» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019

Автор: Андрусякова Ирина Петровна, учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Условия профессионального становления будущего педагога

Статья просмотрена: 10 раз
Дата публикации: 4.02.2019

УДК 022.202                                                               

УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Андрусякова Ирина Петровна

первая категория учитель начальных классов

Дмитренко Юлия Михайловна

высшая категория учитель начальных классов

Маслова Ирина Владимировна

высшая категория почетный работник общего образования РФ с 2008г.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №40, г. Белгорода

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются условия индивидуально - творческой подготовки будущих педагогов, а также основные стадии профессионального становления педагога.

Ключевые слова: недостатки профессионально - педагогической подготовки, условия индивидуально - творческой подготовки будущих педагогов, стадии профессионального становления педагога.

 

В современных рыночных условиях социально-экономическая ситуация в России резко меняется.

В профессионально-педагогических учебных заведениях, которые занимаются подготовкой педагогов профессионального обучения, появилась необходимость в отборе преподавателей и мастеров производственного обучения, которые отвечали бы требованиям современного российского рынка труда. Более того, уровень педагогической квалификации и культуры профессионально-педагогических работников во многом определяет судьбу выпускников профессиональных училищ и лицеев. В настоящее время требуется высокий уровень профессиональной мобильности и конкурентоспособности [1].

Перед современной системой образования стоит задача не только вооружить педагогов новыми подходами к содержанию образования и  его технологиями, но и создать условия для выработки у них творческого подхода и установок по отношению к тем или иным переменам, которые происходят в образовательном учреждении. Исходя из новой парадигмы деятельности образовательных учреждений, поставлена задача поиска путей профессионального становления и развития творчества педагога.

Данилов Д.А., Корнилова А.Г. в  научно - педагогическом пособии «Индивидуальная подготовка студента к профессионально - педагогической деятельности» выделяют следующие недостатки профессионально - педагогической подготовки, как [2]:

а)         воспроизводящий, просветительский  характер  преподавания;

б)         недостаточное осуществление профессионального воспитания в системе  вузовской подготовки;

в)         недостаточное развитие  профессионально направленных личностных качеств и способностей;

г)         отсутствие личностного подхода к становлению будущего педагога. 

Выделены следующие условия индивидуально - творческой подготовки будущих педагогов:

1)  создание в учебном заведении для осуществления профессионально направленной внеаудиторной деятельности.

2)  развития профессионально ценных  личностных качеств, умений, навыков, коммуникативных и организаторских способностей.

Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко, говоря о своем профессиональном становлении на педагогическом поприще, писал:[4] «Я не обладаю педагогическим талантом и пришел в педагогике случайно, без всякого на то призвания… Но я научился. Я сделался мастером своего дела. А мастером может сделаться каждый, если ему помогут и, если он сам будет работать».

3)         Участие в объединениях студентов по интересам

Учитель, по словам А. Дистервега [3], «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».

Движение студенческих педагогических отрядов:

а)         содействует активному участию молодежи в социально- экономической, политической и культурной жизни и республики;

 б)        расширяет возможность молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личного успеха;

в)         развивает профессионально ценные личностные качества. Педагогические отряды способствуют студентам стать конкурентоспособной и профессионально мобильной личностью.

Появление в России профессиональной психологии позволяет научно обоснованно проследить процесс взаимодействия личности студента с профессией, восхождение его к вершинам профессионального мастерства [1].

Педагог профессионального обучения, который достиг вершин профессионализма, с точки зрения профессиональной психологии успешно преодолевал профессиональные деструкции: кризисы, конфликты, деформации, профессиональное старение.

Как достичь педагогу профессионального обучения вершин профессионализма?

Методологической основой профессиональной психологии является концепция профессионального становления личности. Суть ее заключается в том, например, выбирая, профессию, осваивая ее в вузе, личность изменяется: обогащается направленность, формируются опыт и компетентность, развиваются профессионально важные качества [1].

Профессиональное становление педагога — это большая часть его деятельности, которая охватывает период с начала формирования профессиональных навыков до завершения профессионального пути.

Э.Ф.Зеер выделяет в этом многомерном процессе следующие стадии [1]:

а)         оптация — выбор профессии;

б)         профессиональное обучение и подготовка;

в)         профадаптация;

г)         профессионализм и мастерство.

То есть в процессе профессионального становления преподавателя или мастера производственного обучения происходят два процесса, связанных с формированием личности педагога. С одной стороны, это те личностные изменения, которые определяются спецификой профессионально-педагогической деятельности, а с другой стороны — внешние, влияющие на индивидуальность педагога.

Нельзя забыть слова великих педагогов Я. А. Коменского, К.Д.Ушинского, которые считали, что выше педагогической профессии «ничего не может быть под солнцем» — это одно из величайших дел истории.



Список литературы:

  1. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб, пособие. — 2-е изд., перераб. идоп. — Екатеринбург, 2013. — С. 19.
  2. Данилов Д.А., Корнилова А.Г. Индивидуальная подготовка студента к профессионально - педагогической деятельности [Текст] /Д.А. Данилов//учебное пособие издательство ЯГУ.- 2011.- С 12-26.
  3. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М., 2010.- С. 67.
  4. А.С.Макаренко «Педагогическая поэма»/ Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С.Невская – М.: ИТРК, 2013. – 736 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: