» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019

Автор: Смекалин Сергей Владимирович, преподаватель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в современных условиях.

Статья просмотрена: 908 раз
Дата публикации: 18.01.2019

УДК 376

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Смекалин Сергей Владимирович

преподаватель

Чекарев Леонид Васильевич

преподаватель

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический  центр по гражданской обороне и чрезвычайным

ситуациям», г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В настоящей статье раскрыты проблемы и перспективы организации подготовки населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС,  основы безопасности жизнедеятельности, обучение населения, гражданская оборона, защита от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение.

 

Техногенные аварии и  катастрофы, стихийные бедствия, провокационная деятельность отдельных государств по развязыванию военных конфликтов требуют профессиональной подготовки  должностных лиц и специалистов, занимающихся  предупреждением и  ликвидацией их последствий, а также обучением  населения  умелым действиям  в условиях  возникающих  чрезвычайных ситуаций.  В Российской Федерации создана  система  подготовки населения и специалистов в области гражданской обороны (далее - ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), основанная на  применении современных  учебных программ,  форм и  методов обучения.

 Подготовка  населения  проводится в соответствии с требованиями  Федеральных  законов от 12.02.1998 № 28-ФЗ  "О гражданской обороне"  и   от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ  "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и  организуется в рамках единой системы подготовки населения в области  ГО и защиты населения от  ЧС  и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность), а также по месту жительства.  В целях обеспечения  единства взглядов в решении  государственной задачи  по подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях,  МЧС России  на основании постановлений  Правительства  РФ разрабатывает  организационные  указания  по подготовке  населения  в области  ГО и  защиты от ЧС, а также другие организационные документы по  организации подготовки и  обучения населения.

Основными организационными принципами подготовки населения являются всеобщность и непрерывность процесса обучения и совершенствования знаний в области безопасности жизнедеятельности в современных условиях.

 Принцип всеобщности предполагает обучение всех категорий населения, не зависимо от их возраста, рода деятельности  по  совершенствованию навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне и  выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Непрерывность заключается в поэтапном формировании  у обучаемых знаний, умений и навыков на протяжении всей  жизни, начиная со школьного возраста. Это овладение приемами и способами действий по защите работников организаций и  населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для организации подготовки населения в области ГО  в соответствии с  Постановлением  Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» [1]   федеральные органы исполнительной власти  планируют и осуществляют мероприятия по подготовке должностных лиц и работников гражданской обороны,  а также  осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой руководителей,  работников и личного состава формирований и служб организаций.  Они организуют  обучение  студентов по дисциплине  "Безопасность жизнедеятельности" по образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, а также  осуществляют информирование населения и пропаганду знаний в области гражданской обороны.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют обучение руководителей различного уровня, планируют подготовку населения в области гражданской обороны и  организуют изучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего  образования  предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".  Они в соответствии с планами  проводят учебно-методические сборы, учения, тренировки  по гражданской обороне,  организуют издание (в том числе и на языках народов Российской Федерации) учебной литературы и наглядных пособий по гражданской обороне и обеспечение ими населения и осуществляют контроль  за ходом и качеством обучения населения в области ГО  и защиты от ЧС.

Органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований организуют и осуществляют прохождение главами поселений и  руководителями организаций  в течение 3 месяцев после их вступления в должность, процедуры введения в должность руководителя гражданской обороны муниципального образования (организации).  Они организуют и обеспечивают повышение квалификации или  курсовое  обучение  должностных лиц и работников гражданской обороны организаций  в учебно-методических центрах, на курсах гражданской обороны,  а также организуют и осуществляют обучение населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.   Для совершенствования практических навыков  личного состава формирований и служб  проводят учения и тренировки по гражданской обороне,  с организациями, находящимися на территориях муниципальных образований.  Органы местного самоуправления  создают и оснащают в городских округах и муниципальных районах курсы гражданской обороны, а в сельских поселениях - учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и организуют их деятельность.

Организации  (с учетом особенностей своей деятельности),  на основе примерных программ, утвержденных МЧС России,  проводят  курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны по программам  обучения работающего населения,  планируют и проводят   учения и объектовые  тренировки, а также вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы.   Для успешного проведения занятий по гражданской обороне  организации  создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу и  оборудуют в каждом отдельном производственном и административном здании уголок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,  а также формы  обучения  и  группы  населения,  проходящие обязательную подготовку к  действиям в чрезвычайных ситуациях определены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». [2] 

Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций должно  проходить все население, проживающее  на территории  Российской Федерации, как работающее, так и неработающее и обучающиеся.  Подготовка  населения в области ГО и защиты от ЧС  должна быть направлена на  обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях и  защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, порядку действий по сигналам оповещения, приемам  оказания первой  помощи, правилам  пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, а также  на  практическое применение  полученных знаний  в интересах обеспечения личной безопасности жизнедеятельности.

Однако, существуют определенные проблемы и трудности в процессе организации и проведения обучения. Так, например, работники организаций неоднократно должны  отрываться от выполнения своих функциональных обязанностей для того, чтобы пройти обучение в области ГО и защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности. Они могут быть направлены на обучение  по программам курсового обучения (в зависимости от занимаемой  должности в структуре  гражданской обороны организации) на курсы гражданской обороны района или другую образовательную организацию.

В самих организациях ежегодно,  в рабочее время, по программам курсового обучения должны пройти обучение личный состав формирований и работники, не входящие в состав органов управления и сил ГО и ЧС (работающее население). 

Кроме того, должностные лица ответственные за пожарную безопасность, должны пройти обучение с отрывом от производства  по  программе  пожарно-технического минимума.

 Важным шагом по преодолению указанных проблем является внесение соответствующих изменений в существующие нормативные правовые акты, регламентирующие подготовку населения страны в области ГО и защиты от ЧС (табл. 1), что и было сделано в 2015-18 годах.

Таблица 1. Изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующие подготовку населения страны в области ГО и защиты от ЧС

Наименование НПА

Изменения

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»

Подготовка населения в области гражданской обороны - система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Уточнен порядок подготовки населения в области защиты от ЧС.

Введена новая форма подготовки  – курсовое обучение

Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области              гражданской обороны».

Уточнен порядок подготовки населения в области ГО.

 

Введены новые формы подготовки:

- курсовое обучение, которое предполагает обучение должностных лиц и работников ГО и РСЧС выполняющих свои обязанности на нештатной основе; личного состава формирований;

- участие руководителей (работников) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и организаций в тематических и проблемных обучающих семинарах (вебинарах) по гражданской обороне, проводимых под руководством вышестоящих органов, осуществляющих управление гражданской обороной;

-для работающего населения – курсовое обучение и прохождение вводного инструктажа по гражданской обороне по месту работы.

 

В соответствии с данными изменениями МЧС России разработаны и утверждены методические рекомендации  и примерные программы обучения  для организации подготовки населения в  области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, по которым должны проводиться занятия  по обучению руководящего состава и  работников организаций, а также  населения (табл. 2) [3-5].

Таблица 2. Методические документы МЧС России по вопросам подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.

Наименование НПА

Изменения

Примерные программы курсового обучения населения в области ГО и защиты от ЧС (22.02.2017 г. № 2-4-71-8-14).

 

1. Примерная программа курсового обучения должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

2. Примерная программа курсового обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований;

3. Примерная программа курсового обучения личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;

4. Примерная программа курсового обучения личного состава спасательных служб;

5. Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

 

Внесенные изменения сократили сроки обучения руководителей и работников по вопросам ГО и защиты от ЧС. Ранее программы обучения  в сторонних организациях были продолжительностью до 72  учебных часов, теперь максимальный срок обучения работников, входящих в состав формирований гражданской обороны составляет  24-36 часов. Отрыв от исполнения служебных обязанностей сократился в 2 раза.

Обучение отдельных  категорий работников, входящих в состав  органов управления ГО и ЧС  стало  проводиться дистанционно, данный процесс к 2020 году  будет расширяться применительно и к другим работникам организаций, входящим в состав нештатных формирований по выполнению мероприятий гражданской обороны. 

Содержание современных учебных программ курсового обучения  стало более насыщенным и носит практическую направленность, общие вопросы  слушатель может изучить самостоятельно, используя литературу и Интернет.

Руководящие документы  уже сегодня сократили сроки обучения  работающего населения, а как это скажется на нашей с вами безопасности? Бесспорно, на безопасность человека влияет множество факторов. Нельзя оставлять без внимания и сложившиеся социально-экономические условия, а особенно, развитие современных информационных технологий. Совершенствование технологий на основе коренных сдвигов в системе научных знаний привели к научно-технической революции, начало которой принято относить к середине XX века. Это время овладения энергией атома, создания первых электронно-вычислительных машин и выхода человека в космос.

Если окунуться в историю становления и развития гражданской обороны,  то можно установить взаимосвязь между развитием технического прогресса, внедрения новых технологий, в частности новых видов вооружения, способов защиты от возможных угроз, и современной системой подготовки населения.

Так, например, развитие боевой авиации, способной наносить удары по промышленным объектам и населенным пунктам в тылу страны,  появление химического и ядерного оружия потребовали совершенствования  системы защиты населения и народного хозяйства от различных видов нападения.

Еще в 1932 году постановлением Совета Народных Комиссаров СССР утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР», в котором отмечается, что подготовка населения к защите от воздушного и химического нападения обретает важную государственную значимость. В это время обучение работников и населения  проводится по отработке  способов защиты от воздушного нападения, применения химического оружия, проведения мероприятий светомаскировки, использования средств индивидуальной защиты. С появлением в мире  ядерного оружия в Советском Союзе  была создана новая общегосударственная оборонительная система - гражданская оборона. На гражданскую оборону возлагаются задачи по подготовке страны к защите от оружия массового поражения и всеобщего обучения населения способам защиты от него. Современное   высокоточное оружие позволяет выводить из строя наиболее важные  объекты экономики и поражать их  работников, поэтому защита от такого вида нападения  должна  акцентироваться на заблаговременном создании  надежных защитных сооружений гражданской обороны, чего к сожалению сегодня не делается.   

Крупномасштабные техногенные аварии и природные катастрофы второй половины XX века и начала XXI века показали необходимость создания государственной структуры, направленной на противостояние чрезвычайным ситуациям и важность проведения мероприятий по обеспечению защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 

Поэтому,  на современном этапе,  главной задачей подготовки населения в области гражданской обороны  и защиты от чрезвычайных ситуаций в  Российской Федерации   является подготовка  всех групп   населения в области ГО и защиты от ЧС, при этом,  особое внимание обращается  на  повышение практической направленности подготовки  к действиям при угрозе и возникновении опасностей,  присущих чрезвычайным ситуациям  и военным конфликтам,  в том числе действиям по сигналу "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!", а также повышение качества проведения учебных занятий по программам обучения, без уменьшения количества населения, охватываемого ими.  (Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах на 2016-2020 годы).

Сегодня научно-технический прогресс охватывает все сферы и направления деятельности человека. Происходит автоматизация многих процессов в управленческой деятельности, здравоохранении и образовании, на новый уровень переходят многие отрасли сферы услуг.

Наверное, не все смогут сказать: А что будет завтра?

Какие технологии будут внедрены в современное производство?

В соответствии с этим возникают вопросы:

  • чему учить (какие опасные факторы будут хранить в себе новые технологии)?
  • кого учить (какие категории населения должны будут обязательно проходить обучение)?
  • как учить (какие формы, методы и способы обучения будут оптимально приемлемы в новых социально-экономических условиях)?

Чтобы ответить на данные вопросы  проводятся научные исследования, которые помогут установить наиболее вероятные угрозы современного мира в соответствии с дальнейшим развитием производства, уточнить способы защиты от них и определить направления совершенствования системы подготовки населения [5].

На наш взгляд, уже сегодня, в целях совершенствования системы подготовки населения, необходимо говорить не о подготовке в области ГО и защиты от ЧС, а о системе подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности. Необходимо нормативно закрепить создание и функционирование такой системы, которая первоначально должна включить в себя обучение населения в области ГО и защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, а в последующем по охране труда, электробезопасности, радиационной безопасности и т.д.

Устойчивый успех любой деятельности человека зависит, прежде всего, от его мировоззрения, системы ценностей и идеалов. Поэтому от того, какое место в системе ценностей и идеалов личности занимают вопросы обеспечения собственной безопасности, безопасности окружающих людей, природной и техногенной среды, зависит и безопасность жизнедеятельности, как самого человека, так и общества в целом. Нужно, чтобы безопасность жизнедеятельности стала внутренней  необходимой потребностью каждого человека.

Добиться этого возможно путем формирования общественного мнения, направленного на обеспечение безопасности. Способствовать этому будет агитационная, пропагандистская деятельность, которая может быть осуществлена благодаря проведению масштабной, общенациональной, целенаправленной информационной компании с участием органов государственной власти с привлечением средств массовой информации и общественных организаций.

Нельзя забывать и об использовании современных технологий автоматизации, визуализации и компьютерного моделирования учебного процесса, повышении квалификации специалистов осуществляющих подготовку населения и применении актуального обучающего контента[6].

Научные исследования должны помочь определить:

  1. Сценарии возможного социально-экономического развития страны:
    варианты использования новых технологий в той или иной области производства и дея-тельности;
    влияние новых технологий на систему обеспечения безопасности населения и террито-рий.
  2. Пути совершенствования системы обеспечения безопасности населения и территории от угроз современного мира на основе анализа возможных угроз и опасностей включаю-щие: перспективы развития системы обеспечения безопасности населения и территорий;
    особенности организации защитных мероприятий от вероятных угроз и опасностей.
  3. Основные способы и методы формирования общественного сознания, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
  4. Направления совершенствования системы подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности.
  5. Правильность подготовки и обучения населения в области ГО и защиты от ЧС, как наи-более рационально организовать ее на работе и по месту проживания, чтобы каждый человек умел правильно действовать по сигналам оповещения, оказывать первую по-мощь, пользоваться индивидуальными средствами защиты в интересах обеспечения личной безопасности.


Список литературы:

  1. Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении положе-ния об организации обучения населения в области гражданской обороны». Справочная система «Кодекс», электронный доступ: http://docs.cntd.ru/document/901873584.
  2. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Нормативно-правовые акты РФ, эл. доступ: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-04092003.
  3. Рекомендаций по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС, утвержденные МЧС России от 02.12.2015 № 2-4-87-46-11.
  4. Примерная программа курсового обучения должностных лиц и работников гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычай-ных ситуаций (утвержденная Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствии 22.02.2017 г. № 2-4-71-8-14): в Сборнике примерных программ курсового обучения насе-ления в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций/ МЧС Рос-сии. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. –С. 7 – 55.
  5. Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федера-ции в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности людей на водных объектах на 2016-2020 годы/МЧС России, М: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. – С. 24.
  6. Совершенствование нормативного и методического обеспечения подготовки различных групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: Отчет о НИР. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ); М., 2016. – С. 198.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: