» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (24) 2019
Автор: Плотницкая Ирина Валерьевна, -
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Проблема обучения учащихся применять теоретические знания в практических ситуациях на уроках геометрии
Дата публикации: 27.02.2019
УДК 378.146
ПРОБЛЕМА
ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИМЕНЯТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ НА
УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ
Плотницкая
Ирина Валерьевна
ФГБОУ ВО
«Псковский государственный университет», г. Псков
Аннотация. В данной работе приведены
результаты международного исследования PISA, описаны некоторые
возможные причины низких результатов. Показана возможная связь полученных
результатов исследования и результатов обучения, к которым предъявляет
требования ФГОС ООО. Актуальность данной проблемы подтверждается большим
количеством исследований различных авторов по данной проблеме.
Ключевые слова: практические задачи по
геометрии, ФГОС ООО, метапредметные результаты,
универсальные учебные действия.
С 2014
года выпускники 9-х классов сдают
экзамен по математике в обязательном порядке в форме основного государственного
экзамена (ОГЭ). Результаты ОГЭ показывают, что учащиеся с трудом решают задачи
на применение математики в практических ситуациях. Вместе с тем, умение
применять свои знания на практике является сейчас одним из главных результатов
обучения.
Так,
доктор физико-математических наук В. Г. Болтянский
говорит о том, что задачи практического характера имеют в общеобразовательной
школе важное значение, решая их учащиеся будут
убеждаться в большом значении математики для различных сфер человеческой
деятельности, в ее пользе и необходимости для практической работы, увидят
широту возможного ее применения. [1]
В
частности Егупова М. В. в своей докторской
диссертации пишет о том, что именно способность математизировать
информацию об окружающем мире и получать на основе этого новую информацию
является одной из характеристик самостоятельно мыслящего, интеллектуально
развитого человека. [2] Одной из причин добавления таких заданий в ОГЭ, могут
являться, низкие результаты российских школьников по математике в международном
исследовании PISA, где как раз и требуется решать
нестандартные математические задачи практического содержания.
Впервые
исследование PISA, было проведено в 2000 году. По его результатам Россия заняла
21 место среди 32 стран участниц. Результат российских школьников по
математической грамотности составил 478 баллов. Результаты исследования
показали пробелы в системе образования и в других странах, что дало толчок к
размышлениям, анализированию проблем в этой области и
поиску путей их решения.
Почти
все задачи были предложены в нестандартной для российских учащихся
формулировке, которая значительно отличалась от учебных заданий, типичных для
большинства российских действующих учебников. В этих задачах описывалась некоторая
близкая к реальной ситуация. В ряде случаев задача
была сформулирована таким образом, что учащиеся не могли отнести ее к
какому-либо определенному разделу курса математики, чтобы для ее решения
воспользоваться соответствующими теоретическими фактами. Значительная часть
учащихся затруднилась составить математическую модель подобных ситуаций.
В
некоторых случаях требовалось с учетом содержания задания интерпретировать
полученное решение и отобрать ответ, отвечающий условию задачи. Невысокие
результаты выполнения таких заданий в ряде случаев объясняются отсутствием у
учащихся способности к самоконтролю.
В
проведенном исследовании можно выделить некоторые знания и умения, которые на
международном уровне считаются необходимыми для современного математически
грамотного человека. К ним, например, относятся: пространственные
представления; умение читать и интерпретировать количественную информацию,
представленную в различной форме; работа с формулами; знаковые и числовые
последовательности и др.
Цель
школьного обучения, а именно, подготовить выпускников к свободному
использованию математики в повседневной жизни в значительной степени не
достигается на уровне требований международных тестов, проверяющих
математическую грамотность.
В 2003
году ситуация значительно не изменилась. Россия набрала 468 баллов, заняв 29 место из 43 стран. В 2006
– 476 баллов, заняв 34 место из 57; в 2009 – 468 баллов (41 место из 65); в
2012 набрала 482 балла (34 место из 65). В 2015 году
средний результат российских учащихся по математической грамотности составил
494 балла, заняв при этом 32 место среди 72 стран. [3]
Исходя
из результатов исследования PISA и работ некоторых российских исследователей, можно
сделать вывод о том, что 14-15-ти летние школьники обладают достаточным объемом
знаний по математике, но, что касается, умения применять эти знания в
практической ситуации, здесь имеется ряд проблем. Перед учителем стоит нелегкая
задача по их решению. Детей необходимо учить применять свои знания в практических
ситуациях.
За годы
проведения исследования все же есть положительные изменения. На наш взгляд, это
связано с обновлением федеральных государственных образовательных стандартов,
т.к. планируемые результаты ФГОС теперь определяют не только предметные, но и метапредметные, включающие освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (УУД), способность их использования в учебной,
познавательной и социальной практике.
Задача
учителя заключается не только в формировании предметных знаний, умений и навыков,
но и в развитии таких умений учащихся,
которые дадут им возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний,
умений и компетенций, включая умение
учиться.
В ходе
опытно-экспериментальной работы и анкетирования учащихся и учителей были
выявлены основные затруднения, возникающие у учащихся
в процессе решения практических задач по геометрии. Некоторые выявленные
затруднения, на наш взгляд, связаны с несформированностью
у учащихся определенных УУД [4].
В
соответствии с ФГОС мы выделили те УУД, которые, на наш взгляд, можно
формировать в процессе решения практических задач по геометрии и определили
критерии их сформированности [5].
Таким
образом, был сделан вывод, что целенаправленное
включение в процесс обучения геометрии практических задач с последующим
анализом сделанных ошибок не только способствует более уверенному и успешному
решению задач такого типа, но и будет способствовать развитию определенных
универсальных учебных действий.
Список литературы:
- Болтянский В.Г. Математическая культура и эстетика. // Математика в школе. 1982. №2. С. 40-43.
- Егупова М. В. Методическая система подготовки учителя к практико-ориентированному обучению математики в школе. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М. 2014. 452 с.
- Качество школьного образования и обучения: рейтинг стран PISA [Электронный ресурс]. Консалтинговый центр. URL: http://www.education-medelle.com/articles/kachestvo-schkolnogo-obrazovaniya-i-obucheniya-rejting-stran-pisa-2000.html.
- Медведева И.Н., Плотницкая И.В. Подготовка учащихся основной школы к решению практических задач по геометрии //: Проблемы теории и практики обучения математике: сборник научных работ, представленных на международную научную конференцию “71-е Герценовские чтения» /под ред. В.В. Орлова.- СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2018.-С.125-126.
- Медведева И.Н., Плотницкая И.В. Практические задачи по геометрии как средство развития универсальных учебных действий учащихся основной школы//Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». Выпуск №12.-Псков: Издательство Псков-ГУ, 2018.-с.134-141.
Комментарии: