) внедрения компетентностного подхода в вузах правоохранительных
органов можно выделить следующие:
инертность образовательного процесса в авторитарных вузах – в жестко
регламентированном процессе организации учебной деятельности в вузах
правоохранительных органов, построенном на неукоснительном исполнении регламентов и
инструкций, с трудом приживаются нововведения компетентностного подхода;
ограниченность (недостаточность) обновленного практико-ориентированного
методического обеспечения – специфика подготовки курсантов в вузах
правоохранительных органов требует соответствующего методического обеспечения,
учитывающего особенности служебно-профессиональной деятельности обучаемых. В
связи с этим передовые методические разработки, имеющиеся в гражданских вузах,
не применимы в вузах правоохранительных органов без дополнительной переработки,
что существенно ограничивает методическую обеспеченность учебно-воспитательного
процесса и затрудняет процесс его реформирования;
несогласованность вклада разных направлений учебно-воспитательного процесса
в формирование профессиональной компетентности курсантов – специфика учебно-воспитательного процесса
вузов правоохранительных органов, заключающаяся в совмещении учебной и
служебной деятельности курсантов и проживании обучаемых на территории вуза,
обеспечивается большим количеством внеучебных мероприятий, проводимых
различными службами (психологической, воспитательной, курсовыми командирами и
др.),
деятельность которых курируется разными департаментами и мало согласована при
рассмотрении с позиции компетентностного подхода.
Успешное преодоление обозначенных выше ограничений может существенно
повысить результативность учебно-воспитательного процесса по формированию
профессиональной компетентности курсантов.
Список литературы:
- Козлова, Н.В. Психолого-акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования: монография // Н.В. Козлова, О.Г. Берестнева, Л.А. Сивицкая. – Томск: Издательство ТГПУ, 2007. – 145 с.
- Евтихов О.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов: монография / О.В. Евтихов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 181 с.
Комментарии: