» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019

Автор: Анпилогова Мария Ивановна, Студент-бакалавр
Рубрика: Исторические науки и археология
Название статьи: Роль внутренних и внешних факторов в формировании внешней политики Японии в 60-70х годов XIX в.

Статья просмотрена: 16 раз
Дата публикации: 23.01.2019

УДК 94(5)

РОЛЬ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ В 60-70Х ГОДОВ XIX В.

Анпилогова Мария Ивановна

студентка исторического факультета, 5 курс

Курский государственный университет, г. Курск

           

Аннотация. В статье рассматривается развитие японского общества во второй половине XIX в. Особое внимание уделяется внешней политики, в частности корейскому направлению. Исследуются причины выбора данного внешнеполитического курса через призму внутренних и внешних факторов.

Ключевые слова: Япония, внешняя политика, Корея, экспансия Кореи, Мэйдзи-исин

 

Последовавшие за реставрацией Мэйдзи реформы положили начало быстрым изменениям в японском обществе. Как и любые реформы, они неизбежно вели к ущемлению интересов одних социальных слоев, к появлению очагов общественной напряженности и реакции в виде социального протеста.

Реставрация Мэйдзи-исин не оправдала надежд японского крестьянства, что привело к росту числа выступлений. В 1868 г. их было 17, в 1869 – 48, в 1870 – 31, в 1871 – 24, в 1872 – 16 и в 1873 – 37. [2, с. 78]. Вначале 70-х гг. к требованиям крестьян о снижении налогов и упразднении некоторых повинностей добавились и новые, возникшие в результате проведения преобразований в стране. Крестьяне выступали теперь и против всеобщей воинской повинности, введения григорианского календаря. Значительное количество выступлений было связано и с неоправданными ожиданиями проведенной аграрной реформы.

Большое количество недовольных политикой правительства было и среди самураев. Сыграв значительную роль в реставрации Мэйдзи, основная часть самурайства не смогла приспособиться к новым условиям жизни японского общества. Многие из них не только не могли начать предпринимательскую деятельность в силу экономических причин, но и не хотели заниматься этим, держась за сословные привилегии и невозможность стать в один ряд с простолюдинами. Особое недовольство самураев вызвал закон о запрете ношения мечей – Хайто:-рэй [7].

Видя реакцию на проводимые реформы, правительство осознавало, что лучшим выходом из напряженной ситуации будет победоносная экспедиция. Данное мероприятие смогло бы отвлечь основную часть самурайства от внутриполитических проблем и укрепить престиж новой власти.

Значительное влияние на формирование и проведение как внешней, так и внутренней политики, оказывали неравноправные договоры – Ансэйские договоры [9], которыми была связана Япония с Соединенными Штатами, Великобританией, Францией, Голландией и Россией. Как следствие, Япония предоставляла иностранцам право жить на своей территории по законам своих стран, что вызывало возмущение со стороны оппозиции. Следовательно, одной из задач своей политики новое правительство видело в усилении внешнеполитических позиций Японии путем пересмотра неравноправных договоров.

Часть государственных деятелей первого правительства Мэйдзи (1868 – 1871 гг.) придерживалась идеи, что для пересмотра договоров Япония должна заявить о себе как о сильном, не уступающем в развитии Западным странам государстве. И для решения этой проблемы выдвигались идеи об экспансии в отношении других стран. Кидо Такаёси в 1868 г. выдвинул лозунг «сэйканрон» - «покорение Кореи». Он считал, что военный поход в Корею сможет стать средством сплочения государства и решением внутренних проблем самой Японии. [5.] Но в правительстве мнения разделились по поводу сроков проведения данной операции. Ивакура, Окубо, да и сам Кидо  Такаёси, который изменил свои взгляды в 1872 г., когда лично посетил Европу и Америку в составе миссии Ивакура, считали, что для начала нужно разрешить внутренние проблемы. Другая часть – Сайго, Итагаки, Гото полагали, что нужно немедленно выступать в поход. Но эта часть оказалась в меньшинстве и перешла затем в оппозицию.

Другой политик – Окубо Тосимити – активно настаивал на войне с Россией, ссылаясь на разногласия по сахалинскому вопросу. Он также видел в военной экспедиции средство сплочения японской нации. [6, С. 135-139.]

Иными словами, в проведении агрессивной политики японское правительство видело не только создание крепкого государства, восстановление престижа, но и отвлечение больших масс людей от проблем внутри страны.

Из-за усиливавшегося роста недовольства итогами реставрации и проводимых реформ, разногласий в правительстве, японская правящая верхушка стала придавать большое значение внешней политики, в особенности японо-корейскому вопросу.

Исторически сложилось так, что Корея стала объектом экспансии Японии. Еще Тоётоми Хидэёси в конце XVI в. выбрал Корейский полуостров целью своих азиатских походов. С 1590 года он не только осуществлял контроль над всей территорией Японии, но и стремился расширить сферу влияния на Корею и Китай. Военные походы закончились неудачами из-за противостояния объединенных сил Кореи и Китая. С 1607 г. отношения были восстановлены, и в период Эдо были осуществлены несколько корейских посольств в Японию, что способствовало установлению дипломатических контактов.

В XIX в. взоры правящей элиты вновь были обращены на Корею. Важным фактором в выборе этого направления сыграла географическая близость двух территорий. Япония и Корея географически находятся по соседству, на одной широте и в схожих климатических поясах. Около 80% земель в двух странах составляют горные массивы, что делает их практически непригодными для проживания. В случае проведения удачной политики, территория Корейского полуострова становилась удобным плацдармом для выхода на материк. К тому же, все еще относительно сильный в военном отношении Китай, с освоенными европейским капиталом рынками, вряд ли мог стать целью военной экспансии Японии.

Другим фактором выбора корейского направления во внешней политике была и близость культур двух стран.

С первых годов своего правления правительство Мэйдзи стало предпринимать попытки наладить дипломатические отношения с Кореей в одностороннем порядке вплоть до 1873 года. Во многом эти действия были вызваны и опасениями со стороны правящей элиты, что безынициативная политика в отношении Кореи может привести к усилению там западного господства. Действительно, в середине XIX века на суверенность Кореи претендовали несколько стран: Англия, имевшая под своей властью колонии в Индии и торговые преимущества в Китае; Франция, подчинившая себе большие территории в Юго-Восточной Азии; США, которые к этому времени закончили войну между Севером и Югом и были готовы вступить в борьбу за территориальное господство в мире.

В 1869 г. Японией было отправлено несколько дипломатических миссий, целью которых было изучение отношений Кореи с Китаем и Россией, а также возможность установление контактов непосредственно с ее правительством. Но корейские правящие круги были резко настроено против иностранного влияния, в том числе и японского. Они осуждали японцев за их активное контактирование со странами Запада. Недальновидность корейского правительства сказалась на невозможной своевременной модернизации Кореи. В то время как Япония активно приступила к реформированию в своей стране.  Корея же напротив отказывалась перенимать передовые знания западноевропейских знаний. Страна оставалась приверженицей идеи сохранения собственной изоляции.

С целью выяснения внутреннего состояния Кореи, в 1870 г., Японией была организована так называемая «дипломатическая миссия» во главе с Сада Хакубо. В своем отчете Сада представил сведения об экономическом и военном потенциале Кореи. Так же высказывались опасения насчет усиления внешней политики со стороны западных держав. [4, С. 133).]

Но из-за разногласий внутри японского правительства, вопрос о военной экспансии Кореи пришлось отложить на несколько лет. Главным спорным моментом оставались сроки проведения военной акции, приведшие в итоге к расколу в правительстве Японии.

После успешного проведения реформ по объединению земель – Хайхан тикэн [8] – и установлению единого правления императора над всей территорией Японии –  Хансэки хо:канн [1], была проведена реформа Государственного Совета – Дадзёкана. В центральной палате сосредоточилась верховная власть, во главе с Сандзё Санэтоми.  Правая палата, возглавляемая Ивакура Томоми, следила за исполнением решений и контролировала работу министерств и департаментов. Левая палата выполняла роль представительного органа [2, С. 41].

Основная задача проведенной реформы состояла в установлении согласия между придворной аристократией и четырьмя княжествами – Тоса, Тёсю, Сацума и Хидзэн. Замысел автора этого проекта – Кидо Коин – состоял в том, что пропорциональное распределение должностей станет залогом успешного проведения дальнейших реформ и снизит внутриполитическую напряженность.

Еще в 1871 г., после отъезда большей части членов Правительства в Америку в составе дипломатической миссии Ивакура, наметились основы для раскола.  Оставшаяся часть Правительства в Токио приняла решение, что ею не будут проведены крупные реформы и не будут предприняты серьёзные решения, принятие которых зависит от одобрения всех членов японского руководства.  Обещания «токийской администрации» должны были предотвратить возникновение споров и разногласий, способствуя лишь сохранению единства в правящей коалиции.

Но, несмотря на данные обещания, «токийская администрация» не раз предпринимала попытки внутриполитических преобразований. К проведению таких реформ это правительство подталкивало финансовое состояние страны. Из-за активной торговой деятельности иностранных купцов, казна опустошалась. Также большой урон казне приносили и ежегодные выплаты пенсий бывшим самураям. К тому же, перед правительством стояла задача организации и контроля над вооруженными силами, мобилизация которых произошла весной 1871 г. [2, С. 47].

Поэтому, «токийская администрация» и считала, что решение этих первостепенных задач для государства нельзя откладывать до возвращения миссии Ивакура.

Больше всего споров и разногласий между членами правительства вызвал вопрос о ликвидации самурайских пенсий. Членам миссии Ивакура была ясна вся сложность экономического положения Японии. Но данную реформу большинство членов Правительства сочло слишком радикальной.  В итоге «токийская администрация» была вынуждена отказаться от проекта отмены самурайских пенсий.    

Между членами «токийской администрации» и миссией Ивакура возникли разногласия и по поводу внешнеполитической стратегии по отношению к Корее. Эти события и послужили причинами раскола правительства и выхода из него высокопоставленных деятелей.

Летом 1873 г. Соэдзима Танэоми проводил переговоры в Китае по вопросу урегулирования внешнеполитического конфликта – убийства 54-х рыбаков острова Рюккю. [3].

В это время на заседании центральной палаты был выдвинут вопрос о «корейской проблеме». Уэно Кагемори предложил немедленно отправить в Корею военную экспедицию для проведения переговоров с корейским руководством. Его поддержали Итагаки Тайсукэ и Сайто Такамори. Последний также отмечал, что Япония должна действовать аккуратно, с целью не дать возможности иностранным государствам ввести в Корею свои войска. Он предлагал отправить с дипломатической миссией посланника, на роль которого сам Сайто был готов пойти. В данном случае ситуация имела бы два выхода – либо путем переговоров, либо спровоцировать убийство японского посланника, дабы иметь веские основания для ввода своих войск в Корею. Он заявил: «Пусть у меня нет дипломатических навыков и опыта Соэдзима, но одну вещь я могу сделать хорошо, приготовиться к собственной смерти…»[10. P. 110-116.]

По вопросу назначения посланника в Корею возникли разногласия в Правительстве. Одна группа, в которой были Ивакура, Окубо, Окума и Оки, была против этого. Остальные же члены поддерживали ранее принятое решение.

Ивакура отправил петицию на имя императора, в которой ясно давал понять, что отправка посланника на данный момент будет иметь непредсказуемые последствия для страны. И на следующий день императором был издан указ об отмене решения о назначении Сайго посланником в Корею. В знак протеста Сайго, а также поддержавшие его Итагаки, Гото, Это и Соэдзима вышли из состава правительства.

В результате раскола в составе правительства и последовавших за ним кадровых изменений, к власти в Японии пришли деятели, разделявшие экспансионные взгляды ушедших в отставку коллег, но имевшие под этой политикой прагматизм и понимание необходимости развития экономики.



Список литературы:

  1. Возвращение земель и населения Императору // Национальный архив Японии [Электронный ресурс] URL: http://www.archives.go.jp/ayumi/kobetsu/m02_1869_01.html
  2. Жуков А.Е. (Отв. ред.) История Японии. Том 2. 1868-1998 М.: Институт востоковедения РАН, 1998 — 703 с.
  3. Ибис П. И. «Экскурсия на Формозу», журнал «Морской сборник» — СПб., 1876 г.
  4. Нихон гайко бунсё (НГБ) (Документы по японской внешней политики).
  5. Совастеев В.В. Общественно-политическая мысль Японии 40-60-х годов X IX века. Доктор, дис. Владивосток, 1994
  6. Тояма Снгэки. «Мэйдзи сёнэн но гайко исики» (Внешнеполитические взгляды Японии в впервые годы эпохи Мэйдзи), Т. 9. Токио,1973.
  7. Указ о запрете мечей // Национальный архив Японии [Электронный ресурс] URL: http://www.archives.go.jp/ayumi/kobetsu/m09_1876_02.html
  8. Указ о ликвидации ханов и основании префектур // Национальный архив Японии [Электронный ресурс] URL: http://www.archives.go.jp/ayumi/kobetsu/m04_1871_03.html
  9. Японско-американский договор о дружбе и торговле. // Министерство иностранных дел Японии [Электронный ресурс] URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/annai/honsho/shiryo/qa/bakumatsu_01.html
  10. Kim Key-hiuk. The Last Phase of the East Asian World Order: Korea, Japan and the Chinese Enipn-c. Berkeley, 1980.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: