» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (24) 2019

Автор: Фёдорова Елена Евгеньевна, -
Рубрика: Философские науки
Название статьи: Возниконовение концепций межличностной коммуникации от античности до наших дней

Статья просмотрена: 1451 раз
Дата публикации: 7.03.2019

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Фёдорова Елена Евгеньевна

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу возникновения концепций межличностной коммуникации от античности до наших дней. Цель настоящей статьи заключается в анализе основных как современных, так и классических концепций коммуникации посредствам трудов Протогора, Сократа, Платона, Аристотеля, Канта и других ученых философов. Изучение релевантной литературы позволило раскрыть понятийно-категориальный аппарат темы статьи. Обозначен контекст происхождения общения, языка, раскрыта субъектно-объектная связь процесса коммуникации.

Проблемы обмена мнениями, конфликты, изречения, мировоззрения и понимания являются острыми в философской области изучения. Данные явления тесно переплетаются в коммуникации. Как и большинство вопросов бытия, коммуникация также насчитывает определенные концепции. Идеи мыслителей различных времен послужили созданию концепций и были использованы в данной статье. Автор отдает отчет о том, что сравнение концепций коммуникаций может привести к «осовремениванию» классических философских трудов.

Ключевые слова: общение, межличностная коммуникация, концепция, античность, современность.

 

Повседневный язык — часть человеческого устройства, и он не менее сложен, чем это устройство.

Людвиг Витгенштейн

 

Прогресс науки и техники, социальная трансформация общества, культурная модификация, экономически рыночные ориентиры, ускорение темпа жизни повлекли за собой изменения в процессах общения, способствовали возникновению новых форм межличностной коммуникации. Человеческое взаимодействие характеризуется все большим опосредованием и дистанционированием. Актуальность исследования работы обусловлена существенными изменениями в жизни человека в частности и всего общества в целом, формирующих тенденции к образованию концепций коммуникации.

Развитие межличностной коммуникации началось еще в античную эпоху, уже тогда философы в центр внимания поставили коммуникативную проблему. В античной философии роль коммуникации в обществе была представлена в виде диалога человека с человеком (до V в.).

Во времена философии софистов, а именно, в V веке до н.э., бытие вне человека не существовало, человек мог найти истину только в себе самом. [2]

Первым об это сказал  Протогор. Он утверждал, что человек - мера всех вещей существующих, потому что они существуют, и несуществующих, потому что они не существуют.

Сократ же уже обратил внимание на то, что в межличностной коммуникации есть средство познания индивида. По Сократу, человек – существо моральное, он говорит о том, что существуют моральные качества, общие для всех людей, они делают человека добродетельным и способным жить в обществе. Если человек познает себя как существо, прежде всего, общественное, а потом и нравственное, он сумеет ориентироваться в мире – говорил Сократ. Суть концепции Сократа в том, что диалог – вот та форма межличностной коммуникации, которая помогает раскрыть противоречия во взглядах собеседников с помощью столкновения разных точек зрения на один обсуждаемый предмет, таким образом, будет раскрыта истина. [7]

Концепция Платона частично отображает концепцию Сократа, он трансформировал идеи Сократа, по Платону душа человека спрашивает сама себя, отвечая, утверждая, отрицая. Он утверждал, что человек не может жить изолированно, ему не нужно общение и общество для полноценной жизни.

Именно Платон одним из первых указал на способы передачи информации, такие как: речь и письменность. Мыслитель говорит о том, что отношения между индивидами в процессе общения – это «разумные отношения взаимного пользования».

Концепция Аристотеля внесла особый вклад в современное понимание коммуникации. Именно в трудах Аристотеля впервые отражен термин «общение».  Философ рассматривает общение как средство, необходимое для совместной жизни людей, средство, которое способно доставить удовольствие или страдание. Мыслитель первым пытается обосновать самоценность человеческого общения, найти в нем «золотую середину». Именно от Аристотеля мы знаем, что человеку любезному свойственно высказывать и выслушивать, а это подобает доброму и свободному человеку. Аристотель выделил три компонента процесса коммуникации и создал первую схему общения: «Оратор-речь-аудитория». Речь же по Аристотелю слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, к которому он обращается оно-то и есть конечная цель всего - я разумею слушателя.

В это же время возникает искусство речи - риторика, несомненно, основной вклад в ее возникновение и развитие вносят именно софисты, например, Горгий. Он утверждал, что слово абсолютно, коль оно автономно и не связано с бытием. Следующим его открытием было то, что слово – носитель убеждения, верования внушения, невзирая на его истинность или ложность.

Намного позже Иммануил Кант развивает концепцию Платона, делая вывод, что мыслить – значит говорить самим с собой. Позже экзистенциалисты рассматривали взаимоотношения в качестве сущности коммуникации. Исследователи данной концепции ставили на первое место взаимное самовыражение коммуникативного акта. [4]

Вопрос о важности межличностной коммуникации в жизни человека стоял довольно давно. В эпоху античности межличностную коммуникацию рассматривали как общение – то есть средство, необходимое для передачи информации людей друг другу. А уже сам термин «коммуникация» мы встречаем гораздо позже, его появление наука относит к началу ХХ века.

Коммуникативная проблема не имела серьезной роли в жизни общества. Рост коммуникации был ознаменован благодаря ораторскому искусству.

Согласно новелле «Коммуникабельность» Альберто Моравиа: «Быть коммуникабельным, это значит обладать свойством коммуникабельности».

В 60-е годы ХХ века ряд исследователей дали социально-психологическое определение термину общение. По Б.Д. Парыгину, общение – психическое взаимодействие во всех его формах, в том числе информационно – коммуникативное и рецептивное [6]. Однако, не все исследователи приняли это определение. Долгое время его считали спорным.

Позже, общение приняло и другие определения. Оно не называется психическим взаимодействием, теперь это сложный многогранный процесс, он может выступать в одно и тоже время не только как процесс взаимодействия индивидов, а так же информационный процесс, но и как процесс отношения людей друг другу – как процесс их сопереживания и взаимного понимания.

На наш взгляд концепция Я.Л. Коломинского наиболее актуальна, он рассматривает общение как двусторонний процесс коммуникации и интеракции (т.е. взаимодействия). Межличностные взаимоотношения – основополагающая категория концепции Коломинского. [1]

Концепция Г.М. Андреевой строится на основе анализа общения, его коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон.

Что касается концепций западной теории социологии – вопросы человеческого взаимодействия занимают одно из центральных мест. Исследователи рассматривают такие направления, как: теория конфликта, теория обмена, теория управления впечатлениями и других направлениях.

Данные направления показывают взаимодействие индивидов в качестве важнейшей составляющей социальной структуры общества. Она возникает из взаимодействия индивидов, обеспечивая устойчивость человеческого общества и начиная оказывать на личность негативное влияние. Свое внимание на обсуждение проблем общества, его структур, институтов и организаций, обращает структурный функционализм, теория конфликта и теория обмена. Феноменологическая социология и символический интеракционизм наиболее возможным видом исследования считают изучение форм и способов межличностного взаимодействия, они не стремятся к целостной концепции общества, а говорят о том, что существование социума это лишь «запас общих знаний». Современные отечественные социологи на сегодняшний день рассматривают только информационную сторону общения используя активно термин «межличностное общение». [2] А вот американские исследователи для определения сути межличностной коммуникации берут во внимание следующие аспекты: коммуникация может осуществляться только между двумя индивидами, взаимодействие индивидов должно быть только лицом к лицу, необходимость в быстрой обратной связи.

Ряд современных исследователей говорит о том, что коммуникация может рассматриваться как информационная форма межличностного общения. Соответственно происходит взаимосвязь обмена информацией между индивидами. В ряде концепций общение философии представляет собой межсубъектное взаимодействие, здесь важно учитывать многообразие форм, а также типов связи основных модификаций субъекта. [8] Интересна концепция В.Н. Саготовского, он выделяет четыре типа общения: «говорящее оружие», «рефлексивная игра», «выигрыш» и «нравственное общение», то есть индивиды узнают результат деятельности друг друга. Тем не менее, В.Н. Саготовский не дает оценки анализу общения, а именно части межсубъектного взаимодействия.

В.П. Конецкая в своих трудах затрагивает межличностную коммуникацию, говоря о ней как о способе речевого общения двух индивидов. По ее мнению межличностная коммуникация регулирует речевое поведение индивидов, осуществляя воздействия полагаясь на цели мотивы их совместной деятельности. Тем не менее, появляется все большее количество моделей межличностных коммуникации на которые опираются современные исследователи, но базовыми из них так и остаются структурные модели 40-х - 50-х годов ХХ века. Компонентами таких структурных моделей будут являться: отправитель, получатель, сообщение, канал и обратная связь - о данных компонентах моделей говорили Г. Лассуэлла, К. Шеннон.

Немаловажную роль в межличностной коммуникации занимает вопрос происхождения  языка. Его становление принадлежит не к какому-то определенному временному отрезку, поскольку язык формировался на протяжении многих тысячелетий по мере того, как эволюционировал человек. Существуют следующие теории происхождения языка: возникновение языка из звуков животного мира; с помощью силы человеческого разума; происхождение языка в результате звукоподражания; внезапное появление языка; сотворение языка Богом. Выделить истинную теорию из существующих и дать однозначный ответ происхождения языка невозможно. Сторонники тех либо иных гипотез находят логические цепочки и связи зарождения и их мнения о теориях имеют место быть. [2]

Предметом исследования данной статьи явилось изучение основных концепции межличностных коммуникации. Рассмотрев вышеперечисленные концепции, начиная с античности до наших дней, прослеживается тесная взаимосвязь предметно-объектного содержания процесса общения. Подчеркивается важность роли речи, мысли, познания индивида, происхождения языка в межличностной коммуникации. Концепции позволяют изучать коммуникацию как таковую, описывают и объясняют ее, представляют возможность оценивать, управлять, предсказывать поведения участников общения, рефлексировать.

Автору данной работы близка концепция Я.Л. Коломинского, так как именно он рассматривает общение как двусторонний процесс коммуникации. Вопрос межличностных взаимоотношений в двустороннем процессе коммуникации не стоит на месте, постоянно развивается и появляется все больше психологических, социологических, культурологических и иных исследователей в этой области.



Список литературы:

  1. Гончарова, Л.М. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Т.А. Апарина, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 352 c.
  2. Межличностная коммуникация: теория и жизнь / О.И. Матьяш, В.М. Погольша, Н.В. Казаринова, Ж.В. Зарицкая. Под науч. ред. О.И. Матьяш. – СПб.: Речь, 2011. – 560 с.
  3. Мочалова, И.Н. Диалектика в античной философской традиции: от софистов до неоплатоников // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2008. – №. 3 (14). – С. 96-97.
  4. Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования / М.М. Назаров. – М.: Либроком, 2014. – 360 c.
  5. Огурцов, А.П. Наука и философия науки в современном обществе // Высшее образование в России. – 2008. – №. 5. – С. 102-111.
  6. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 1971. – 351 c.
  7. Светлов, Р.В. Сократ в пространстве античного воображения // Философское антиковедение и классическая традиция. – 2015. – Т. 9. – №. 1. – С. 149.
  8. Тавокин, Е.П. Массовая коммуникация. Сущность и состояние в современной России. Учебник / Е.П. Тавокин. – М.: Мир, 2015. – 200 c.
  9. Четвериков, З.В. Социально-философский анализ межличностной коммуникации: дис. на соиск. учен. степ. канд. философ. наук / Четвериков Захар Владимирович; Пятигорский гос. тех. университет – Пятигорск, 2004. – 170 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: