» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019
Автор: Квашнина Алина Юрьевна, Магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Методическая поддержка педагогов образовательной организации
Дата публикации: 12.02.2019
УДК 372
МЕТОДИЧЕСКАЯ
ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Квашнина
Алина Юрьевна
магистрант
Северный
арктический федеральный университет им. М.В. Ломоносова
Аннотация: В
статье рассматривается понятие «методическая поддержка» педагогов
образовательной организации, дается характеристика понятия «методическая
поддержка», раскрываются ее функции.
Ключевые слова:
методическая поддержка, методическое сопровождение, образовательная организация,
методист, методическая служба.
Современному
педагогу достаточно тяжело сориентироваться в стремительно развивающемся мире,
в котором часто появляются новые технологии, формы и методы работы с людьми.
Задача усложнилась в последнее время, когда в группы детских садов и школ стали
поступать дети с особенностями в развитии. Так же трудности возникают у молодых
педагогов, которые еще не имеют достаточного опыта в работе с обучающимися, им тяжело сориентироваться в том объеме уже
накопленных педагогикой знаний и применить в конкретной педагогической ситуации
нужную форму. Исключением не являются и педагоги со стажем работы в
образовательных организациях: уровень владения методикой у данного ряда лиц
преимущественно на высоком уровне, однако, современный мир задает высокие
требования к использованию компьютерных технологий, которым стажисты
не всегда могут соответствовать. Эти и многие другие трудности, появляющиеся в
педагогической деятельности призвана решать методическая служба образовательной
организации.
Свои
истоки методическая поддержка берет в идее технологии педагогической поддержки
русского ученого-педагога О.С. Газмана, который
утверждал, что педагогика свободы – это деятельность, способная открыть путь к
самообразованию через предоставление педагогам возможности самостоятельного
выбора.
Однако
стоит заметить, что еще в 1828 году в Уставе гимназий
и училищ уездных и приходских уже упоминалась такая
форма работы, как педагогические советы, направленные на решение вопросов
методов и содержания преподавания [1].
Анализ источников показал, что изначально методическая поддержка
педагогов была создана с целью
организации помощи и поддержки педагогов образовательных организаций различного
уровня в процессе их непосредственной профессиональной деятельности [2].
В современной науке методическую поддержку рассматривают как
комплекс мер, направленных на развитие и обучение кадров, распространение и
накопление педагогического опыта, а так же на всестороннее развитие компетенций
педагогов.
Именно о компетенциях, как о целевых ориентирах, сейчас говорит
профессиональный стандарт педагога [3].
Методическая поддержка, как неотъемлемая часть деятельности
образовательных учреждений, имеет цель и ряд задач, решаемых с течением
времени.
Целью методической поддержки можно считать создание условий,
необходимых для полноценного развития и личного и профессионального роста
каждого педагога, с учетом его особенностей, возможностей и интересов.
Методическая поддержка имеет так же ряд задач, к
которым можно отнести планирование и разработку системы консультационно-методической
помощи; содействие саморазвитию педагогов; выявление условий эффективной работы
методической поддержки, выявление, изучение, обобщение и распространение
педагогического опыта.
Так же
стоит отметить, что методическая работа имеет ряд функций, классифицируемых по
разным основаниям. Например, по отношению к общегосударственной системе
образования, непосредственно педагогической науке и передовому опыту
методическая работа играет роль осмысления социального заказа, внедрения
достижений передового педагогического опыта.
По
отношению к педагогическому коллективу она выполняет такие функции как:
выработка общих ценностей и традиций, стимулирование педагогического творчества
и инициативны, приобщение коллектива к научно-исследовательской и
опытно-экспериментальной работе по проблемам работы дошкольного учреждение, а
так же анализ образовательного процесса и его результатов.
По
отношению к конкретному педагогу: развитие профессиональной компетентности,
формирование готовности к самообразованию, а так же развитие устойчивых,
идейно-нравственных качеств личности.
Методическая
работа в образовательных учреждениях строится через различные формы
деятельности педагогов. К таким формам можно отнести все известные
педагогической науке формы, такие как традиционные формы: педсоветы, лектории,
открытые занятия, так и нетрадиционные формы например
мастер-класс, диспут, педагогический КВН и т.д.
Ко
всему вышесказанному можно добавить, что помимо термина методическая поддержка,
существует термин «методическое сопровождение». В научной литературе два данных
понятия широко не дифференцируют, однако из анализа понятий можно сделать вывод
о том, что методическое сопровождение будет более длительный в течение времени,
которое может длиться на протяжении всей педагогической деятельности человека.
Методическая поддержка же ограничена во времени возникающими конкретными
затруднениями педагогов в той или иной области профессиональной деятельности,
имеет субъект-субъектное
отношение, а так же заканчивающейся формированием определенной компетенции или
ее частью. При методической поддержке конкретного педагога или группы лиц
благоприятно будет сказываться созданная заранее поддерживающая среда, которая
может заключаться в благоприятном психологическом и эмоциональном климате,
наличии технического обеспечения и так далее. На создание данной поддерживающей
среды в большей мере имеет влияние руководство образовательной организацией,
однако, существует так же политический компонент, определяющий поддерживающую
среду, в данном случае к нему можно отнести нормативные документы,
регламентирующие педагогическую деятельность, а так же запросы общества.
Деятельность методиста в данном случае характеризуется подбором индивидуальных
форм и методов работы с педагогом, которые послужат более эффективному решению
проблемы [4].
Оба
этих феномена направлены на развитие компетенций педагогов и, так или иначе,
требуют обращения к личности, интересам и возможностям каждого конкретного
педагога.
В
процессе методического поддержки возможна разработка так называемого
индивидуального маршрута для конкретного педагога или же группы лиц с общей
проблемой.
Таким
образом, можно сделать вывод, что методическая поддержка педагогов
образовательной организации заключается в организации помощи педагогам,
анализе, обобщении и распространении педагогического опыта, и является
неотъемлемой частью образовательного процесса.
Список литературы:
- Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов С.-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского. 1828 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://музейреформ.рф/node/13657#ref-6
- Немова, Н.В., Управление методической работой в школ / Немова Н.В. – М.: АПКиПРО, 2003. – 176 с.
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»»
- Фролова А.Н. Имидж дошкольного образовательного учреждения: сущность и технология формирования // Научный альманах. – 2016. – №1-2 (15). – С.310-319.
Комментарии: