» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019

Автор: Щербакова Ольга Владимировна, бакалавр, учитель английского языка
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Роль коммуникативных игр в формировании умений говорения как средство эффективной межкультурной коммуникации

Статья просмотрена: 500 раз
Дата публикации: 11.02.2019

РОЛЬ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Щербакова Ольга Владимировна

бакалавр, учитель английского языка

МОУ СОШ №30, г. Челябинск

 

Аннотация. Статья посвящена коммуникативным играм при обучении навыкам говорения. Речь также идет о том, как они помогают формировать успешную межкультурную коммуникацию. В этой статье вы можете увидеть большое количество примеров, которые помогут вам сформировать навыки разговорной речи.

Ключевые слова: разговорные навыки, межкультурная коммуникация, язык, методы, примеры.

 

Интернационализация и глобализация, которые охватывают все сферы общественной жизни, требуют на рынке труда высоквалифицированных специалистов, с высоким уровнем владения иностранных языков и готовых взаимодействовать с представителями иноязычной культуры. Знание иностранных языков предлагает сегодня широкий спектр услуг и бонусов таких, как поездки заграницу, путешествие с целью отдыха, расширение кругозора, а также возможность получить высокооплачиваемую работу. Но существенным  фактором, детерминирующим хорошее владение иностранным языком  является способность коммуницировать с представителями иноязычной культуры, понимать и адекватно интерпретировать возникшую ситуацию общения. [3] Взаимодействие с представителями иноязычной культуры способствует интеграции нового населения и требует наиболее эффективного подхода в обучении будущего специалиста.                 Неотъемлемой частью в формировании умений говорения способствуют коммуникативные игры. Коммуникативные игры – это разновидность ролевых игр. «Характерными чертами всех ролевых игр являются: наличие проблемы, лежащей в основе игры; наличие определенных персонажей / ролей, имеющих разное отношение к обсуждаемой проблеме; наличие проблемной ситуации, которая содержит в себе условия когнитивного конфликта». [2]

Любая коммуникативная игра требует выполнения несколько этапов. Первый этап включает в себя подготовительный этап. На данном этапе разрабатывается тема, цель и результаты игры, отбор и повторение необходимых языковых средств (речевых формул, лексики), подготовка атрибутов игры, подготовка участников игры. Следующий этап характеризуется непосредственным этапом проведения игры. А на заключительном этапе производится контроль и анализ игры. [1].

Проведение коммуникативных игр – это эффективный способ обучения иностранному языку и навыкам коммуникации в ситуации живого общения. Целью всех игр служит формирование умений говорения для выработки стратегии и тактики межкультурного общения. Тематика игр может быть абсолютно разнообразной, но важно учитывать уровень сформированности умений говорения у обучающихся, а также согласовывать коммуникативные игры с непосредственно тематикой образовательного процесса. Характерный признак этих игр -  имитационное моделирование, позволяющее воссоздать реальную обстановку, где студенты могут предстать как носители конкретных профессиональных, этнических и социальных ролей. А также наличие ситуаций и типов взаимодействия, позволяющих совмещать обучение иностранному языку с профессиональной деятельностью. [2]

Самым простым примером коммуникативной игры, служит ассоциативная игра. Обучающемуся от группы предлагаются карточки со словами по теме путешествия («tour, flight, suitcase, board, hotel»), которые необходимо объяснить при помощи других слов за определенное количество времени. Предварительно необходимо поделить обучающихся на две группы. Представитель из каждой группы объясняет слова и за каждое отгаданное слово получает поощрение.

В рамках темы «Famous people» можно предложить обучающимся вжиться в роль любой знаменитой звезды, у которой берут интервью. Необходимо подготовить раздаточный материал с необходимой информацией об известном человеке, согласно уровню владения иностранным языком. Обучающимся предлагается на выбор две карточки, одна из которых является карточкой интервьюера, а другая - карточкой интервьюируемого. Смысл данной коммуникативной игры заключается в том, что необходимо переработать и преобразовать полученную информацию, которая состоит из общих фактов, в цельные связные высказывания. Чтобы ролевая игра казалась интереснее, а остальная аудитория внимательно слушала своих коллег, необходимо угадать, о каком известном человеке идет речь. Например, в качестве известного человека мы выбрали известного политика Ангелу Меркель. Предварительно изучив ее биографию, мы отобрали фактический материал и представили его в качестве ключевых фраз: «an interviewee - Angela Merkel: 1) Hamburg, in 1954, Germany; 2) in the former German Democratic Republic; 3) physics at the University of Leipzig; 4) (to win) a seat in the German parliament; 5) (to meet) the Dalai Lama in Berlin in 2007; 6) (to receive) the Prize for her work to reform the European Union in 2008». Обратим внимание на то, что все глаголы действия указаны в скобках. Это необходимо, чтобы обучающиеся раскрыли скобки с использованием нужного времени. Карточка интервьюера состоит из вопросов: «an interviewer: 1) When/where born; 2) where grew up; 3) what studied; 4) what important things happened in your life; 5) what things happened after that» Обратим также внимание на то, что вопросы все представлены в косвенной речи. При употреблении данных вопросов обучающимся необходимо выбрать правильный вспомогательный глагол и правильно задать вопрос.

В качестве развития монологической речи, а именно, развития умений рассказывать истории, а также тренировки прошедшего времени, можно применить коммуникативную игру, которая также будет направлена на развития языковых умений, таких как повторение частей речи. Эта коммуникативная игра должна проводиться в малых группах. У каждой группы обучающихся есть свое начало истории.  Далее необходимо по очереди развивать историю, добавляя по предложению. Цель игры также заключается в добавлении различных частей речи: глагола, прилагательного, существительного. Задания усложняются тем, что у обучающихся на руках есть предварительно определенный набор букв алфавита, на которые им нужно придумать в качестве продолжения истории, соответствующую часть речи (слово) и образовать цельное высказывание.

В качестве темы «Описания внешности и характера» можно применять разнообразное количество коммуникативных игр. Игры должны строится на отработке уже пройденных лексических единиц и грамматических структур. Из наиболее простого варианта коммуникативной игры можно вырезать из журнала фотографии некоторых людей и попробовать описать их внешность, а затем предположить, какой у них характер. Можно подготовить небольшие карточки, на которых указаны люди, которых необходимо описать. Это могут быть также знаменитые люди. Описывая внешность, обучающиеся догадываются, о ком идет речь. Например, «describe V. Putin, describe one of your group mate, describe your English teacher и т.д.

В рамках темы «Технологии» можно использовать метод дискуссии и предложить различные темы для речевых ситуаций, которые должны быть раскрыты и аргументированы. На карточках обучающимся предлагается также опорные слова (выражения), которые помогают им сформулировать свою точку зрения. Например, дана речевая ситуация

"In the future we will be able to communicate with the help of our thoughts. Some people think it will ease  our life because you don't need to search for right words. Others believe that it won't be useful because you will feel lonely and isolated."

Обучающимся в группах необходимо произвести небольшой мозговой штурм и выписать несколько слов, выражений, которые они считают актуальными по данной проблеме. Выписать ключевые аспекты «за» и «против». А также привести аргументы. «What do you think about this problem? Work in pairs and express your own ideas and give reasons. Don't forget to use the right vocabulary». Далее необходимо в раздаточном материале указать все слова и выражения, которые помогут обучающимся грамотно и аргументировано изложить свою точку зрения. Например, «I think/believe that; To my mind, I think; In my opinion / view; It seems to me that; I agree / disagree with you; That's true. / That's not true; You're dead right/ You're not right; I see what you mean, but...».

Ключевым моментом в формировании монологического высказывания у обучающихся является то, что в любой момент любое монологическое высказывание по заданной теме может перерасти в дискуссию. Необходимо подбирать такие речевые ситуации, которые бы мотивировали обучающихся к дискуссии, к защите или опровержении своей точки зрения. [5]

Резюмируя вышеизложенное, мы можем констатировать то, что значительным фактором в формировании умений говорения является обучение говорению в качестве инструмента общения и выражения своих мыслей. [4]. Говорение является частью психофизиологической деятельности, направленной на осуществление межкультурной коммуникации, которое обеспечивает выработку адекватного поведения в рамках межкультурного взаимодействия. [8]

В качестве проведения коммуникативных игр обучающиеся примеряют на себя роль как слушающего, так и говорящего. Основная функция коммуникативных игр заключается в усовершенствовании изученного набора лексических и грамматических единиц. Также коммуникативные игры предлагают обучающимся полностью погрузиться в среду межкультурного общения и не бояться высказывать свою точку зрения. [6]. При помощи дискуссии, обучающиеся пытаются сформировать картину мира, которая не противоречит традициям и культуре стран изучаемого языка. [7]

Таким образом, коммуникативные игры служат развитию, самоорганизации, самовоспитанию и саморазвитию личности. Коммуникативные игры  служат организации эффективного взаимодействия членов учебной группы, в ходе которого обучающиеся обмениваются знаниями и приобретают опыт практической деятельности как средство эффективной межкультурной коммуникации.



Список литературы:

  1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977. – 261 с.
  2. Байжанова, А. А. Ролевые игры в преподавании иностранного языка [Текст]/ А. А. Байжанова // Интеграционная стратегия становления профессионала в условиях многоуровневого образования: Материалы Международной научно-практической конференции 22-24 июня 2007г. – Котлас: СПГУВК, изд-во «Старая Вятка», 2007. – С. 334 –336.
  3. Елизарова, Г.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: автореферат…д-ра педагогических наук, 13.00.02. [Текст] / Г.В. Елизарова. – СПб, 2001. – 38 с.
  4. Зеер, Э. Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования [Текст] / Э. Ф.Зеер, Екатеринбург: Изд-во Уральского гос.проф.-пед. Ун-та, 2002. – С.72 –122.
  5. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. - 432с. (Серия «Психологи Отечества»)
  6. Кнапп-Потхофф, А. О межкультурной коммуникации [Текст] /А. Кнапп-Потхофф // Что такое межкультурная коммуникация. – Мюнхен, 1997. – 120 с.
  7. Щербакова О.В. К вопросу о методах формирования навыков говорения / О.В. Щербакова //Наука XXI века: взгляд в будущее: Международная академия наук педагогического образования. – Шадринск, 2018. – 270с. – С.270-273.
  8. Щербакова О.В. Эффективные методы обучения навыкам говорения как средство успешной межкультурной коммуникации / О.В. Щербакова //Наука через призму времени: Международный журнал. 2019. – 104с. – С.104-106.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: