» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019

Автор: Патиенок Вера Владимировна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Гендерная адаптация студентов первого курса к обучению в ВУЗе

Статья просмотрена: 698 раз
Дата публикации: 11.02.2019

ГЕНДЕРНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Патиенок Вера Владимировна

Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблемы адаптации студентов, то как гендерные различия влияют на адаптацию. Успешность адаптации студентов первого курса к учебной деятельности, их психологические и гендерные особенности.

Ключевые слова: Гендер, юноши, девушки, студенты, адаптация, учебная деятельность.

 

В современном мире адаптация студентов является актуальной проблемой. Выходя из школы будущие студенты еще не знают, что их ожидает в студенческой жизни. Адаптация молодежи к студенческой жизни – это сложный и многогранный процесс, который требует вовлечения социальных и психологических резервов, еще не до конца сформировавшегося организма. Учитывая гендерные особенности, адаптация у студентов первокурсников будет проходить по-разному.

Рассмотрим значение термина гендерная адаптация. Гендерная адаптация (полоролевая адаптация) – социально-психологическое приспособление к существующим в обществе гендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе гендерной адаптации индивид соотносит свои умения и навыки не только с психической реальностью но и с природной сущностью как своего, так и другого пола, а также и с характером взаимоотношений полов, которые складываются в данном обществе[4].

По мнению А. А. Налчаджян для успешной адаптации необходимо благоприятное направление, только тогда студент может полностью адаптироваться к учебной деятельности[3].

Необходимо учитывать гендерные представления преподавателей, так как оно влияние на процесс осуществления благоприятной среды для развития личности студентов. На начальном этапе обучения преподаватели ожидают от студентов мужского и женского пола разного поведения, отношения к учебной деятельности,  различных достижений, по мимо учебы и так далее[5].

Известно, что гендерно-ролевое поведение студента является показателем адаптации в образовательной среде, оно характеризует содержание подготовки будущего специалиста и соединяет в себе такие компоненты как: профессионализм и общий уровень культуры, культуру общения и поведения. Данное поведение является характеристикой адаптации и проявляется в стереотипах, нормах поведения, в особенностях женского и мужского взаимодействия и отношениях к своему «второму» полу. При выполнении учебной деятельности, формируется стиль гендерно-ролевого поведения и опыт деятельности, которые вырабатываются на основе ценностей[1]. Как известно, к девушкам предъявляют более высокие требования в отношении учебы и успеваемости, чем к юношам, так как родители воспитывают своих дочерей на основе моральных и нравственных норм, в отличие от мальчиков, которых воспитывают на приобретении достижения[2].

Теоретические взгляды стали предпосылкой для нашего исследования. Цель – изучение гендерных особенностей процесса адаптации к обучению в Вузе у студентов первого курса. Для изучения была отобрана группа студентов в составе 22 человек, обучающихся в ВУЗе НФИ КемГУ, группа ПСДс-18, г. Новокузнецк. Из них 73% девушки и 27% юноши.

Возрастная группа нашего исследования была представлена следующим образом: 17 лет14%человек, 18 лет68% человек, 19 лет 9% человек , 20 лет 9% человек.

В нашем исследовании мы использовали такие методики как: диагностика социально-психической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; методика Ф. Фидлера для оценки психологической атмосферы в группе; методика исследования адаптированности студентов в Вузе Т. Д. Дубовицкой.

Анализ результатов по методике Ф. Фидлера показал, что группа имеет неустойчивый, но достаточно благоприятный климат. В котором присутствуют некоторые противоречия между положительными, деловыми и эмоциональными взаимоотношениями, среди наиболее активных его членов и отрицательным напряжением среди тех, кто не разделяет общественного мнения актива, установок руководителя (преподавателя).

По методике социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда показал что, по шкале «адаптация» 73% человек имели высокий уровень приспособления к существованию в обществе в соответствии с его требованиями, и с собственными потребностями, мотивами и интересами, из них 69% девушки и 31% юноши. Низкий уровень приспособления имели 27% человек, из них 84% девушки и 16% юноши. По шкале «принятия себя» 68% человек не принимают себя, то есть они не принимают себя и имеют неудовлетворительное мнение о себе, из них 68% девушек и 33% юношей. А 32% человек принимают себя и имеют удовлетворенность в своих личностных качествах. По шкале «принятие других» 86% человек имеют потребность в общении, взаимодействии, совместной деятельности, из них 75% девушек и 25% юношей. Остальные 14% не имеют потребности во взаимодействии с людьми, из них 67% девушек и 33% юношей. По шкале «эмоциональная комфортность» 73% человек имеют определенность в эмоциональном отношении к происходящей действительности, окружающим предметам и явлениям, где 75% девушек и 25% юношей. Остальные 27% не имеют определенности в эмоциональном отношении, окружающим предметам и явлениям, из них 67% девушек и 33% юношей. По шкале «внутренний контроль» 64% человек несут ответственность за события, происходящие в жизни человека, все события принимаются в большей мере на себя и результаты деятельности объясняют своим поведением, характером, способностями, из них 72% девушек и 28% юношей. По внешнему контролю 36% человек не воспринимают все происходящее на себя, и большинство результатов своей деятельности объясняют везением или чудом, из них 75% девушек и 25% юношей. По шкале «доминирование» 41% человек имеют потребности к доминированию, и лидерству, где 56% девушек и 44% юношей. Остальные 59% имеют потребность в подчинении, руководстве над собой, из них 82% девушек и 18% юношей. По шкале «эскапизм» 73% человек имеют тенденцию избегать проблем и проблемных ситуаций, где 65% девушки и 35% юноши. Не избегают проблемы и проблемные ситуации, а решают по мере поступления 27% человек, из них 83% девушек и 17% юношей.

Анализ результатов по методике адаптированности студентов в Вузе Т. Д. Дубовицкая дал понять что, комфортно чувствуют себя в группе 68% человек, они без труда взаимодействуют с одногруппниками, следует принятым в группе нормам и правилам. При необходимости могут обратиться к однокурсникам за помощью, способны проявлять активность и взять инициативу в группе на себя, из них 67% девушек и 33% юношей. Имеют трудности в общении с одногруппниками 32%, им сложно найти общий язык с одногруппниками, они не разделяют принятые в группе нормы и правила, из них 86% девушек и 14% юношей. Легко осваивают учебные предметы 68% человек, они успешно и в срок выполняет учебные задания, при необходимости могут обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражают свои мысли, могут проявить способности на занятиях, из них 80% девушек и 20% юношей. С трудом осваивают учебные предметы и выполняют учебные задания 32%, им трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости они не могут задать вопрос преподавателю, из них 57% девушек и 43% юношей.

Также для обработки данных и установления разницы в адаптации между девушками и юношами, был использован корреляционный анализ t-критерия Стьюдента.

 

По шкалам адаптации, принятию других, эмоциональной комфортностью и стремлению к доминированию из методики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда наблюдалась ускоренная тенденция у девушек, однако корреляционный анализ показал, что по всем шкалам значимых различий между девушками и юношами не обнаружено. Данные корреляционного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1. Корреляционный анализ методики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

Шкалы

Пол

tкр

tэмп

Среднее значение

Адаптация

 

Женский

2,07

0,24

112,75

Мужской

108,33

Принятие других

Женский

2,07

0,98

23,94

Мужской

20,67

Интернальность

 

Женский

2,07

0,13

46,19

Мужской

47,17

Эмоциональная комфортность

 

Женский

2,07

0,37

23,62

Мужской

21,67

Самовосприятие

 

Женский

2,07

0,71

32,69

Мужской

37

Стремление к доминированию

 

Женский

2,07

1,88

19,38

Мужской

13,83

Уровень значимости при p≤ 0,05.

Результаты исследования различий по результатам методики адаптированности студентов Т. Д. Дубовицкой, не показал значимых различий в адаптации первокурсников. Данные корреляционного анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2. Корреляционный анализа методики адаптированности студентов в вузе Т. Д. Дубовицкой

Шкала

Пол

tкр

tэмп

Среднее значение

Адаптация

 

Женский

2,82

0,48

20

Мужской

21,5

Уровень значимости при p≤ 0,01.

По результатам проведённых методик можно сделать такие выводы: атмосфера в коллективе благоприятная, Большая часть студентов принимает себя и других, и осознает свою роль в коллективе. С помощью методик  К. Роджерса, Т. Д. Дубовицкой и Р. Даймонда  можно увидеть такую ситуацию: между девушками и юношами есть некоторые отличия в адаптационном процессе, девушки больше направлены на процесс обучения, а юноши на адаптацию в группе. Девушки лучше воспринимают других, нежели себя, у них уровень эмоционального комфорта выше, чем у юношей, и они в большей степени склонны к ведомости, и решению проблем, чем юноши. Корреляционный анализ показал, что значимые отличия отсутствуют, это значит, что в целом девушки и юноши первого курса проходят процесс адаптации одинаково.



Список литературы:

  1. Багичева, Ж. Б. Гендерный подход как условие адаптации студента к образовательной среде педагогического вуза [Электронный ресурс] / Ж. Б. Багичева— Режим доступа: disserCat — электронная библиотека диссертаций Дата обращения: 05.11.2018.
  2. Джафарова, К. Р. Гендерные особенности социальной адаптации юношей и девушек в современных условиях[Текст] // К. Р. Джафарова – Курск : Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, 2013. С. 47–49 (3
  3. Назаревич, О. С. Теоретические подходы к определению социально-психологических аспектов адаптации личности [Текст] : / О. С. Назаревич. – Ханты-Мансийск : Вестник угроведения, 2012. № 4. С. 66 – 70.
  4. Национально психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://vocabulary.ru/termin/gendernaja-adaptacija.html. Дата обращения: 05.11.2018.
  5. Штылева, Л. В. Исследование гендерных характеристик студентов [Текст] : учеб. пособие. 2–е изд. / Л. В. Штылева.; под ред. И. С. Клециной. – Санкт-Петербург, 2009. – 496 c.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: