» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (24) 2019

Автор: Мартынова Галина Александровна , Студентка 4 курса психолого – педагогической кафедры
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: процесс воспитания и образования Детей с особыми образовательными потребностями

Статья просмотрена: 61 раз
Дата публикации: 3.03.2019

УДК 159.9

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Мартынова Галина Александровна

студентка 4 курса психолого – педагогической кафедры

Научный руководитель: Ю. В. Кобазова

доцент

ТИ (ф) ГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова», г. Нерюнгри

 

Аннотация. В статье дана характеристика современных процессов воспитания и образования детей с особыми образовательными потребностями. Для формирования личности, интеграции в обществе, компенсации дефектов и недостатков используются специальные методы и процессы воспитания и образования.

Ключевые слова: коррекционная (специальная) педагогика, воспитание, обучение, интеграция в обществе (социализация)

 

Одной из ветвей педагогики является коррекционная (специальная) педагогика. Данная отрасль педагогики изучает закономерности, причины возникновения отклонений в поведении у детей, разрабатывает способы их исправления.

За последние десять лет, в России насчитывается около двух миллионов детей с особыми образовательными потребностями, в связи с этим проблемы специального образования в данный момент времени являются  одними из самых актуальных в политике РФ.

Свойственной частью воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями, является специальная (коррекционная) педагогика, одной из главных задач которой является разработка и создание теоретических и методических основ систем коррекционного обучения и воспитания. Главными ценностями специального образования применительно к каждому возрастному этапу признаются продвижение ребенка по пути нормального психического развития, предупреждение и коррекция  нарушений, уровень личностного развития, образования и жизненной компетенции.

Главной проблемой специальной педагогики является решение противоречий между необходимостью и возможностью взрослых передать ребенку социальный опыт, так как в случае нарушения развития прекращают действовать  традиционные способы решения образовательных и воспитательных задач. Поэтому на каждой ступени возрастного развития появляется задача создания «путей обхода», специальных и различных средств решения сложившихся в обществе образовательных задач и воспитательных задач.

Не последнюю роль в этом процессе играет заинтересованность в своей работе и активная позиция педагога. Педагог, который работает с детей с особыми образовательными потребностями, должен решать сложные проблемы, которые связаны с социальными, эмоциональным, интеллектуальным развитием детей, он должен предлагать и оказывать им всестороннюю помощь, способствуя их успешной адаптации в обществе. Необходимо воссоздать атмосферу, при которой ребёнок чувствует психологический комфорт, нужно окружить детей вниманием, заботой. Работа учителя или воспитателя будет приносить пользу, если прежде всего он будет желать помочь детям интегрироваться в обществе, научиться общению в социуме. Педагог также должен помочь в выборе будущей профессии. Результат будет эффективней в два раза, если желание будет поступать не только со стороны социального педагога, но и от самого ребёнка. Педагог должен поддерживать ребёнка в любых начинаниях и объяснять то, что ребёнок делает не правильно. Человек, который занимается воспитанием детей с особыми образовательными потребностям, должен расположить ребёнка к себе. Именно поэтому особенно важно расположить ребёнка к себе и воссоздать атмосферу участия, тепла, комфорта, заботы, доброты.

Воспитание детей с особыми образовательными потребностями - это намеренное воздействие на сознание и поведение, главной целью которого является формирования личности, всестороннего развития, приспособления к социуму его сверстников, интеграции в обществе, компенсации его дефектов и отклонений, корректированию недостатков, которые обусловлены этим дефектом.

Выделяют несколько общих задач воспитания, совпадающие с общими принципами педагогики  и специальные задачи, зависящие от характера нарушений и связанные  с искоренением их результатов.

1) Воспитание должно проходить в контакте семьи и педагогического учреждения; в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи; очень важное значение отводится сочетанию требовательности к ребёнку и щадящего режима (в рамках разумного). Воспитание происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка; требует тактичного отношения воспитателей, учителей, родителей к его недостаткам, что должно исключить заострения внимания на аномалии ребёнка.

2) Воспитание формирует следующие качества у аномального ребенка: самостоятельность, самообслуживание, готовность к трудовой деятельности, культуру поведения, умения жить и работать в обществе (коллектив), уверенность, способность преодолевать сложные ситуации, приспосабливаться к окружающему, критически оценивать свои действия.

Обучение детей с особыми образовательными потребностями - это процесс передачи и усвоения знаний, умений навыков деятельности. При организации такого обучения учитывается степень, тип аномалии, возраст и время формирования аномалий.

1) Развитие детей с особыми образовательными потребностями в большей степени зависит от обучения. Отсюда следует, что при отсутствии специального обучения или его позднем  начале тормозится или останавливается формирование психических функций, увеличивается отставание аномальных детей от сверстников без психических или физических отклонений; при сложных аномалиях возможности умственного развития могут быть практически не возможны.

2) Обучение должно носить развивающий характер, то есть оно должно быть специально направлено на развитие утраченных или сниженных функций. При этом оно должно учитывать зону ближайшего развития как запас потенциальных возможностей, формирующихся психологических функций аномального ребенка. Он не может реализовать их самостоятельно, это происходит только с помощью педагога. Обучение должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в зону актуального развития, когда ребенок способен самостоятельно выполнять произвольную деятельность. При обучении детей с особыми образовательными потребностями, разрыв между их способностями и способностями обыкновенных детей должен сокращаться. Педагог должен помочь ребёнку стать как можно более похожим в физическом и психическом плане на своих сверстников без каких-либо дефектов.

Отсюда следует, что правильно организованное обучение ведёт за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции. Благодаря специальной педагогике  ребёнок с аномалиями при должных усилиях со стороны педагогов и его самого способен адаптироваться и социализироваться в социуме.



Список литературы:

  1. Колыданова Е А. Место и роль социального педагога в системе коррекционной педагогики
  2. Основы обучения и воспитания аномальных детей /А.И. Дьячков. – М.; Просвещение, 1965.
  3. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений – Москва: Владос, 2002
  4. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; В.А. Сластенина - 2е изд., Академия, 2002
  5. Специальная педагогика учебное пособие /Н. М. Назарова. - Москва : Академия, 2004.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: