» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019
Автор: Плотницкая Ирина Валерьевна, -
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Практические задачи по геометрии как средство развития универсальных учебных действий учащихся основной школы
Дата публикации: 12.01.2019
УДК
378.146
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАДАЧИ ПО ГЕОМЕТРИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Плотницкая
Ирина Валерьевна
ФГБОУ ВО
«Псковский государственный университет», г. Псков
Аннотация. В данной работе в
соответствии с ФГОС ООО выделены универсальные учебные действия (УУД), которые
можно формировать в процессе решения практических задач по геометрии, и
определены критерии их сформированности. На примере
одной из практических задач показан
возможный процесс формирования УУД
учащихся в ходе ее решения. Была сделана попытка выявить степень осознания
учителями важности развития у учащихся выделенных
видов действий, к которым предъявляет требования ФГОС ООО.
Ключевые слова: практические задачи по
геометрии, ФГОС ООО, метапредметные результаты,
универсальные учебные действия.
Современное общество
претерпевает постоянные перемены, требующие изменений и в системе образования,
которые должны учитывать новые потребности и интересы общества. В свою очередь
это отражается в обновлении федеральных государственных образовательных
стандартов. Стандарт основного общего образования устанавливает требования к
результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы. Планируемые результаты ФГОС определяют не только
предметные, но и метапредметные и личностные
результаты. Метапредметные результаты включают
освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(УУД), способность их использования в учебной, познавательной и социальной
практике.
Задача учителя заключается не
только в формировании предметных знаний, умений и навыков, но и в развитии
таких умений учащихся, которые дадут им
возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и
компетенций, включая умение учиться.
В ходе опытно-экспериментальной
работы и анкетирования учащихся и учителей были выявлены основные затруднения,
возникающие у учащихся в процессе решения практических
задач по геометрии: пробелы в знаниях, невнимательность при решении задач,
проблемы в осмыслении и понимании формулировки задачи. Некоторые выявленные
затруднения, на наш взгляд, связаны с несформированностью
у учащихся определенных УУД.
Под практической задачей мы
будем понимать математическую задачу, фабула которой описывает некоторое
явление, процесс из окружающей нас действительности [8].
Таким образом, был сделан
вывод, что целенаправленное включение в
процесс обучения геометрии практических задач с последующим анализом сделанных
ошибок не только способствует более уверенному и успешному решению задач такого
типа, но и будет способствовать развитию определенных универсальных учебных
действий.
Мы сопоставили ФГОС ООО
Познавательные: общеучебные действия (работа с текстом, перевод текста на
язык математики, осуществление плана
решения, моделирование), логические (анализ текста, составление плана решения,
проверка и оценка правильности решения задачи), постановка и решение проблемы. Регулятивные: целеполагание;
планирование; контроль, оценка и коррекция; самооценка. Коммуникативные мы
определили как взаимодействие, т.е. организацию учебного сотрудничества и
совместной деятельности. Проиллюстрируем вышесказанное на примере задачи,
предлагаемой в демострационном варианте ОГЭ 2019
года.
Рис.1. Задача.
Рассматриваемая
задача нестандартная, имеет объемную формулировку, поэтому здесь требуется
дополнительное исследование условия и самостоятельный отбор знаний, которые
нужны для решения задачи. (В результате, задействуются познавательные
виды деятельности, причем как общеучебные, так и
логические (т. к. проводится анализ условия и требования задачи и установление
причинно-следственных связей).
Математическую
модель к задаче уже построена, поэтому от учащихся требуется провести работу с
построенной моделью на выполнение требований задачи и соотнесение результатов,
полученных на модели, с реальностью. (Т. о. в ходе обсуждения
(коммуникативные УУД) определяется способ и составляется план решения задачи,
проводится работа с математической моделью, т.о. задействуются
познавательные УУД.)
Для усиления эффекта от решения
данной задачи, готовую модель к задаче можно не давать учащимся, в связи с чем,
будет развиваться умение строить математическую модель к задаче. (Т. о. будет развиваться умение осуществлять
предварительный анализ текста задачи и перевод
информации из текстового представления в графическое.)
Данная задача может быть решена не
одним способом, поэтому можно формировать умение проводить анализ способа
решения задачи с точки зрения его рациональности. (Поэтому
далее производится контроль, т. е. оценивается правильность полученного
результата и при необходимости вносятся коррективы.)
Таким образом, при решении
данной задачи были задействованы все виды УУД. На основе формируемых
в процессе решения задачи познавательных УУД формируются и регулятивные УУД.
Таким образом, при решении данной задачи были задействованы виды УУД.
Практическая деятельность в
качестве учителя побудила меня обратить внимание и провести сравнение важности
выделяемых видов действий и степени сформированности
этих действий у учащихся. Для этого учителям математики была предложена анкета с выделенными видами
действий, которыми должны обладать учащиеся. Опрашиваемые должны были
ранжировать эти виды от наименее (присваивается число 1) до наиболее значимого с их точки зрения вида
действий (присваивается число 10). Кроме того по такой
же десятибалльной шкале они должны были оценить степень владения учащихся
выделенными видами действий.
Целью этого мини-исследования
была попытка выявить степень осознания учителями важности развития у учащихся выделенных видов действий, к которым предъявляет
требования ФГОС ООО. С другой стороны, определялась оценка учителями уровня
овладения выделенными видами действий
учащимися. Для проведения исследования учителям был предложен опросный
лист, представляющий собой таблицу (Таблица 1). Таблица была снабжена заданием:
«Расставьте числа в левом и правом
столбцах от 1 (хуже всего) до 10 (лучше всего) напротив соответствующих видов
действий. В левом столбце эти числа будут означать Вашу оценку значимости
выделенных видов действий, в правом – Вашу оценку уровня овладения ими учащихся».
Таблица 1.
Считаю, важно развивать у учащихся умение… |
Виды действий |
Считаю, что учащиеся умеют… |
|
Выделять
смысл задачи и ее компоненты. |
|
|
Выбирать
знаково-символические средства для построения модели. |
|
|
Проводить
знаково-символические учебные действия и строить модель. |
|
|
Проводить
анализ условия и требования задачи, выделять известные и неизвестные данные и
устанавливать причинно-следственные связи. |
|
|
Определять
способ и составлять план решения задачи. |
|
|
Реализовывать
план действий и проводить запись решения задачи. |
|
|
Выполнять
проверку правильности решения задачи и проводить оценку результата. |
|
|
Формулировать
проблему и находить способ ее решения. |
|
|
Ставить
учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и
того, что еще неизвестно. |
|
|
Определять
последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
составлять плана и последовательности действий. |
|
|
Вносить
необходимые коррективы в план и способ действия. |
|
|
Оценивать
свои возможности. |
|
|
Организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность. |
|
Виды действий, представленные в
таблице, соответствуют содержанию выделенных нами универсальных учебных
действий, которые можно формировать с помощью практических задач по геометрии.
Резюмируя суждения, полученные
на основе анализа представленных графиков (Рис.2), можно отметить, что, далеко
не всегда представления о значимости формируемых действий соответствуют их
реальной роли в процессе обучения математике, т.к. степень их сформированности у учащихся по
мнению учителей значительно отличается от требуемой. Рассматриваемые действия
необходимы не только для изучения математики, поэтому необходимо больше
внимания уделять формированию этих умений у учащихся.
Рис.2. Результаты опроса.
С учетом исследований ряда
авторов (Боженкова Л. И., Алексеева Е. Е., Асмолов А. Г., Бурменская Г. В.)
[1-3] нами были сделаны некоторые выводы по организации
процесса формирования УУД при решении практических задач по геометрии:
- В первую очередь следует формировать познавательные УУД, т. к. они связаны с процессом обработки информации (работа с текстом задачи) и со знаково-символической деятельностью (создание математической модели). В ходе этого у учеников развивается способность моделирования, происходит запоминание информации (познавательная составляющая задачи, способ решения), которое является основой процесса накопления, сохранения в памяти и последующего использования знаний.
- Регулятивные УУД стоит развивать на основе использования уже сформированных познавательных умений, т. к. они включаются в полный регуляторный процесс, благодаря чему у учеников формируются регулятивные УУД. В итоге сформированные регулятивные действия позволяют ученику в дальнейшем управлять своей учебно-познавательной деятельностью.
- Учебный процесс необходимо планировать таким образом, чтобы он включал организацию учебного сотрудничества и совместной деятельности. Это будет стимулировать согласованное взаимодействие учащихся между собой и с учителем, и, таким образом, способствовать формированию у них коммуникативных УУД.
- Необходимо также включить в учебный процесс составление подобных задач учащимися, т. к. это будет способствовать развитию УУД на творческом уровне.
Таким образом, использование
учителем на уроках геометрии практических задач, будет способствовать не только
формированию у учащихся умения выходить за пределы
стандартных учебных ситуаций, но и созданию условий для личностного и
познавательного развития учащихся.
Список литературы:
- Алексеева Е.Е. Планирование учителем формирования универсальных учебных действий при обучении составлению и решению задач в курсе геометрии // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27234 (Дата обращения: 23.03.2018).
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.—159 с.
- Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. Изд. 2-е испр. - М.: Лаборатория знаний, 2015. - 204 с..
- Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. М.: Просвещение, 1990. 96 с.
Комментарии: