» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019

Автор: Орловская Наталья Николаевна, Бакалавр
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Инновационные подходы в системе профессионального образования

Статья просмотрена: 8 раз
Дата публикации: 7.02.2019

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Орловская Наталья Николаевна

студент

Антоненко М.Н., Зотин В.В.

ст. преподаватель

Сибирский государственный университет науки и технологии

им. академика М.Ф. Решетнева.

г. Красноярск

 

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые вопросы по формированию непрерывного профессионального образования. Основной характерной чертой профессионального образования считается инновационные подходы к управлению образовательными системами, которые увеличивают его уровень на рынке образовательных услуг. 

Ключевые слова: инновации, инновационный подход, профессиональное образование, специалисты.

 

Всестороннее развитие и воспитание личности согласно общественным запросам — первостепенная задача, стоящая перед российской педагогикой. Внедрение инновационных методик в образование призвано улучшить результаты обучения.

Одновременно, несовершенство и косность образовательной системы осложняет освоение нового, что чувствительно тормозит процесс.

Тем не менее инновационные технологии в образовании остаются действенным козырем государства, ставящего задачу повысить уровень жизни граждан и вывести страну из состояния экономической стагнации.

Инновации в образовании приоритетны для государств, заинтересованных в системном экономическом развитии, усилении роли науки, улучшении благосостояния населения и снижении социальной напряженности. Очевидно, что застой в системе преподавания — негативное явление, отрицательное сказывающееся на государстве и обществе, ведущее к накоплению системных проблем на всех уровнях существования. Преобразования могут способствовать улучшению работы отдельного коллектива, школы, либо применяться по всей стране. Для того чтобы инновации в образовании дали стабильный положительный результат, и их можно было распространять на всю страну, сначала выбирается экспериментальный регион (школа) [2].

В рамках такой экспериментальной площадки проверяется результативность новых приемов и методик работы, проводится промежуточный и конечный мониторинг. При получении стабильных положительных результатов опыт транслируется в другие образовательные учреждения.

Любые инновации в педагогическом образовании появляются в голове конкретного человека, и только потом они становятся достоянием страны. Процесс внедрения новой идеи – это многоступенчатый продолжительный период, который предполагает не только апробация новшества, но и анализ получаемых результатов, корректировку приемов и методов работы (в случае необходимости).

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям. Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных методик.

Формирование системы полноценного и непрерывного профессионального образования как единого многоступенчатого пространства представляет собой объединение разноплановых образовательных заведений и подсистем. Положительный эффект функционирования данной системы в профессиональном образовании достигается за счет концентрации и координации деятельности педагога и контроля, внутренних составляющих образования, что, в свою очередь, повышает качество фундаментальной, общеобразовательной, культурной, социальной и экономической подготовки учащихся, расширяет кругозор выбора дальнейшей профессии и определяет направленность для будущей деятельности [1].

На данный момент многими профессиональными учреждениями накоплено достаточное количество знаний и некий опыт в интеграции образовательных учреждений в университетскую среду. Плодотворная работа по реализации непрерывного профессионального образования в России берет начало еще в 90-х годах XX столетия, но хоть и его основной концепцией и является повышение эффективности и уровня качества образовательной деятельности за счет интеграции информационных, материальных и умственных процессов и ресурсов для дальнейшей подготовки специалистов, большинство идей подобных работ и нововведений так и остались нереализованными в образовательной среде.

Далее стоит рассмотреть структурную модель учебного научно-инновационного и социально-ориентированного университетского комплекса и что он должен из себя представлять.

Подобное профессиональное образовательное учреждение является многоступенчатым учебным, научным и инновационным комплексом, которое соответствует всем стандартам и компетенциям образования. В его состав должны входить образовательная направленность, которая будет обеспечивать получение выбранного профессионального образования будущими специалистами, также довузовская подготовка, которая поможет абитуриентам при поступлении в выбранное профессиональное образовательное учреждение и, естественно, система дистанционного получения образования, при помощи которой будущий специалист сможет получить образования при удаленном доступе.

Стоит отметить, что в состав учебного научно-инновационного и социально-ориентированного университетского комплекса должен входить научный комплекс, состоящий из исследовательских направлений, которые позволяют воплощать в жизнь профессиональные идеи и методы, а также поддерживать высокий уровень научных программ профессионального образования. Наличие научно-исследовательских лабораторий также важно в подобном профессиональном заведении, где будут воплощаться в жизнь все ранее задуманные и спонтанные идеи будущих специалистов [5].

Также в состав структурной модели профессионального учреждения входят электронная библиотека с новейшими выпусками сборников профессиональной литературы, комплекс социальной поддержки для нуждающихся студентов, который включает в себя социально-психологическую помощь специалистов, спортивный комплекс с качественным оборудованием, центр по содействию в трудоустройстве выпускников и музей по выставке работ будущих специалистов.

Выше было описано «идеальное» профессиональное учебное заведение, которое соответствует всем стандартам, компетенциям и задачам профессионального учебного заведения. Но как добиться, чтобы подобная организация начала существовать и гармонично работала во всех профессиональных направлениях? Ответ на данный вопрос прост и сложен в равной степени: для подобного заведения нужна твердая финансовая поддержка спонсора или государства. Для них обоих необходима актуальность подобной профессиональной системы и ее стабильность. Для повышения и поддержки актуальности данного профессионального учебного заведения необходимы студенты – будущие специалисты, которые должны выбрать свою ячейку будущей профессии, значит, данное учебное заведение должно быть многоплановым и разносторонним, в прочем, каким оно и должно являться. Но выигрышность подобного профессионального учебного заведения не только в финансовой стабильности, одним из главных факторов будет являться качество образования, а качество его достигается за счет компетентного преподавателя, который умеет не только «читать» лекции, но и умеет завлекать в свой предмет, открывая все его особенности и значимость для будущих выпускников. Современность такова, что педагог должен почти каждый день повышать свой уровень преподавательских и учебных навыков и компетенций. «Что было актуально вчера – не факт, что будет актуально и нужно сегодня!» – вот главный принцип настоящего преподавателя. Для решения данной проблемы в инновационном учебном центре необходимо создавать и использовать курсы дополнительного профессионального образования для педагогов, чтобы повысить их уровень квалификации посредством сети интернет, т.к. не все, в силу своей занятости, смогут посещать подобные курсы в учебных заведениях или каких-либо других обучающих центрах [4]. Но и в дистанционном обучение данного типа тоже могут возникать ошибки, сбои и неполадки, поэтому при возникновении какой-либо проблемы с сервером, можно найти интересующую информацию по своему вопросу в библиотеке своего профессионального учебного заведения. Подобная система дистанционного обучения должна работать не только для педагогического состава, но и для учащихся, которые по определенным причинам не имеют возможности посещать «живые» занятия (например, рабочая занятость, болезнь, параллельное получение иного образования и т.д.).

Используя идею инновационных подходов в профессиональном образовании стоит отметить неотъемлемую роль административной работы организации. Здесь необходимо выделить удобность электронной подачи информации и хранение документации, которая сейчас предусмотрена во многих профессиональных учреждениях. Но также помимо электронной информации присутствует и бумажная. Ее роль тоже немаловажна, т.к. электронная система неидеальна и возможны сбои, но получается, что хотели избежать лишней работы, введя электронную систему хранения информации, а на деле получилось, что выполняется двойная – и электронная, и бумажная. Выходов для данной проблемы несколько:

1) Бумажные документы остаются только для необходимой документации (приказы, постановления, квитанции об оплате и т. д);

2) Сохранение электронных документов на внешних независимых серверах и отсутствие бумажных документов. При необходимости (в случае сбоя или ошибки) всегда можно выйти в сеть с любого устройства и распечатать нужный документ с сервера [2].

Педагогические инновации, внедряемые в образовательных учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный заказ: воспитывать в школьниках, студентах чувство патриотизма, гражданской ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям. Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств, коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут инновации.

Среди положительных моментов, связанных с инновациями, выделяют:

  • улучшение качества внеурочной деятельности (формирования гражданственности, навыков здорового образа жизни, общекультурного развития, социальной направленности);
  • внедрение в образовательный процесс проектной методики;
  • информатизация воспитательной работы.

При составлении содержания занятий педагог использует инновационный опыт коллег, пожелания родителей (законных представителей), а также интересы детей.

Среди инноваций, произошедших в отечественном образовании, особого внимания заслуживает переход к двухуровневому высшему образованию. Первый этап продолжается 3-4 года, вторая ступень - 1-2 года. Выпускники магистратуры имеют право продолжить образование в аспирантуре, потом в докторантуре. Они могут работать в научных центрах и исследовательских лабораториях [3].

Среди инноваций Болонской системы интерес представляет концепция непрерывного образования, предусматривающая пожизненное обучение. Такой подход позволяет человеку получать за свою жизнь сразу несколько учебных степеней и дипломов. Учебные заведения высшего звена при этом получают дополнительные финансовые средства, которые они могут использовать для модернизации оборудования.

Также среди новшеств, касающихся получения высшего образования, необходимо упомянуть о кредите на образование. Этим нововведением уже воспользовались многие студенты, мечтающие о престижном образовании.

Инновационные процессы в современном образовании важны для развития государств сегодня и в перспективе. Правовое регулирование норм осуществляется документами, регламентирующими функционирование системы разработки и внедрения новшеств во всех сферах жизнедеятельности, включая образование [1].

В заключении, стоит отметить, что все вышеуказанное зависит от поставленных задач, целей профессионального образования, внутренних и внешних факторов, методов реализации. Возникает задача разработки распределенной образовательной системы, которая будет обеспечивать непрерывное выполнение заданных функций и поставленных задач даже при внезапном возникновении негативных внешних и внутренних воздействий.



Список литературы:

  1. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 112 с.
  2. Зотин В.В., Мельничук А.А.,Арнст Н.В. Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта//сб.тр. науч.практ.конф."Инновационные технологии в подготовке спортсменов" . - Москва,2014. - С.21-24
  3. Инновационные подходы к сопровождению образовательного процесса в условиях стандартизации: сборник материалов XXV межрегиональной студенческой научно-практической конференции и XX международных педагогических чтений : (Архангельск, 27 - 28 февраля 2018 года): [16+] / М-во образования и науки Арханг. обл., Гос. бюджет. проф. образоват. учреждение Арханг. обл. «Арханг. пед. колледж» ; [ред. кол.: Ю. А. Спехина и др.]. – Архангельск: КИРА, 2018. – 353 с.
  4. Калина И.И. Инновационный подход к управлению региональной системой образования / И.И. Калина, Н.В. Смирнова // CREDO. – 2012.
  5. Надвикова В.В. Комментарий к Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования // В.В. Надвикова, М.В. Сытинская, В.И. Шкатулла. – М., 2015.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: