» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (24) 2019

Автор: Хаматова Зухра Флюровна, Студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Пополнение бюджета Российской Федерации путем применения мер принудительного взыскания налогов, сборов и страховых взносов

Статья просмотрена: 71 раз
Дата публикации: 18.02.2019

УДК 336.225.641

ПОПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВ, СБОРОВ И СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Хаматова Зухра Флюровна

студент, 4 курс

Яруллин Рауль Рафаэлович

д-р экон. наук, профессор

факультет «Финансы и кредит», Финансовый университет при Правительстве РФ г. Уфа

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы, препятствующие увеличению налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Особое внимание направлено на снижение уровня налоговой задолженности по отношению к совокупной задолженности и по отношению к налоговым поступлениям. Проведен анализ эффективности применения мер принудительного взыскания в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Ключевые слова: налоговая задолженность, налоговые правонарушения, меры принудительного взыскания.

 

Налоги считаются одним из составляющих элементов экономики, которые определяют финансовое благополучие страны, так и всего общества в целом. При этом наличие задолженности по налогам значительно препятствует реализации на практике полномочий налоговых органов. В этой связи, наибольшее значение приобретает вопрос эффективности мер принудительного взыскания задолженности по налогам, сборам и страховым взносам.

Неисполнение или несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов является налоговым правонарушением, ответственность за которое установлено статьями главы 16 НК РФ и ст. 199 УК РФ.

Налоговая задолженность - это общая сумма неисполненных обязательств по уплате законно установленных платежей в бюджетную систему РФ, начисленных пеней,  присужденных штрафных санкций.

Одним из основных задач налогового органа считается обеспечение своевременности и полноты поступлений налоговых платежей в бюджетную систему и во внебюджетные фонды Российской Федерации. При этом главным фактором роста задолженности является недостаточная эффективность работы органов в части взыскания, установленная действующим законодательством.

В исследованиях налоговой задолженности учёными экономистами особое внимание уделяется причинам образования налоговой задолженности.  Основной причиной роста налоговой задолженности на сегодняшний день является организационно-правовое последствие, связанные с тем, что в налоговую отчетность с 2017 года впервые была добавлена задолженность по страховым взносам в бюджеты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, которая в предыдущих налоговых отчетах не указывалась.

Подробная классификация причин и факторов роста налоговой задолженности приведены в диссертационных исследованиях А.В. Пироговой, Р.И. Шумяцкого. Несмотря на разнообразие классификационных признаков возникновения задолженности, их можно разделить на политические, экономические, психологические, организационные и др. По мнению авторов, для практического устранения причин налоговой задолженности необходима их конкретизация [3,4].

Выделим основные факторы, которые влияют на эффективность применения мер принудительного взыскания и снижение совокупной задолженности:

1)                 Низкий процент поступления имущественных налогов физических лиц в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по отношению к задолженности. Для определения данного показателя применяется следующая формула:

       (1)

где СНфл − показатель отношения задолженности по имущественным налогам физических лиц на отчетную дату на поступления по имущественным налогам физических лиц,

ЗДфл (Од) - задолженность по имущественным налогам физических лиц на отчетную дату,

Пфл - поступления по имущественным налогам физических лиц, («од» - на отчетную дату, «нг» - на начало года, «од.пг» - на соответствующую отчетную дату прошлого года).

Расчет данных показателей производится на основании  статистических отчетностей за 2016-2017 годы [2].

Немаловажным является расчет эффективности поступления имущественных налогов, осуществляемой по пятибалльной системе. Вышеназванный критерий оценки показателей эффективности обоснован возможностью оценить деятельность налоговых органов начиная с проведения массовых расчетов по имущественным налогам и заканчивая применением полного комплекса мер принудительного взыскания:

СНфл≤60%            Б=5                                                                            (2)

60%˂СНфл≤65%  Б=4

65%˂СНфл≤70%  Б=3

70%˂СНфл≤75%  Б=2

СНфл˃75%            Б=1,

Таблица 1. Расчет показателя эффективности, применения мер принудительного взыскания по имущественным налогам физических лиц в Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Башкортостан

Показатели

2016 год

2017 год

Поступления по имущественным налогам физических лиц, тыс.руб.:

- поступления на отчетную дату (Пфл од);

- поступления на начало года (Пфл нг);

- поступления на соответствующую отчетную дату прошлого года (Пфл од пг)

 

 

379534

379534

229774

 

 

471821

471821

379534

Задолженность по имущественным налогам физических лиц на отчетную дату, ЗДфл (Од), тыс.руб.

381091

371534

Эффективность, %

72

66

По данным таблицы видно, что процент отношения задолженности по имущественным налогам физических лиц к поступлениям в 2016 году составляет 72%, а в 2017 году составляет 66%, то есть эффективность в 2017 году снизилась и соответствует 3 баллам из 5 возможных.

Причиной невысокого процента эффективности поступления в соответствии со ст. 48 НК РФ, является уклонение от уплаты имущественных налогов в бюджетную систему Российской Федерации физическими лицами, а также нарушение сроков применения мер принудительного взыскания со стороны налоговых органов.

2)                 Низкая эффективность взыскания задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

где ЭФ – показатель эффективности взыскания,

ПЗ - погашенная задолженность,

ЗДТ - задолженность по требованиям,

ЗУ - задолженность уменьшенная в связи с изменением объема обязательств («од» - на отчетную дату, «нг» - на начало года, «од.пг» - на соответствующую отчетную дату прошлого года.

ИГ - ЭФод-ЭФод.пг.

Расчет данного показателя производится на основании  статистической отчетности за 2016-2017 годы [2].

Расчет эффективности задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, осуществляемый по пятибалльной системе производится, как максимальное значение по указанным выше критериям. Данный критерий оценки показателей эффективности обоснован возможностью оценить деятельность налоговых органов начиная с проведения камеральных и выездных проверок и заканчивая применением полного комплекса мер принудительного взыскания:

ЭФ≥75% ; 60%≤ЭФ˂75%; ИГ≥0                      Б=5                               (4)

60%≤ЭФ˂75%; ИГ˂0; 50%≤ЭФ˂60%; ИГ≥0  Б=4

50%≤ЭФ˂60%; ИГ˂0; 40%≤ЭФ˂50%; ИГ≥0  Б=3

40%≤ЭФ˂50%; ИГ˂0; 30%≤ЭФ˂40%; ИГ≥0  Б=2

30%≤ЭФ˂40%; ИГ˂0                                         Б=1

ЭФ˂30%                                                              Б=0,

Таблица 2. Расчет показателя эффективности, применения мер принудительного взыскания задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Башкортостан

Показатели

2016 год

2017 год

Погашенная задолженность, тыс.руб.:

- на отчетную дату (ПЗод);

- на начало года (ПЗнг);

- на отчетную дату прошлого года (ПЗод.пг)

 

896314

896314

799743

 

 

1428226

1428226

896314

Задолженность по выставленным требованиям, тыс.руб.:

- на отчетную дату (ЗДТод);

- на начало года (ЗДТнг);

- на отчетную дату прошлого года (ЗДТод.пг)

 

1635441

1635441

1119244

 

3270178

3270178

1635441

Задолженность уменьшенная в связи с изменением объема обязательств, тыс.руб.:

- на отчетную дату (ЗУод);

- на начало года (ЗУнг);

- на отчетную дату прошлого года (ЗУод.пг)

 

368007

368007

185746

 

614182

614182

368007

Эффективность, %

62

48

По данным таблицы видно, что процент отношения погашения по принятым мерам к задолженности по требованиям в 2016 году составляет 62%, а в 2017 году составляет 48%, то есть эффективность в 2017 году снизилась и соответствует 3 баллам из 5 возможных.

Данный показатель эффективности, во-первых, связан с тем, что с 01.01.2017 на налоговые органы возложены полномочия по администрированию по страховых взносов в бюджеты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Во-вторых, не всеми банками применяется электронный документооборот, что нарушает оперативное направление решений в соответствии со ст. 46 НК РФ на списание со счетов денежных средств налогоплательщиков.  Также, данный показатель зависит от  взыскания заложенности за счет имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Таким образом, увеличение поступлений в бюджетную систему Российской Федерации напрямую связано с эффективностью деятельности налоговой системы, которая определяется отношением совокупной задолженности к величине поступивших налоговых платежей. Совершенствование системы урегулирования задолженности необходимо проводить путем повышения эффективности мер принудительного взыскания, то есть:

- упростить процедуру по взысканию налоговой задолженности, за счет внедрения новых или развития действующих электронных сервисов. Так, эффективность взыскания имущественных налогов может быть достигнута за счет ввода программного продукта, для обмена данными между ФНС России и Федеральной службы судебных приставов России, который обеспечит интеграцию информационных систем, т.к. устаревший метод бумажного документооборота между ведомствами работает неэффективно – документы по пересылке теряются так, что их при возникновении спорных вопросов невозможно предоставить по требованию надзорных органов. Также данная проблема затрудняет процесс возбуждения исполнительного производства территориальными органами Федеральной службы судебных приставов;

- обеспечить направление инкассовых поручений посредством электронного документооборота между банками и налоговыми органами. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. В данное время не всеми банками применяется такой обмен документами, что нарушает оперативное направление на счета налогоплательщика документы на списание денежных средств и зачастую приводит к выведению денег со счетов налогоплательщиками. Кроме того, электронный документооборот сокращает расходы на применение рассматриваемого механизма взыскания за счет предотвращения распечатывания документов в бумажном виде, направления их почтой. Для повышения эффективности взыскания задолженности за счет денежных средств, предлагаем внести изменения в пункт 2 статьи 46 НК РФ и оставить направление вышеуказанных документов только посредством электронного документооборота;

- более часто применять такой механизм взыскания, как арест имущества в рамках исполнительного производства. В данное время, судебными приставами крайне редко производится арест имущества, принадлежащего должнику на праве собственности. Хотя, как показывает практика, такая мера является эффективной не только с точки зрения получения денежных средств от реализации, но и как неблагоприятное последствие, оказывающее устрашающее влияние на должника, в результате чего задолженность оплачивается.

Таким образом, в ходе проведенного анализа можно сделать вывод, что предусмотренные законодательством меры принудительного взыскания задолженности по налогам, являются не в полной мере эффективными. Но в случае внесения тех или иных изменений рассматриваемую проблему можно свести к минимуму.



Список литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.12.2018).
  2. Приказ ФНС России от 25.12.2014г. №ММВ-7-1/674@ «Об утверждении форм статистической налоговой отчетности Федеральной налоговой службы»:
    • форма № 4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации»;
    • форма № 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации»;
    • форма № 4-ОР «Сведения о результатах работы Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (Инспекций ФНС России) по взысканию задолженности по налоговым платежам».
  3. Пирогова А.В. Налоговая задолженность в условиях несостоятельности организаций: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.10 / Пирогова Алена Валерьевна. Иркутск, 2009. 343 с.
  4. Шумяцкий Р.И. Урегулирование налоговой задолженности организаций: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.10 / Новосибирск, 2007. 192 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: