» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019
Автор: Анпилогова Мария Ивановна, Студент-бакалавр
Рубрика: Исторические науки и археология
Название статьи: Роль внутренних и внешних факторов в формировании внешней политики Японии в 60-70х годов XIX в.
Дата публикации: 23.01.2019
РОЛЬ
ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ В 60-70Х
ГОДОВ XIX
В.
Анпилогова Мария Ивановна
студентка исторического факультета, 5 курс
Курский государственный университет, г.
Курск
Аннотация. В статье рассматривается
развитие японского общества во второй половине XIX в. Особое внимание уделяется внешней
политики, в частности корейскому направлению. Исследуются причины выбора
данного внешнеполитического курса через призму внутренних и внешних факторов.
Ключевые слова: Япония, внешняя
политика, Корея, экспансия Кореи, Мэйдзи-исин
Последовавшие за реставрацией
Мэйдзи реформы положили начало быстрым изменениям в японском обществе. Как и
любые реформы, они неизбежно вели к ущемлению интересов одних социальных слоев,
к появлению очагов общественной напряженности и реакции в виде социального
протеста.
Реставрация Мэйдзи-исин не
оправдала надежд японского крестьянства, что привело к росту числа выступлений.
В 1868 г. их было 17, в 1869 – 48, в 1870 – 31, в 1871 – 24, в 1872 – 16 и в
1873 – 37. [2, с. 78]. Вначале 70-х гг. к требованиям крестьян о снижении
налогов и упразднении некоторых повинностей добавились и новые, возникшие в
результате проведения преобразований в стране. Крестьяне выступали теперь и
против всеобщей воинской повинности, введения григорианского календаря.
Значительное количество выступлений было связано и с неоправданными ожиданиями
проведенной аграрной реформы.
Большое количество недовольных
политикой правительства было и среди самураев. Сыграв значительную роль в
реставрации Мэйдзи, основная часть самурайства не смогла приспособиться к новым
условиям жизни японского общества. Многие из них не только не могли начать
предпринимательскую деятельность в силу экономических причин, но и не хотели
заниматься этим, держась за сословные привилегии и невозможность стать в один
ряд с простолюдинами. Особое недовольство самураев вызвал закон о запрете
ношения мечей – Хайто:-рэй [7].
Видя реакцию на проводимые
реформы, правительство осознавало, что лучшим выходом из напряженной ситуации
будет победоносная экспедиция. Данное мероприятие смогло бы отвлечь основную
часть самурайства от внутриполитических проблем и укрепить престиж новой власти.
Значительное влияние на
формирование и проведение как внешней, так и внутренней политики, оказывали
неравноправные договоры – Ансэйские договоры [9], которыми была связана Япония
с Соединенными Штатами, Великобританией, Францией, Голландией и Россией. Как
следствие, Япония предоставляла иностранцам право жить на своей территории по
законам своих стран, что вызывало возмущение со стороны оппозиции.
Следовательно, одной из задач своей политики новое правительство видело в
усилении внешнеполитических позиций Японии путем пересмотра неравноправных
договоров.
Часть государственных деятелей первого правительства Мэйдзи
(1868 – 1871 гг.) придерживалась идеи, что для пересмотра договоров Япония
должна заявить о себе как о сильном, не уступающем в развитии Западным странам
государстве. И для решения этой проблемы выдвигались идеи об экспансии в
отношении других стран. Кидо Такаёси в 1868 г. выдвинул лозунг «сэйканрон» -
«покорение Кореи». Он считал, что военный поход в Корею сможет стать средством
сплочения государства и решением внутренних проблем самой Японии. [5.] Но в
правительстве мнения разделились по поводу сроков проведения данной операции.
Ивакура, Окубо, да и сам Кидо Такаёси,
который изменил свои взгляды в 1872 г., когда лично посетил Европу и Америку в
составе миссии Ивакура, считали, что для начала нужно разрешить внутренние
проблемы. Другая часть – Сайго, Итагаки, Гото полагали, что нужно немедленно
выступать в поход. Но эта часть оказалась в меньшинстве и перешла затем в
оппозицию.
Другой политик – Окубо Тосимити – активно настаивал на войне
с Россией, ссылаясь на разногласия по сахалинскому вопросу. Он также видел в
военной экспедиции средство сплочения японской нации. [6, С. 135-139.]
Иными словами, в проведении
агрессивной политики японское правительство видело не только создание крепкого
государства, восстановление престижа, но и отвлечение больших масс людей от
проблем внутри страны.
Из-за усиливавшегося роста
недовольства итогами реставрации и проводимых реформ, разногласий в
правительстве, японская правящая верхушка стала придавать большое значение
внешней политики, в особенности японо-корейскому вопросу.
Исторически
сложилось так, что Корея стала объектом экспансии Японии. Еще Тоётоми Хидэёси в
конце XVI в. выбрал Корейский полуостров целью своих азиатских походов. С 1590
года он не только осуществлял контроль над всей территорией Японии, но и
стремился расширить сферу влияния на Корею и Китай. Военные походы закончились
неудачами из-за противостояния объединенных сил Кореи и Китая. С 1607 г.
отношения были восстановлены, и в период Эдо были осуществлены несколько
корейских посольств в Японию, что способствовало установлению дипломатических
контактов.
В
XIX в. взоры правящей элиты вновь были обращены на Корею. Важным фактором в
выборе этого направления сыграла географическая близость двух территорий.
Япония и Корея географически находятся по соседству, на одной широте и в схожих
климатических поясах. Около 80% земель в двух странах составляют горные
массивы, что делает их практически непригодными для проживания. В случае
проведения удачной политики, территория Корейского полуострова становилась
удобным плацдармом для выхода на материк. К тому же, все еще относительно
сильный в военном отношении Китай, с освоенными европейским капиталом рынками,
вряд ли мог стать целью военной экспансии Японии.
Другим
фактором выбора корейского направления во внешней политике была и близость
культур двух стран.
С
первых годов своего правления правительство Мэйдзи стало предпринимать попытки
наладить дипломатические отношения с Кореей в одностороннем порядке вплоть до
1873 года. Во многом эти действия были вызваны и опасениями со стороны правящей
элиты, что безынициативная политика в отношении Кореи может привести к усилению
там западного господства. Действительно, в середине XIX века на суверенность Кореи претендовали
несколько стран: Англия, имевшая под своей властью колонии в Индии и торговые
преимущества в Китае; Франция, подчинившая себе большие территории в
Юго-Восточной Азии; США, которые к этому времени закончили войну между Севером
и Югом и были готовы вступить в борьбу за территориальное господство в мире.
В
1869 г. Японией было отправлено несколько дипломатических миссий, целью которых
было изучение отношений Кореи с Китаем и Россией, а также возможность
установление контактов непосредственно с ее правительством. Но корейские
правящие круги были резко настроено против иностранного влияния, в том числе и
японского. Они осуждали японцев за их активное контактирование со странами
Запада. Недальновидность корейского правительства сказалась на невозможной
своевременной модернизации Кореи. В то время как Япония активно приступила к
реформированию в своей стране. Корея же
напротив отказывалась перенимать передовые знания западноевропейских знаний.
Страна оставалась приверженицей идеи сохранения собственной изоляции.
С
целью выяснения внутреннего состояния Кореи, в 1870 г., Японией была
организована так называемая «дипломатическая миссия» во главе с Сада Хакубо. В
своем отчете Сада представил сведения об экономическом и военном потенциале
Кореи. Так же высказывались опасения насчет усиления внешней политики со
стороны западных держав. [4, С. 133).]
Но
из-за разногласий внутри японского правительства, вопрос о военной экспансии
Кореи пришлось отложить на несколько лет. Главным спорным моментом оставались
сроки проведения военной акции, приведшие в итоге к расколу в правительстве
Японии.
После
успешного проведения реформ по объединению земель – Хайхан тикэн [8] – и
установлению единого правления императора над всей территорией Японии – Хансэки хо:канн [1], была проведена реформа
Государственного Совета – Дадзёкана. В центральной палате сосредоточилась
верховная власть, во главе с Сандзё Санэтоми.
Правая палата, возглавляемая Ивакура Томоми, следила за исполнением
решений и контролировала работу министерств и департаментов. Левая палата
выполняла роль представительного органа [2, С. 41].
Основная
задача проведенной реформы состояла в установлении согласия между придворной
аристократией и четырьмя княжествами – Тоса, Тёсю, Сацума и Хидзэн. Замысел
автора этого проекта – Кидо Коин – состоял в том, что пропорциональное
распределение должностей станет залогом успешного проведения дальнейших реформ
и снизит внутриполитическую напряженность.
Еще
в 1871 г., после отъезда большей части членов Правительства в Америку в составе
дипломатической миссии Ивакура, наметились основы для раскола. Оставшаяся часть Правительства в Токио
приняла решение, что ею не будут проведены крупные реформы и не будут
предприняты серьёзные решения, принятие которых зависит от одобрения всех
членов японского руководства. Обещания
«токийской администрации» должны были предотвратить возникновение споров и
разногласий, способствуя лишь сохранению единства в правящей коалиции.
Но,
несмотря на данные обещания, «токийская администрация» не раз предпринимала
попытки внутриполитических преобразований. К проведению таких реформ это
правительство подталкивало финансовое состояние страны. Из-за активной торговой
деятельности иностранных купцов, казна опустошалась. Также большой урон казне приносили
и ежегодные выплаты пенсий бывшим самураям. К тому же, перед правительством
стояла задача организации и контроля над вооруженными силами, мобилизация
которых произошла весной 1871 г. [2, С. 47].
Поэтому,
«токийская администрация» и считала, что решение этих первостепенных задач для
государства нельзя откладывать до возвращения миссии Ивакура.
Больше
всего споров и разногласий между членами правительства вызвал вопрос о
ликвидации самурайских пенсий. Членам миссии Ивакура была ясна вся сложность
экономического положения Японии. Но данную реформу большинство членов
Правительства сочло слишком радикальной.
В итоге «токийская администрация» была вынуждена отказаться от проекта
отмены самурайских пенсий.
Между
членами «токийской администрации» и миссией Ивакура возникли разногласия и по
поводу внешнеполитической стратегии по отношению к Корее. Эти события и
послужили причинами раскола правительства и выхода из него высокопоставленных
деятелей.
Летом
1873 г. Соэдзима Танэоми проводил переговоры в Китае по вопросу урегулирования
внешнеполитического конфликта – убийства 54-х рыбаков острова Рюккю. [3].
В
это время на заседании центральной палаты был выдвинут вопрос о «корейской
проблеме». Уэно Кагемори предложил немедленно отправить в Корею военную
экспедицию для проведения переговоров с корейским руководством. Его поддержали
Итагаки Тайсукэ и Сайто Такамори. Последний также отмечал, что Япония должна
действовать аккуратно, с целью не дать возможности иностранным государствам
ввести в Корею свои войска. Он предлагал отправить с дипломатической миссией
посланника, на роль которого сам Сайто был готов пойти. В данном случае
ситуация имела бы два выхода – либо путем переговоров, либо спровоцировать
убийство японского посланника, дабы иметь веские основания для ввода своих
войск в Корею. Он заявил: «Пусть у меня нет дипломатических навыков и опыта
Соэдзима, но одну вещь я могу сделать хорошо, приготовиться к собственной
смерти…»[10. P. 110-116.]
По
вопросу назначения посланника в Корею возникли разногласия в Правительстве.
Одна группа, в которой были Ивакура, Окубо, Окума и Оки, была против этого.
Остальные же члены поддерживали ранее принятое решение.
Ивакура
отправил петицию на имя императора, в которой ясно давал понять, что отправка
посланника на данный момент будет иметь непредсказуемые последствия для страны.
И на следующий день императором был издан указ об отмене решения о назначении
Сайго посланником в Корею. В знак протеста Сайго, а также поддержавшие его Итагаки,
Гото, Это и Соэдзима вышли из состава правительства.
В
результате раскола в составе правительства и последовавших за ним кадровых
изменений, к власти в Японии пришли деятели, разделявшие экспансионные взгляды
ушедших в отставку коллег, но имевшие под этой политикой прагматизм и понимание
необходимости развития экономики.
Список литературы:
- Возвращение земель и населения Императору // Национальный архив Японии [Электронный ресурс] URL: http://www.archives.go.jp/ayumi/kobetsu/m02_1869_01.html
- Жуков А.Е. (Отв. ред.) История Японии. Том 2. 1868-1998 М.: Институт востоковедения РАН, 1998 — 703 с.
- Ибис П. И. «Экскурсия на Формозу», журнал «Морской сборник» — СПб., 1876 г.
- Нихон гайко бунсё (НГБ) (Документы по японской внешней политики).
- Совастеев В.В. Общественно-политическая мысль Японии 40-60-х годов X IX века. Доктор, дис. Владивосток, 1994
- Тояма Снгэки. «Мэйдзи сёнэн но гайко исики» (Внешнеполитические взгляды Японии в впервые годы эпохи Мэйдзи), Т. 9. Токио,1973.
- Указ о запрете мечей // Национальный архив Японии [Электронный ресурс] URL: http://www.archives.go.jp/ayumi/kobetsu/m09_1876_02.html
- Указ о ликвидации ханов и основании префектур // Национальный архив Японии [Электронный ресурс] URL: http://www.archives.go.jp/ayumi/kobetsu/m04_1871_03.html
- Японско-американский договор о дружбе и торговле. // Министерство иностранных дел Японии [Электронный ресурс] URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/annai/honsho/shiryo/qa/bakumatsu_01.html
- Kim Key-hiuk. The Last Phase of the East Asian World Order: Korea, Japan and the Chinese Enipn-c. Berkeley, 1980.
Комментарии: