» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019

Автор: Квашнина Алина Юрьевна, Магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Методическая поддержка педагогов дошкольной образовательной организации в процессе формирования икт-компетенций

Статья просмотрена: 111 раз
Дата публикации: 12.02.2019

УДК 372

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ

 Квашнина Алина Юрьевна

магистрант ВШППиК

Северный арктический федеральный университет им. М.В. Ломоносова

 

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «методическая поддержка», «ИКТ-компетентность» педагогов, раскрываются условия формирования икт-компетентности педагогов.

 Ключевые слова: методическая поддержка, ИКТ-компетенции

 

Современный мир задает высокие требования к педагогу, необходимость соответствия мировым тенденциям и новейшим разработкам в области науки  требует владения современными компетенциями. К одной из таких компетенций, которыми в соответствии с профессиональным стандартом педагога, должен владеть педагог дошкольного образования, относится ИКТ-компетенция. ИКТ-компетенция - это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества [1].

Формирование компетенций педагога – одна из задач, стоящих перед методической службой образовательной организации, в которой работает педагог. Целью методической службы является повышение уровня профессионального мастерства педагогов [2].

Н.В. Немова под методической работой понимает деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса [3].

В процессе организации методической работы используются разные технологии. В том числе, методическая поддержка.  Целью методической поддержки можно считать создание условий, необходимых для полноценного развития и личного и профессионального роста каждого педагога, с учетом его особенностей, возможностей и интересов.

Формирование ИКТ-компетентности современного педагога образовательной организации, как пишется в документах ЮНЕСКО, не должно ограничиваться только умением педагога использовать информационные технологии и быть технологически грамотным. В связи с гиперростом информационного поля и возможностей получения этой информации, педагог должен помочь обучающемуся эффективно использовать ИКТ для более успешного сотрудничества, решения возникающих задач [4].

Исходя из этого ЮНЕСКО были разработаны рекомендации, затрагивающие аспекты работы педагогов. Среди них:

  • Понимание роли ИКТ в образовании
  • Учебная программа и оценивание
  • Педагогические практики
  • Технические и программные средства ИКТ
  • Организация и управление образовательным процессом
  • Профессиональное развитие

Данные аспекты построены с учетом существующих в современной науке трех подходов в рамках информатизации образования, профессионального развития педагогов, изучающих ИКТ:

  • применение ИКТ – требует от педагогов способности помогать обучающимся в использовании ИКТ;
  • освоение знаний – педагог должен помогать обучающимся в использовании ИКТ для более глубокого изучения образовательного модуля;
  • производство знаний – требует от педагога способности помогать обучающимся при произведении нового знания.

Дошкольный уровень образования в силу возраста обучающихся ограничивается первой стадией профессионального развития педагогов, изучающих ИКТ. Однако предполагается дальнейшее формирование ИКТ-компетенций педагогов в системе выделенных аспектов, для эффективного сопровождения детей на следующем этапе получения образования.

Формирование ИКТ-компетенций педагогов дошкольной образовательной организации  происходит на основе выделенных рекомендаций:

Диагностика уровня сформированной ИКТ-компетенций позволит определить на каком уровне находится педагог, и именно на результатах полученных данных должна строиться методическая поддержка.

Непосредственное формирование ИКТ-компетенций педагогов невозможно без создания определенной развивающей среды, в которую включается как наличие технического оборудования, так и знакомство педагогов с образовательной политикой в сфере ИКТ, а так же понимание важности компьютерной грамотности.

Наличие определенной технической базы в образовательной организации, порой не является критерием эффективного использования ИКТ-технологий, следовательно, помимо насыщения организации техническими средствами необходимо мотивировать педагогов к использованию ИКТ. Данный вопрос может решиться, например, посредством проведения мастер-классов, обмена опытом, материального стимулирования педагогов и т.д.

 Формирование мотивации педагогов в использовании ИКТ выводит на необходимость в получении ими базовых знаний, которые непосредственно подкрепляются использованием технических устройств. Данный этап методической работы может быть решен через предоставление возможности педагогу пройти дополнительные курсы компьютерной грамотности или через разработку индивидуального образовательного маршрута педагогу, испытывающему затруднения в той или ной области применения ИКТ-технологий.  

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование ИКТ-компетентности педагогов – задача методической службы образовательной организации и она будет эффективна при грамотном построении методической поддержки педагогов, создании необходимых условий для ее развития.

 



Список литературы:

  1. Бурмакина В.Ф., Фалина, И.Н. ИКТ-компетентность учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sitos.mesi.ru/
  2. Ивлев, C.А., Методическая работа в образовательном учреждении / Ивлев C.А. – М.: Москва, 2014. – 48 с.
  3. Немова, Н.В., Управление методической работой в школ / Немова Н.В. – М.: АПКиПРО, 2003. – 176 с.
  4. Структура икт-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: