» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019

Автор: Стрельникова Светлана Алексеевна, учитель
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка через работу с текстом

Статья просмотрена: 462 раз
Дата публикации: 8.02.2019

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ТЕКСТОМ

Стрельникова Светлана Алексеевна

учитель

ОГАОУ «Академия футбола «Энергомаш», г. Шебекино

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные формы и методы организации работы с текстом с целью формирования коммуникативной компетенции у обучающихся.

 

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

В связи с этим возникает ряд вопросов:

Как развивать речь и мышление обучающихся?

Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками?

Наиболее эффективной формой в данном направлении методисты считают работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала обучающихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексный анализ текста,   сочинение,  изложение, редактирование текста, различные виды диктантов, интеллектуально-лингвистические упражнения,  коммуникативные и игровые ситуации.

Уроки по комплексному анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя

Примерный план анализа текста любого типа речи:

1.         Выразительное чтение текста.
2.         Словарная работа.
3.         Тема текста.
4.         Идея текста.
5.         Тип текста.
6.         Стиль текста.
7.         Стилистический анализ текста. (Можно выполнять в группах с записью в  таблицу). [1].

Языковые признаки

Лексические

Словообразовательные

Морфологические

Синтаксические

 

 

 

 

Сочинение - вид творческой работы, который формирует  потребность в самовыражении, сопереживании, размышлять над известными фактами и явлениями. Одним из самых эффективных методов и приемов, с помощью которых организуется речевая деятельность учителя и ученика, является проведение творческих миниатюрных работ. В зависимости от трудности темы, от степени подготовленности класса можно предложить несколько тем для сочинения, осуществляя дифференцированный подход в обучении, не оглашая, кто на какую тему пишет работу. [4].

Изложение - это письменный и устный вид работы, при котором обучающиеся на основе образца строят свой собственный текст. Для  работы над развитием речи также можно использовать  мини – изложения.  У этого вида работы ещё несколько плюсов: его можно проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини-изложения, вместе с детьми  определяем, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. говорим  о художественных средствах языка.  

Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся следующие виды диктантов.

Самодиктант. По своему характеру этот вид диктантов характеризуется тем, что учитель называет правило, на которое нужно придумать примеры, а диктуют их по очереди сами обучающиеся. Самодиктанты интересны тем, что кроме решения орфографической задачи, они занимательны, вносят эмоциональную разрядку в урок, развивают элементы творческой сообразительности.

Разученный диктант. Представляет собой прием, в основе которого лежит письмо по па­мяти, то есть воспроизведение с максимальной точностью заранее вы­ученного небольшого по объему авторского текста. Написанию обычно предшествует совместный анализ содержания, композиции, стилистиче­ского оформления, орфографии и пунктуации. [2: 18].

Восстановленный диктант. Проведение восстановленного диктанта предполагает создание опор (списка слов, выражений, употребленных в тексте). Ученики, имея их пе­ред глазами, по памяти пересказывают текст близко к оригиналу. Например, обучающимся предлагается выписать последовательно из текста все факти­ческие сведения (даты, географические названия, количествен­ные данные и др.), используя получившиеся записи в качестве опор, восстановите текст по памяти. [2: 28].

Свободный диктант. Этот вид диктанта предполагает близкое к прочитанному, но более свободное, допускающее передачу содержания своими словами, с синони­мичной заменой слов и отдельных фраз, воспроизведение текста, чтение которого учитель осуществляет порционно. Текст заранее разбивается учителем на небольшие отрезки, внутри которых предложения связаны по смыслу, во время проведения диктанта зачитывает отрезки, соот­ветствующие 2-3 строчкам, 2-3 предложениям, небольшому абзацу. [2: 36].

Творческий диктант. Творческий диктант предполагает составление фраз из данных учите­лем слов, словосочетании и выражений. Обучающимся предлагаем составить связный текст, включив в него в произвольной последовательности слова (грамматическая форма слов может быть  изменена):  листок,   крокодил,   автомобилист, степлер, карниз, дерево, ананас, офис, экскурсия, попутчик, приключение, впечатление, открытие.

Диктант с заменой. При написании диктанта с заменой от обучающихся требуется не толь­ко максимально точная передача содержания услышанного и прочитан­ного исходного варианта текста, но и привнесение в текст ряда измене­ний, касающихся как содержательного, так и грамматического строя текста. [2: 110].

Диктант с продолжением. Методика проведения разработана Т. А. Ладыженской. Работа предполагает после написания первой части составление продолжения текста, который дается обучающимся под диктовку, с необходимостью со­хранения стиля и особенностей манеры авторского повествования.

Особенно эффективны при развитии творческих способностей обучающихся инновационные педагогические технологии. Так, средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Можно предложить написать окончание поучительного или шуточного рассказа. Для этого задания лучше использовать притчи или другие произведения поучительного характера. Например, сказка «Мальчик и орехи». (Мальчик выпросил у матери орехов. Орехи были в кувшине. Мальчик запустил руку в кувшин и захватил орехов, сколько рука могла удержать. Но горлышко у кувшина узкое, и рука с орехами не проходила назад. Мальчик злился и плакал. Мать посоветовала ему: «…»).

Развитию творческих способностей обучающихся содействуют дидактические игры на уроке.

Например:

1.         «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2.         «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3.         «Переводчик». Замени иноязычное слово русским. Замени все слова в предложении (кроме служебных слов) синонимами.  

4.         «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность такие нестандартные виды уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора обучающимися и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п.  Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей школьников. [3].

Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом способствует разностороннему развитию языковой личности обучающегося, помогает подготовиться к успешной сдаче ОГЭ, ЕГЭ.

Таким образом, школа нацелена развивать способность обучающегося реализовать себя в социально-экономических условиях. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.



Список литературы:

  1. Давоян, О. Н. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся / Сборник материалов III Международной научной конференции «Педагогика: традиции и инновации» апрель 2013 года, г. Челябинск. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1118678/
  2. Дюжева, О.А. Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения. – Волгоград: «Учитель», 2014 г., 167 с.
  3. Краснова, Л.Л.«Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся». Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1204
  4. Эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2012/06/19/effektivnye-tekhnologii-i-metodiki-formirovaniya


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: