» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019

Автор: Копытова Светлана Михайловна, аспирант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Некоторые подходы в процессе обучения водителей транспортных средств

Статья просмотрена: 344 раз
Дата публикации: 28.01.2019

УДК 371.398

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Копытова Светлана Михайловна

аспирант

Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

 

Аннотация. В статье дана краткая характеристика личностно-ориентированного, компетентностного и гуманистического подходов в контексте их применения в учреждении дополнительного профессионального образования. Рассмотрены особенности и целесообразность их включении в процесс обучения в автошколе. Отмечена продуктивность использования таковых для достижения цели обучения – формирования модели безопасного участника дорожного движения. 

Ключевые слова: автошкола, дополнительное профессиональное образование, гуманистический подход, компетентностный подход, личностно-ориентированный подход.

 

Стратегия, ведущая к достижению поставленной образовательной цели, представляет собой совокупность  определенных педагогических подходов, которые являются фундаментом современного образования, в том числе и одной из его отраслей – дополнительного профессионального образования.  Из широкого спектра педагогических подходов, активно используемых в образовательной  среде, в рамках данной статьи рассмотрим лишь некоторые из них, отметив при этом целесообразность применения таковых в процессе подготовки будущих водителей в автошколе. В частности, будут рассмотрены особенности личностно-ориентированного, компетентностного и гуманистического подходов.

Характеризуя личностно-ориентированный подход, следует указать на особенности процесса обучения в автошколе, заключающиеся в том, что здесь приходится иметь дело с разнообразной слушательской аудиторией, состоящей из представителей различных слоев общества, носителей всевозможных профессий,  принадлежащих к разным возрастным группам. Трудно не согласиться с утверждением, что применение тех или иных педагогических подходов едва ли окажется продуктивным  и будет  обеспечивать равный уровень усвоения материала всеми обучающимися. Но, с другой стороны, являясь ориентированной на внутренне мотивированного и заинтересованного учащегося, в арсенале которого уже имеются необходимые знания, умения и жизненный опыт, система дополнительного профессионального образования располагает достаточно широким выбором технологий,  применение которых позволит достичь положительного результата и конечной цели обучения, в нашем случае    формирование безопасного участника дорожного движения.  Но даже при наличии названных обстоятельств, учет индивидуально-личностных и психологических особенностей каждого из обучающихся является обязательным условием организации учебного процесса.

Касательно нашей тематики, а именно – обучения в автошколе, следует указать, что корректное изложение содержания курса «Правила дорожного движения» должно обеспечить правильное  восприятие и оценку слушателями данного материала.  Именно персональная, личностная оценка обучающимся  смысла этого материала  может стать показателем безопасности в ходе осуществления им впоследствии взаимодействия с другими участниками дорожного движения. Следовательно, принимая во внимание особенности личностно-ориентированного обучения, существенное значение здесь приобретают цели, мотивы, потребности обучаемого, его интеллект, способности и прочие индивидуально-психологические характеристики.  

Другими словами, достижение определенной жизненной цели (в контексте нашего изложения – получение статуса безопасного участника дорожного движения) есть важный шаг на пути саморазвития, самосовершенствования и самореализации, который в плане персональной значимости и личностной осмысленности имеет серьезное значение. Персональная оценка собственной деятельности и ее результатов является признаком личностно-ориентированного подхода, осуществляемого посредством учета таких факторов, как содержание образования, многообразие и вариативность педагогических технологий, в результате чего взаимодействие субъектов процесса обучения оказывается целенаправленным на личностное самоопределение, саморазвитие и самореализацию.    

Так, Ю. К. Бобанский утверждает, что в рамках личностно-ориентированного подхода, предполагающего всестороннее изучение личности обучающегося, особое внимание необходимо уделить таким аспектам, как его отношение к процессу обучения и работоспособность, образовательная подготовленность,  нравственная воспитанность,  развитие психических процессов,  ведущие интересы и склонности, особенности мышления, в числе которых способность к самостоятельному мышлению и умение выделять в процессе познания наиболее существенное  [2, с. 176].

В обобщенном виде смысл личностно-ориентированного подхода состоит в том, чтобы помочь человеку на пути самоопределения выстроить собственную жизненную позицию, определившись с кругом личностных интересов,  приоритетов и ценностей. Успешность реализации положений данного подхода может быть подтверждена в ходе формирования персонального стиля осуществления какой-либо деятельности, основанного на совокупности индивидуально-личностных особенностей. В контексте нашего повествования уместным является указание на формирование стиля вождения – совокупности специфичных, устоявшихся алгоритмов действий в процессе управления транспортным средством и типичных образцов поведения в пределах дорожной среды. Те водительские чувства, которые начинают формироваться в процессе обучения в автошколе, служат впоследствии фундаментом для становления опыта, т.е. трансформации навыков в автоматизированную точность и четкость выполнения водителем своего непосредственного функционала. Безусловно, без принятия во внимание личностных характеристик индивидуума сложно способствовать формированию того стиля вождения, который обеспечивал бы сохранение жизненно важных интересов всех участников дорожного взаимодействия.

Поскольку критериями эффективности применения личностно-ориентированного обучения являются параметры личностного роста и развития, то применительно к специфике обучения в автошколе, имеющийся у слушателей курсов субъективный опыт участия в дорожном движении, может быть скорректирован, дополнен или обогащен недостающим ценностным, эмоционально-нравственным содержанием, исходя из персональных потребностей каждого отдельно взятого человека.

Суть компетентностного подхода заключается в том, чтобы не просто вооружить человека арсеналом знаний, но подготовить его к эффективному применению этих знаний, используя при этом потенциал способностей и навыков для осуществления продуктивной деятельности в какой-либо сфере. В рамках данного подхода, относительно дополнительного профессионального образования, происходит формирование специалиста, обладающего качественными характеристиками, необходимыми ему для саморазвития и самореализации в соответствующей профессиональной области. Причем, становление полноценного специалиста предполагает освоение им не только компетенций, требующихся лишь для производства определенной профессиональной деятельности, но и компетенций, значимых для выполнения им целого ряда социальных ролей. Существует мнение, что компетентностный подход дает возможности согласования образовательной политики с постоянно изменяющимися условиями функционирования общества [1].  

Компетентностный подход применительно к образовательному процессу автошколы приобретает особую значимость в связи со специфическим, нестабильным состоянием автотранспортной системы Российской Федерации, диктующим актуальные существующему положению требования к личности участника дорожного движения и к уровню его подготовки. Данный подход определяет содержание и особенности организации образовательного процесса, направленного на формирование у будущего специалиста профессиональных компетенций, отражающих уровень его теоретической и практической подготовки. Необходимый уровень подготовленности специалиста определяется степенью освоения им нормативно-правовых, технических, управленческих и социокультурных компетенций, которые призваны обеспечить успешность и эффективность выполнения им своих профессиональных функций.

Следует подчеркнуть, что компетентностный подход рассматривается исследователями как механизм становления успешного специалиста, деятельность которого характеризуется наличием следующих компонентов: системность, мобильность, многозадачность, многофункциональность, позволяющих судить о компетентности данного специалиста. В частности, компетентность водителя можно трактовать как возможность и готовность выполнения им одновременно операторской, исполнительской,  психологической, контролирующей функций [3].

Таким образом, компетентность водителя транспортного средства имеет в основе своей целый спектр знаний, ряд навыков и умений и определяется, прежде всего,  такой деятельностью, которая не имеет своим следствием возможность возникновения ситуаций нестандартного, опасного характера, т.е. она непосредственным образом сопряжена с безопасностью.

Гуманистический подход, естественным образом, в противовес авторитарному стилю приобрел актуальность во всех сферах образования. В широком понимании, гуманизм – мировоззрение, основывающееся на принятии ценности личности с ее правами и свободами. Воспитание в соответствии с идеями гуманизма предполагает формирование общечеловеческих ценностей, наиболее приоритетными среди которых являются лояльное, уважительное отношение к личности.

Проецируя эти идеи на обучение в автошколе, следует указать, что их важность именно в данном сегменте образования наиболее велика. В силу чрезвычайного распространения и принятия как вполне приемлемой на российских дорогах агрессивной модели поведения, процесс внедрения принципов гуманизации сталкивается с определенными трудностями.  Поэтому направленность образовательного процесса в сторону приоритета личности, и что в не меньшей степени значимо, признание ею прав и ценности других личностей, может стать поводом для изменения характера взаимоотношений на дороге.

Образование в соответствии с принципами гуманизации должно основываться на следующих требованиях:

  • признание и распространение прав человека как фундаментальных основ демократического общества;
  • усиление понимания и укрепление взаимного доверия между людьми;
  • гармоничное развитие личности, обеспечение ее безопасности и социальной защищенности;
  • забота о человеке и минимизация ситуаций социального исключения.

Как видим, гуманистическая концепция образования подразумевает воспитание в человеке тех качеств, которые способствуют принятию жизненной модели, основанной на признании не только личной самоценности, но и ценности других членов общества. Взаимодействие, происходящее в условиях взаимного доверия и понимания – путь к стабилизации во всех сферах жизнедеятельности социума. В частности, гуманистическая направленность процесса обучения в автошколе способна обогатить его содержание смыслом – безоговорочного следования образцу поведения, в основе которого лежит принцип взаимного уважения интересов каждого отдельно взятого участника дорожного движения.

Безусловно, описание каждого из подходов и указание на их преимущества не подразумевает исключительность того или иного подхода. Применение их в совокупности, в качестве дополнения друг к другу может способствовать достижению поставленной цели обучения, в данном случае – формированию модели безопасного участника дорожного движения.



Список литературы:

  1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании / / Высшее образование в России. – 2004. – №11. – С. 3 – 13.
  2. Викулина М.А., Дмитриева Е.Н. Педагогическая технология в деятельности учителя: Учебное пособие. – Н.Новгород: НГЛУ им. Добролюбова, 2005. – 283 с.
  3. Кайманов. А. Д. Модель формирования многомерных компетенций у водителя пассажирского автотранспорта // Казанский педагогический журнал. – 2013. – № 2(97). – С. 130 – 136.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: