» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019

Автор: Гладких Ярослав Дмитриевич, студент
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Взаимосвязь агрессивности со стереотипами восприятия этнических групп у учащихся школ города новокузнецка

Статья просмотрена: 398 раз
Дата публикации: 10.02.2019

УДК 316.647.8

ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ СО СТЕРЕОТИПАМИ ВОСПРИЯТИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП У УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ГОРОДА НОВОКУЗНЕЦКА

Гладких Ярослав Дмитриевич

студент

НФИ КемГУ, г. Новокузнецк

 

Аннотация. Целью данной статьи является исследование взаимосвязи агрессивности со стереотипами восприятия этнических групп среди учеников новокузнецких школ. Полученные данные могут быть использованы в учебных и общеобразовательных учреждениях для дальнейшего изучения влияния стереотипов на восприятие этнических групп.

Ключевые слова: стереотип, толерантность, этнический стереотип, этническая группа, агрессивность.

 

В современном мире, несмотря на наличие определенного уровня толерантности в межнациональных взаимоотношениях и даже интеграционных тенденций, конфликты, возникающие в результате столкновений этнополитических интересов, со своими разными проявлениями – реальности, которыми нельзя игнорировать [3]. Располагая научными данными о психологических механизмах возникновения и функционирования агрессивных этнических стереотипов, можно понять психологические тонкости межэтнических конфликтов, адекватно оценивать направленность развития межэтнических взаимоотношений, психологически грамотно построить переговорные процессы, прогнозировать созревающие акты агрессии и вовремя предпринимать меры для их предотвращения.

Концепция «стереотипа» родилась в 20-х годах прошлого века. Он был введен в научную литературу американским ученым В. Липпманом. Он охарактеризовал стереотип как маленькую «картину мира», которую человек хранит в мозгу, чтобы сохранить усилия, необходимые для восприятия более сложных ситуаций [2].

Этнический стереотип – это своего рода социальный стереотип. Это стабильный, эмоционально насыщенный, довольно упрощенный, схематизированный, обобщенный образ этноса, обобщенная устойчивая концепция любого народа. Как правило, содержание этнического стереотипа содержит оценочные мнения, относительно устойчивые представления о моральных, психических и физических качествах, присущих представителям разных этнических общностей. Кроме того, содержание этнических стереотипов может содержать указания о действиях в отношении лиц определенной национальности [1].

Одним из наиболее значимых свойств этнических стереотипов является их эмоциональный и оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, рейтингов и установок. Эмоционально окрашенные сами по себе воспринимаются как характеристики. Еще одной важной особенностью этнических стереотипов является их стабильность и даже жесткость [5]. Хотя стабильность эмпирических исследований неоднократно подтверждала стабильность стереотипов, она все еще относительно: когда отношения между группами меняются или, когда поступает новая информация, их содержание и даже ориентация могут меняться.

Агрессивность – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [4].

Для проведения эмпирического исследования, были выбраны ученики 9 класса школы г. Новокузнецка. Исследование проводилось на двух классах, общая численность выборки составила 60 человек, 50% (30 человек) – девушки, 50% (30 человек) – парни.

Для диагностики общего уровня толерантности использовался экспресс- опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Г. В. Солдатова, Б. Г. Кравцова, О. В. Хухлаев, Л. А. Шайгерова). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека.

По итогам данного опросника, мы получили, что 42 ученика (70%) школы имеют низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности и наличии выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. Средний уровень толерантности имеют 4 ученика (7%). Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. Низкий уровень толерантности имеют 14 учеников (23%). Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе, могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

 Также был исследован показатель агрессии. Мы использовали такую методику, как опросник агрессивности А. Басса-Дарки.

По результатам исследования выявлено, что повышенному уровню агрессивности подвержены 27 учеников (45%). Данные результаты не являются нормой, и это говорит о том, что ученики в большей части имеют высокий уровень агрессивности. Они часто вступают в агрессивные ситуации и конфликтуют. Процент учеников и количество, которые подвержены враждебности составляет 18 человек (30%). Данные ученики имеют признаки враждебности, что говорит о том, что они относительно негативно вступают в конфликтные ситуации и плохо относятся к другим людям.

 Также использовался опросник Л. Г. Почебут. По результатам 36 учеников имеет высокую степень агрессивности и низкие адаптационные возможности (60%). Эти ученики мало с кем общаются и чаще вступают в конфликтные ситуации. Выяснилось, что в двух классах 9 учеников (15%) имеют средний уровень агрессивности и адаптированности. По сравнению с учениками с высокой агрессивностью и низкими адаптационными возможностями они более нейтральны. Им проще адаптироваться и не вступать в конфликты. Остальные 15 учеников (25%) имеют низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения. Данные ученики легко находят общий язык с другими и редко вступают в конфликтные ситуации.

Для обработки данных, полученных в ходе тестирования по методикам Л. Г. Почебут, А. Басса-Дарки и Г. У. Солдатовой, и установления взаимосвязи агрессии с толерантностью к лицам других национальностей нами в исследовании использовался метод математико-статистической обработки данных – корреляционный анализ К. Пирсона. При анализе было выяснено, что показатели уровня агрессии и толерантности имеют значимую взаимосвязь по обеим методикам на агрессию.

Выводы.

Одним из основных источников стереотипов является то, что личность соответствует групповым представлениям. Поэтому чаще всего человек создает свои стереотипы: он просто разделяет стереотипы, которые уже существуют в его социальной группе. Это готовые определения и характеристики различных расовых и этнических групп. Этнические стереотипы часто воспринимаются с детства властями для детей (родителей, учителей), а затем извлекаются из средств массовой информации, речей политиков и т. д. Каждый этнический стереотип принадлежит определенной этнической группе и передается каждому члену этой группы. Было определено, что агрессивность у школьников старших классов взаимосвязана с толерантностью к представителям других национальностей, а именно: чем выше уровень агрессии, тем ниже уровень толерантности.



Список литературы:

  1. Петунова, С. А. Этническая психология: конспект лекций [Текст] / С. А. Петунова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Чувашский гос. ун-т им. И. Н. Ульянова". – Чебоксары: Чувашского ун-та, 2012. – 51 с.
  2. Крысько, В. Г. Этническая психология [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования /
  3. В. Г. Крысько. – 6-е изд., стер. – Москва : Академия, 2011. – 313, с.
  4. Кудинов, С. И. Психология становления общительности: гендерные и национально-этнические аспекты [Текст] / С. И. Кудинов. – Москва : Российский ун-т дружбы народов, 2014. – 374 с.
  5. Кузин, Т. С. Социальное восприятие курсантами сообщений средств массовой информации с учетом психологии этнического менталитета [Текст]: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Т. С. Кузин. [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. – Москва, 2013. – 204 с.
  6. Лебедева, Н. М. Этническая и кросс-культурная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведений / Н. М. Лебедева. – Москва: МАКС Пресс, 2011. – 423 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: