» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019

Автор: Курбатова Анна Валерьевна, магистр
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Анализ уровня сформированности ценностных ориентаций у студентов языкового факультета

Статья просмотрена: 445 раз
Дата публикации: 29.01.2019

УДК 378.1

АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА

Курбатова Анна Валерьевна

магистрант

«Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск

 

Аннотация. Статья включает анализ сформированности ценностных ориентаций у студентов языкового факультета 2 курса.

Ключевые слова: анализ, ценностные ориентации.

 

Нами  проведен анализ исходного уровня сформированности ценностных ориентаций студентов II курсы, на базе которых проводится эксперимент, с помощью известных психологических тестов и на основе полученных данных определим, каким образом выстраивать экспериментальную программу для эффективного формирования у данных студентов ценностных ориентаций.

Для проведения эксперимента по разработке и внедрению программы по формированию ценностных ориентаций студентов языковых факультетов нами была проведена диагностика исходного уровня сформированности ценностных ориентаций у студентов. В рамках данного исследования мы привлекли для участия студентов II курса. Данный выбор обусловлен тем, что данная категория обучающихся уже достигла возраста совершеннолетия, получила первичные представления о профессии и обладает большим жизненным опытом, чем учащиеся I курса, при этом их картина мира еще сложилась не полностью и может быть подвержена изменениям в процессе апробации разработанной программы.

Ценностные ориентации – это явление, которое сложно поддается диагностики и характеристики, поэтому оно должно быть анализировано всесторонне и различными методами такими, как наблюдение, беседа, анкетирование и тестирование. Данные средства позволят определить, насколько твердые убеждения о значимости нравственных ценностей имеют студенты, руководствуются ли они нравственными ценностями в процессе своей жизнедеятельности, стремятся ли противостоять негативным явлениям, как поступают в случаях морально-нравственного выбора.

Нами были применены методики ряда известных исследователей. Первая и наиболее простая из них – опросная методика Г.И. Саганенко. Студентам было необходимо составить «пакет» из 10 наиболее значимых для них ценностей, отвечая на двойные открытые вопросы (артикуляция индивидуальных ценностей дополняется разъяснением их смыслов).

Вторая методика более сложная и многосоставная – ценностный опросник С.Шварца. Он состоит из двух частей.  Первая блок теста направлен на изученик ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Студенты оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до -1 баллов (7 - исключительно важная в качестве руководящего принципа Вашей жизни ценность (обычно таких ценностей бывает одна-две); 6 - очень важная; 5 - достаточно важная; 4 - важная; 3 - не очень важная; 2 - мало важная; 1 - не важная; 0 - совершенно безразличная; -1 - это противоположно принципам, которым Вы следуете).

Вторая часть теста Шварца – профиль личности, который включает 40 описаний человека, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала от 4 до -1 баллов. Необходимо прочитать каждое описание и определить, насколько похожа данная характеристика на вас (очень похож на меня; похож на меня; в некоторой степени похож на меня; немного похож на меня; не похож на меня; совсем не похож на меня). Придумывать что-то новое и быть изобрета­тельным важно для него. Он любит поступать по-своему, на свой лад.

Третья методика, используемая нами, является весьма оригинальной и принадлежит А.П. Вардомацкомуаксибиографическая методика, направленная на выявление жизненных ценностей отдельных индивидов или социальных групп. Она основана на методе интервью. Каждый респондент заполняет 15 карточек, записывая 15 наиболее важных событий как из своего прошлого, так и из предполагаемого (желаемого) будущего. В ходе беседы с респондентом, исследователь пытается выявить ценностное содержание каждого события, проникнуть в более глубокие слои ценностного сознания респондента. Так, последовательным образом, для каждого события, отмеченного респондентом, выявляется ценность самого высокого уровня обобщения. На выходе получается набор ценностей, характеризующий данного человека или данную группу.

Таким образом, мы изучили ряд известных методов межкультурных исследований ценностей. Среди них мы отобрали самые оригинальные и эффективные, на наш взгляд, методики – опросная методика Г.И. Саганенко, психологический опросник С. Шварца и аксибиографическая методика А.П. Вардомацкого. Эти разнообразные методики позволили нам привлечь к исследованию различные методы – наблюдение, беседа, анкетирование и тестирование. Это необходимо для всестороннего анализа такого сложного феномена, как ценностные ориентации.

Проведя анализ исходного уровня сформированности ценностных ориентаций у студентов, мы пришли к выводу, что у студентов имеются представления об основных духовно-нравственных ценностях, но отсутствует целостная устойчивая система ценностных ориентаций. Полученные результаты показали, что у более 50% респондентов система ценностей имеет средний уровень сформированности, определенные ценностные ориентации сформированы у них в большей или меньшей степени; и лишь у 10% студентов наблюдается целостная устойчивая система ценностных ориентаций (высокий уровень). Данные, полученные в ходе данного эксперимента, показали, что причины недостаточно сформированной устойчивой системы ценностей у студентов кроются в отсутствии в вузах систематической и целенаправленной работы по формированию ценностных ориентаций, в недооценивании аксиологического потенциала учебных дисциплин, в частности, иностранного языка. На основании данных эксперимента, можно утверждать, что между установкой на гуманизацию учебно-воспитательного процесса и реальным состоянием этого аспекта образования существует значимое противоречие. Это дало основание для проведения дальнейшей исследовательской работы.

Нами были отобраны ценности, ориентация на которые, на наш взгляд, отвечает требованиям гуманистической концепции образования, с одной стороны, и является условием личностно-профессионального развития будущих специалистов в межкультурной коммуникации, с другой стороны. Ценности были распределены по трем основным блокам (смысложизненные, профессиональные, социальные), в которые вошли терминальные и соответствующие им инструментальные ценности. Блок смысложизненных ценностей объединил ценности, предопределяющие цели бытия человека, смысл их в обретении человеком себя, своего места в жизни. Сюда включены такие ценности, как духовность, творчество, свобода, познание и др. Это необходимо с целью повысить у студентов желание учиться и развить умение ставить жизненные цели. В блок профессиональных ценностей вошли ценности, которые были определены как приоритетные, т.е. наиболее значимые для реализации эффективной межкультурной коммуникации. Такими ценностями являются принятие и уважение представителей других национальностей и культур. Социальные ценности включают ценности, важные в межличностных, групповых, общественных отношениях. В данный блок вошли такие ценности, как любовь, дружба, общение, равенство, взаимопонимание и др., например, уважительное общение с представителями различных меньшинств или с людьми с ограниченными возможностями. Для каждой терминальной ценности были определены соответствующие инструментальные, так, например, ценность родины подразумевает формирование таких ценностных ориентации, как патриотизм, гражданственность. Включение данных ценностей в качестве целей образовательного процесса явилось первым условием формирования ценностных ориентации студентов.

Для успешного формирования у студентов ценностных ориентации требовалась такая организация обучения, при которой раскрывался бы аксиологический потенциал предмета «Иностранный язык». Поэтому одним из условий формирования ценностных ориентаций студентов в процессе обучения иностранному языку является использование ценностно ориентированных дидактических материалов.

Включение в обучение текстов, разговорных тем, ситуаций, упражнений, содержащих ценностно ориентированную информацию, обеспечивает актуализацию ценностей на когнитивном уровне. Но, поскольку содержательной основой феномена ценности является эмоциональная составляющая, формирование ценностных ориентаций не может происходить только дидактическим путем, необходимо включение эмоциональной сферы.

Таким образом, мы выявили список ключевых ценностей, которые необходимо сформировать у студентов языкового факультета, выступающих в качестве участников эксперимента. Данный список позволил определить список тем для занятий по иностранному языку, которые легли в основу нашей программы.



Список литературы:

  1. Васильева Т.В. Проблема формирования ценностных ориентаций студентов.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: