» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019

Автор: Парамонова Юлия Андреевна, Шишкина Анна Васильевна, студентка
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности взаимосвязи профессионального самоопределения и типа темперамента старшеклассников

Статья просмотрена: 14 раз
Дата публикации: 29.01.2019

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Парамонова Юлия Андреевна

Шишкина Анна Васильевна

студентки

НИУ БелГУ, г. Белгород

 

Аннотация. В статье представлены результаты изучения взаимосвязи профессионального самоопределения и типа темперамента старшеклассников.

Ключевые слова: старшеклассники, профессиональное самоопределение, темперамент.  

 

Профессиональное самоопределение формируется в старшем школьном возрасте. К концу обучения в школе, старшеклассник должен точно знать, какую профессию он изберет. Мотивы выбора профессии зависят от возраста, социального положения, влияния родителей и средств массовой информации. При выборе профессии стоит полагаться не только на внешние факторы. Крайне важно учитывать свою индивидуальность, особенности и возможности. В этом плане стоит уделить внимание темпераменту, как свойству личности [3].

Осознание общественной потребности в профессиональных кадрах означает нахождение в системе общественного производства и сферы услуг своего места, где человек мог бы полностью актуализироваться   и быть полезным обществу.

Темперамент – формально-динамическое свойство человека, формирующееся преимущественно под влиянием биологических факторов, и прежде всего свойств нервной системы. Особенности темперамента не зависят от целей и задач «текущего» поведения, поскольку являются реальными проявлениями свойств нервной системы. Доказано, что, проявляясь в психической деятельности и поведении, эти динамические особенности придают индивидуальный характер человеческому труду. В одних видах труда некоторые из этих особенностей играют более благоприятную, в других – менее и даже неблагоприятную роль. Однако вопрос о влиянии темперамента на процесс профессионального самоопределения на этапе выбора профессии до сих пор остается недостаточно исследованным [4].

Теоретический анализ литературы выявил некоторые разногласия в понимании места и роли темперамента в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии, что ориентирует на необходимость углубления научных знаний о субъективных факторах, определяющих данный выбор.

Необходимо учитывать слабую осведомленность юношей о своих способностях, особенностях большинства профессий, профессиональных требованиях к работникам. Все это приводит к неверному выбору, следствием которого может быть низкая работоспособность, неудовлетворенность результатами своей деятельности, неспособность самореализоваться как личности. Во избежание негативных последствий неверного выбора профессии молодыми людьми, существует необходимость тщательного изучения процесса выбора и факторов, на него влияющих, а именно темперамента, который играет одну из ключевых  ролей при профессиональном самоопределении у старшеклассников [1].

Мы можем предположить, что у старшеклассников с типом темперамента "холерик" и "сангвиник" профессиональное самоопределение направлено,  на деятельность активного характера и прежде всего деятельность будет ориентирована на общество, на общение с людьми, это обусловлено тем, что старшие школьники с данными типами темперамента являются экстравертами. У старших школьников в с типом темперамента "меланхолик" и "флегматик" профессиональное самоопределение направлено, на монотонную, одиночную  деятельность, это объясняется, тем, что старшеклассники с данными типами  темперамента являются интровертами [5].

Нами было проведено исследование о наличии связи между  профессиональным самоопределением и типом темперамента с помощью коэффициента корреляции R Спирмена.

В ходе обработки полученных данных нами была обнаружена статистически значимая связь между профессиональным самоопределением и  типами темперамента. Так, личности с типом темперамента «холерик» имеют склонность к экстремальным видам деятельности по экстраверсии/интроверсии (r=0,774 при р<=0.05), по нейротизму (r=0,700 при р<=0.01); с типом темперамента «сангвиник» имеется склонность к работе с людьми по экстраверсии/интроверсии (r=0,517 при р<=0.01), по нейротизму (r=0,706 при р<=0.01); с  типом темперамента «меланхолик» имеется склонность к эстетическим видам деятельности по экстраверсии/интроверсии (r=0,272 при р<=0.01), по нейротизму (r=1,000 при р<=0.01); с типом темперамента «флегматик» имеют склонность к исследовательской деятельности по экстраверсии/интроверсии (r=0,116 при р<=0.05), по нейротизму (r=0,870 при р<=0.05)

В  результате исследования подтвердилось предположение о том, что  существует взаимосвязь между профессиональным самоопределением и типом темперамента, а именно: у старшеклассников с типами темперамента «холерик» и «сангвиник» имеется склонность к таким сферам деятельности как «Склонность к работе с людьми», «Склонность к экстремальным видам деятельности». У старшеклассников с типами темперамента «меланхолик» и «флегматик»  -- «Склонность к исследовательской деятельности», «Склонность к работе на производстве», «Склонность к эстетическим видам деятельности», «Склонность к планово-экономическим видам деятельности».



Список литературы:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: уч. пособие для студентов вузов. М.: Академ. проект; Фонд «Мир», 2005. – 336 с.
  2. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего.// Вопросы психологии. – 2001. - № 1. –57-62 с.
  3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: «Питер», 2000. – 624 с.
  4. Селезнева Ю.А. Профессиональное самоопределение в ранней юности в зависимости от осознания темпераментально-обусловленных особенностей: Дис. ... канд. психол. наук. – М.: 2001. – 159 с.
  5. Уразаева Ф.Х., Уразаев К.Ф., Дашкина А.А. Психофизиологические и психологические свойства личности и их учет в профориентационной работе со старшеклассниками // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. –Т. 12. – № 3 (2). – С. 444–446.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: