» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017

Автор: Дубов Виталий Сергеевич, Студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Влияние it-технологий на выпуск продукции в авиастроении

Статья просмотрена: 439 раз

УДК 65.011.56

ВЛИЯНИЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ НА ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ В АВИАСТРОЕНИИ

Дубов Виталий Сергеевич

студент, профиль «Бизнес-аналитика»

Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск

 

Аннотация: В статье представлены системы управления предприятиями, области их применения, рассмотрены плюсы и минусы. Представлены статистические данные по затратам и производству в авиационной промышленности РФ с начала 2000-х годов и по настоящее время. Проведён корреляционный и регрессионный анализ.

Ключевые слова: авиация, авиастроение, корреляция, регрессия, ксуп, crn, erp, scm, cals, системы предприятия, планирование производства, затраты в авиастроении, it.

 

Авиастроение на сегодняшний день представляет собой интегрированную систему современной технологии. Проблемы управления от этого, к сожалению, легче не становятся. Производственные процессы в авиастроении насыщены информационными потоками и особенно сложны. Значимое место занимают данные контроля технологических процессов и инженерно-конструкторская документация. Именно поэтому, очень важно интегрированное использование в корпоративных информационных системах систем бизнес-анализа, корпоративных систем управления проектами (КСУП), систем автоматизированного проектирования (САПР) и  автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУ ТП). Для предприятий авиационной промышленности они дают более комплексное управление ресурсами и  решение задач планирования. Функциональность таких систем привлекает, но, к сожалению, внедряются они не очень активно.

Конкурентная среда, сформировавшаяся за последние годы в авиастроении, предъявляет к СУПр (системы управления предприятиями)  достаточно высокие требования, так как необходим быстрый запуск новых изделий для заполнения возникающих ниш и  оперативное введение конструкторских изменений с учетом требований заказчиков.

Для успешного развития предприятия в этих условиях требуется автоматизация многих  процессов, оперативной реакции на изменения рынка, принятия решений в условиях ограниченного объема информации и предполагает широкое использование математического компьютерной техники, моделирования, и IT технологий.

Одним из наиболее серьезных промахов, допускаемых руководством предприятий авиастроения, является восприятие информационных технологий как второстепенных и вспомогательных инструментов управления. Производители предпочитают совершенствовать технологии, связанные с развитием производственного процесса.

Вместе с тем, чем более высокотехнологична продукция, тем более активно применяются всевозможные информационные технологии. В свою очередь, использование IT- технологий в настоящее время является признаком интегрированности производственных систем [1].

Сейчас на рынке программного обеспечения представлено множество программных средств для автоматизации всего процесса корпоративного управления предприятием или его составляющих. Благодаря этому складываются благоприятные условия для создания корпоративных информационных технологий и систем (КИС) и успешного их внедрения.

ERP-системы поддерживают такие управленческие функции, как: оперативное управление, выполнением планов (включая снабжение, сбыт, ведение договоров), все виды учета, анализ результатов хозяйственной деятельности, планирование ресурсов (финансовых, человеческих, материальных) для производства товаров (услуг).

Начиная с 70-х годов прошлого века и по настоящее время, в развитии систем автоматизации управления предприятиями авиастроения исторически сложились четыре основных класса КИС: системы Material Requirements Planning; системы Enterprise Resources Planning; системы Manufacturing Resource Planning; системы ERP II, объединившие все ключевые выделенные к этому моменту типы корпоративных приложений:

·                 систему планирования ресурсов предприятия ERP в прежнем понимании этого термина;

·                 систему управления взаимоотношениями с клиентами CRM (Customer Relation Management);

·                 систему управления цепочками поставок SCM (Supply Chain Management);

·                 средства аналитики и поддержки принятия решений BI (Business Intelligence);

·                 систему управления данными IMS (Information Management System) для интеграции всех компонентов;

В последний годы крупнейшие авиастроительные компании мира  ведут десятки проектов по IT К таких известных можно разработку Airbus А380   Airbus S.A.S.,  интеграцию разработки и изделий в   General Hughes Pratt & . [2].

В промышленности Российской Федерации уже ряд по нию IT технологий в повышения производимой

В настоящее время, на российском рынке предлагается около ста программных продуктов управления торговыми и промышленными предприятиями разного масштаба. К сожалению, многие информационные системы либо ограничены по функционалу, либо предназначены для использования  в интеграции с другими системами и всевозможными дополнениями. Кроме того, они достаточно дороги.

Использование CALS-технологий (непрерывная информационная поддержка жизненного цикла изделий) - позволяет решать задачи управления информацией об изделиях; автоматизации проектирования и инженерного анализа конструкций и процессов (CAD/CAM/CAE); автоматизации управления производством на основе КСУП; интегрированной логистической поддержки продукции; информационного сопровождения эксплуатации и послепродажного сервиса.

Сегодня в России самыми масштабными проектами в области IT технологий на принципах CALS являются:

·                 Авиационные комплексы пятого поколения (заказчик ВВС МО РФ исполнитель ПАО «Компания „Сухой“»);

·                 Авиационные ГТД АЛ31Ф и его модернизированные варианты (ММПП «Салют») и др.

·                 Учебно-тренировочный экспортно-ориентированный самолет УТС-Як130 - победитель конкурса ВВС России (ОКБ «Яковлев»);

·                 Семейство Российских Региональных Самолётов (АК «Ильюшин»; «ОКБ Сухого»; ОКБ «Яковлев») с двигателями совместного производства НПО «Сатурн» с корпорацией Snecma SA.

Принципы CALS на основе международного и отечественного опыта, которыми руководствуется Проблемный Совет Росавиакосмоса:

1. Интегрированная, а не локальная компьютеризация по всем фазам жизненного цикла авиационной техники;

2. Для всех участников жизненного цикла изделий - единая информационная среда в электронной форме;

3. Полное электронное определение изделий - электронный макет изделий и его систем.

Отечественная авиационная промышленность внедряя информационные технологии имеет явные технико-экономические эффекты и всё же существенно от промышленно стран в этом Отставание отечественной авиаленности может привести к далеко идущим негативным последствиям, резкого экспорта продукции или полного её вытеснения с рынка[3].

Разработка и реалиация мер, на использование в современных ционных систем, является одной из государственных .

Авиастроение является одной из конкурентоспособных российской промышленности, для завоевания новых и сохранения текущих позиций необходимо совершенствование управления  предприятиями, а , разработка и создание  новейших IT технологий при производства на отрасли. дальнейший рост производства сложнейшей  высокотехнологической номенклатуры в быть только в внедрения и создания информационной и поддержки в в

С производством воздушных судов авиастроительными предприятиями России в 2003-2004 и 2011-2015 годах можно ознакомиться в приложении №1 [6].

Далее проводится корреляционный анализ над данными указанными в приложении №1.

На основе полученных данных можно сделать некоторые выводы:

·                  При увеличении затрат на приобретение вычислительной и орг. техники  число персональных компьютеров и, соответственно, удельный вес работников, использующих ПК, а вместе с тем и удельный вес организаций уменьшается.
Скорее всего, это связано с тем, что организации избавляются от старого оборудования, которое долго не обновлялось и скопилось в больших объёмах. Получается так, что одна  новая рабочая станция заменяется одной старой.

·                  Автоматизированные системы управления предприятиями достаточно дороги и потому «съедают» значительную часть бюджета, как следствие, закупается меньшее число персональных компьютеров, чем представляется необходимым для обеспечения деятельности компаний.

·                  Современные технологии и системы достаточно сложны, потому для их эксплуатации нужны квалифицированные специалисты. В силу достаточно высокой стоимости процесса обучения, для повышения квалификации специалистов должен происходить отбор. Как результат, уменьшается количество персональных компьютеров на 100 человек, снижается удельный вес организаций использующих ПК, но повышается результативность работы.

·                  Использование ERP и прочих информационных систем ведёт к повышению затрат на обучение соответствующего персонала, но вместе с тем благоприятно сказывается на производстве в авиастроении.

·                  На первый взгляд, затраты на приобретение вычислительной техники отрицательно сказываются на производстве. Но, в долгосрочной перспективе затраты снизятся, а производство вырастет.

·                  Закупка телекоммуникационного оборудования так же повышает затраты на обучение и немного снижается производство.

·                  Отрицательная связь затрат на электроэнергию с выпуском продукции и другими факторами объясняется тем,  что тарифы растут быстрее, чем доходы компании.

Так же на основе регрессионного анализа данных (Приложение №1) было получены следующие уравнения регрессии:

В – выпуск продукции, номин. ед, шт.

К – кол-во ПК на 100 работников, %

СУ – орг. использующие СУПр, %

О – орг. исп. ПК в УО, %.

1)              В = 19, 1 + 0,29 * К

Коэффициент детерминации составляет 0,95, что показывает высокий уровень качества уравнения регрессии.

Если доля ПК на 100 работников вырастет на 1%, то производство самолётов вырастет на 29%.

2)              В = 0,10 + 0,13 * СУ

Коэффициент детерминации составляет 0,88, что показывает высокий уровень качества уравнения регрессии.

При увеличении кол-ва организаций, использующих СУПр на 1%, производство самолётов вырастет на 13%.

3)              В = 67, 0 + 0, 27 * О

Коэффициент детерминации составляет 0,87, что показывает высокий уровень качества уравнения регрессии.

При увеличении количества организаций использующих ПК в УО на 1%, производство самолётов вырастет на 27%.

 

Количество произведенных самолётов     рис. 1

Российская Федерация уступает конкурентам в производства, , нельзя не   что внедрения современных  IT-технологий всё же положительные , на №1, а , увеличение производства с 6-и в год в 2011 году до 18-и в 2015 году.

На 60%   производства самолетостроения  в 2015 г. при росте производства оборонной промышленности в на 13%. В 2015 г. было выпущено 32 самолета, в том 25   Sukhoi Superjet 100. Уже это России занять 20% региональных самолетов размерности. В 2016 г. серийно произведено 40 самолетов, в том для по в Лаос и В 2014  г. на 20% объем  гражданских  вертолетов, что с самолетостроения дало рост производства На 4% по с 2012 г. производства  военного

Все крупные организации постепенно всё более компьютеризируются. Так, при увеличении рабочих станций на 25% количество работников использовавших ПК увеличилось на 5,7%.  Количество организаций, использующих автоматизированные системы управления предприятиями так же постепенно растёт.

Если сравнивать показатели с началом двухтысячных годов, то затраты на замену компьютерного оборудования заметно снизились, с 52% до 20%. В свою очередь, повышается доля затрат на разработку и покупку специлизированного программного обеспечения, с 7% до 17%. Это позволило повысить уровень производства в отсрасли за период с  2011 по 2015 годы на 77%.

После проведения линейной коррелиции данных представленных выше, становится очевидным, что при трате средств на приобретение вычислительной техники и обучение рабочих предприятия не получают желаемого увеличения производства, в свою очередь предприятия, использующие CRN, ERP, SCM - системы и преобретающие программные средства имеют положительную корреляцию [4].

Внедрение  IT-технологии  (CALS-технологии) на авиастроения при создании и ной техники :

·                 в раза процесс ее рования и, в по циклу тить выпуска заказчику или на на

·                 значительно себестоимость наукоемкой

·                 сократить долю брака и объема конструктивных изменений от 20 до 50%.

Внедрение современной IT-технологии необходимо для гарантированного выполнения государственного оборонного заказа и обеспечения достаточного уровня мобилизационных мощностей оборонно-промышленного комплекса [5].

 

Список литературы:

  1. Калачанов В.Д., Рыжко А.Л., Клеев И.В., Рыбников А.И Информационный менеджмент на предприятиях авиастроения. – М.: Ред. – изд. центр НИИСУ, 2016. – 347 с.
  2. Лутошкин И.В., Ярдаева М.Н. Модель межцехового планирования с учетом производственных ограничений на примере авиастроительного предприятия // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2016. – № 4-3.
  3. Мантуров Д.В., Клочков В.В. Система прогнозирования и реализуемости производственных программ авиационной промышленности // Вестник Московского авиационного института. – 2016. – № 6.
  4. Попова, Л.Ф. Влияние информационных технологий на формирование устойчивого развития предприятия // Вестник СГСЭУ. – 2014 - №1. – С. 73-77.
  5. Смилга, Р.Э. Информационные технологии управления компанией (корпорацией) // Молодой ученый. – 2015 – №2. – С. 323–325.
  6. Титоренко, Г.А. Информационные технологии управления / Г.А. Титоренко. - М.: Юнити-Дана, 2010. – 439 с.
  7. Федеральная Служба Государственной Статистики [Электронный ресурс]. URL: https://vk.cc/6Pk0RK (Дата обращения: 12.06.2017).

Приложение №1

 

2003

2004

2011

2012

2013

2014

2015

Число персональных компьютеров в орг. на 100 работников.

18

20

39

43

44

47

49

Организации, с  удельным весом численности работников, использовавших персональные компьютеры

20,1

21,5

35,9

36,4

36,9

38,7

39,7

Удельный вес организаций использовавших персональные компьютеры в УО

63,8

67,6

91,1

90,9

91,4

90,7

92,2

Распределение затрат организаций на информационные и коммуникационные технологии по видам

на приобретение вычислительной техники и оргтехники1)

52,3

45,4

23,1

23,8

25,9

22,1

20,2

на приобретение телекоммуникационного оборудования

13,1

13,3

на приобретение программных средств

7,7

9,8

17,3

20,1

13,7

13,8

17,4

на оплату услуг электросвязи

20,9

23,9

30,7

29,7

32,5

23,8

22,8

на обучение сотрудников, связанное с
  развитием и использованием информационных
  и коммуникационных технологий

0,7

0,8

0,8

0,7

0,4

1,0

0,6

на оплату услуг сторонних организаций и
  специалистов по информационным и
  коммуникационным технологиям

11,3

11,6

19,9

17,5

21,5

17,1

20,2

прочие затраты

7,1

8,5

8,3

8,2

6,1

9,1

5,5

Процент организаций использующих CRN, ERP, SCM – системы.

-

-

10,2

9,5

10,4

13,5

15,4

Выпуск продукции.

Авиация двойного назначения

Внутренний рынок

2

4

1

36

21

19

35

Экспорт

0

0

44

47

44

69

36

Итого…

-

-

45

83

65

88

71

Гражданская авиация

Внутренний рынок,
всего

0

0

5

4

6

6

15

В том числе:

-

-

 

 

 

 

 

- SSJ 100

-

-

4

9

 

 

 

- Ан-148

-

-

2

4

2

4

 

- Ту-204

-

-

5

2

2

2

 

Экспорт, всего

0

0

1

1

1

3

0

В том числе:

-

-

 

 

 

 

 

- Ту-204

-

-

1

1

 

 

 

- SSJ 100

-

-

1

3

 

 

 

Итого…

-

-

6

5

6

7

15

Транспортная авиация

Внутренний рынок,
всего

0

0

3

1

1

2

0

В том числе:

-

-

 

 

 

 

 

- Ил-96-400

-

-

3

1

 

 

 

- Ил-76

-

-

1

1

1

 

 

Экспорт (Ил-76)

0

0

2

1

1

1

3

Итого…

-

-

4

1

3

2

 

Специальная авиация

Внутренний рынок

-

-

1

4

2

4

3

Экспорт

-

-

2

1

1

1

 

Итого…

0

0

2

4

2

4

3

Всего производство
в отрасли

2

4

58

94

76

104

92



Список литературы:

 



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: