» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019

Автор: Тохиров Тохиржон Исломжонович, старший преподаватель
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Управление предпринимательским риском на предприятиях автомобильного транспорта

Статья просмотрена: 427 раз
Дата публикации: 31.01.2019

УДК 656. 13:658

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ РИСКОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Тохиржон Исломжонович Тохиров

старший преподаватель

кафедры автомобили и управление на транспорте политехнического института

Таджикского технического университета имени академика М.С.Осими, г. Худжанд

 

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы управления предпринимательским риском на предприятиях автомобильного транспорта, представлен процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: организационно-производственный менеджмент, финансовый менеджмент, антикризисное управление персоналом, антикризисная инвестиционная политика, антикризисное планирование.

 

С интеграцией Таджикистана в мировое экономическое сообщество, которое охватил получивший статус мирового финансово-экономический кризис. Проблемы финансового характера возникли как на макроуровне, так соответственно проявились и на микроуровне, у экономических субъектов хозяйствования, в том числе предприятий автомобильного транспорта. Данные уровни взаимосвязаны, поэтому важно искать пути выхода из кризиса, как на уровне государства, так и на уровне самих предприятий.

Влияние на экономические результаты деятельности предприятий автомобильного транспорта выразились в снижении всех видов перевозок, снижении показателей экономической эффективности, росте затрат в первую очередь на горюче-смазочные материалы и энергию, на ремонт и обновление транспортных средств, необходимых для нормального функционирования предприятия. Для борьбы с возникновением нежелательных последствий кризиса, для его предвидения, а, при его наступлении, для своевременного и, по возможности, его разрешения огромную роль играет антикризисное управление.

Антикризисное управление представляет собой процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния экономики региона или страны в целом [1]. Главным действующим лицом антикризисного управления является антикризисный управляющий (менеджер) – лицо, назначаемое в момент попадания предприятия в кризис, либо лицо, постоянно работающее на предприятии и принимающее меры к недопущению в разумных пределах кризисной ситуации и, при ее наступлении, умело распоряжающийся ею для формирования положительных последствий кризиса. Для успешного функционирования антикризисной политики антикризисный менеджер использует управленческий механизм, который в совокупности состоит из отдельных элементов:

  • постоянный мониторинг финансового состояния предприятия;
  • всесторонняя оценка бизнеса предприятия;
  • маркетинг;
  • организационно-производственный менеджмент;
  • финансовый менеджмент;
  • антикризисное управление персоналом;
  • антикризисная инвестиционная политика;
  • антикризисное планирование.

Любое предприятие может попасть в кризис, как на стадии его становления, так и в стадии зрелости. Поэтому любое управление как таковое должно быть антикризисным, построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Уменьшение доходов автотранспортных предприятий из-за резкого сокращения спроса на перевозки при одновременном росте цен на необходимые им технические средства и материалы, топливо и энергию привели к существенному замедлению обновления основных фондов всех видов транспорта и ухудшению их состояния. Данная проблема в современных условиях может быть решена только с помощью правильной стратегии управления транспортным комплексом, как всей отрасли, так и отдельными экономическими субъектами хозяйствования. Проблема недостаточности ресурсов для воспроизводства основных фондов и приобретения для использования в процессе перевозки оборотных средств предприятий автомобильного транспортного, в первую очередь, связана с правильной регулировкой поступающих на предприятия финансовых потоков и их целевых оттоков (затрат). Основными направлениями управления финансовыми потоками являются:

  • обеспечение достаточности денежных средств;
  • процедуры экономии текущих затрат и эксплуатационных расходов транспортного предприятия;
  • реструктуризация кредиторской задолженности;
  • регулирование кредитных отношений;
  • управление дебиторской задолженностью;
  • реструктуризация предприятия.

Попадая в кризисную ситуацию, предприятие должно обладать антикризисной устойчивостью, то есть способностью возвращаться в состояние экономического равновесия после влияния на нее некоторых негативных последствий кризиса.

Правильное стратегическое и антикризисное управление не даст предприятию «поглотить» себя кризисом, стать банкротом. Наоборот, при всеобщем кризисе «выжившие» экономические субъекты хозяйствования смогут быть более успешными на рынке, более конкурентными.



Список литературы:

  1. Чекулаев М. В. Риск-менеджмент: управление финансовыми рисками на основе анализа волатильности – М.: Альпина Паблишер, 2002. – 344 с.
  2. Риски в экономике: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. ВА Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 380 с.
  3. Смелова Т. А., Мерзликина Г. С. Оценка экономической состоятельности в антикризисном управлении предприятием: Монография / ВолгГТУ. – Волгоград, 2003. – 181 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: