» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Автор: Стоцкий Кирилл Степанович, Магистрант
Рубрика: Технические науки
Название статьи: Возобновляемые источники энергии и другие альтернативные энергетические ресурсы

Статья просмотрена: 711 раз
Дата публикации: 9.03.2019

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Стрельникова Светлана Алексеевна

ОГАОУ «Академия футбола «Энергомаш»

Белгородская область, г. Шебекино

 

Аннотация. В статье рассмотрены творческие диктанты, которые служат одновременно задачам обучения правописанию и задачам развития речи.

 

Методике русского языка известны различные виды работ по развитию речи, которые успешно используются в школьной практике (изложения, сочинение и т.д.) Наряду с сочинением и изложением в методике русского язык разрабатываются отдельные виды диктантов, играющих важную роль в развитии речи учащихся. Особое место среди них занимает творческий диктант, который служит одновременно задачам развития речи и обучения правописанию. [3]

Как показывает личный опыт, такие диктанты пробуждают у детей живой интерес, развивают речь, закрепляют навыки правописания, формируя предметную компетентность.

В группу творческих диктантов входят:

Диктант на расширение;

Диктант на сужение;

Диктант с заменой;

Кроссвордный диктант;

Свободный диктант;

Диктант по аналогии;

Диктант с продолжением.

Рассмотрим особенности каждого диктанта.

Диктант на расширение текста предполагает вставку в текст подходящих по смыслу слов. Можно расширить текст путем введения служебных частей речи: предлогов, союзов, частиц. Текст, который используется для творческого диктанта со вставкой слов, читается с пропуском слов, а затем формулируется задача: вставить определенную группу слов в соответствии с замыслом.

Например:

1. Запишите под диктовку отрывок из сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», добавив в текст недостающие определения. Сравните получившийся у вас текст с авторским. (Выделенные чёрным шрифтом определения не читаются учителем).

Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, по королевствам невиданным. Продаёт он свои товары втридорога, покупает  гостинец для своей старшей дочери: венец с камнями самоцветными. А от них чужие втридешева. Он меняет товар на товар и того сходней, со придачею серебра да золота. Золотой казной корабли нагружает да домой посылает. Отыскал заветный гостинец и для своей средней дочери: зеркало хрустальное. А в нём видна вся красота поднебесная. И, смотрясь в него, девичья красота не стареется, а прибавляется. Не может он только найти заветного гостинца для меньшой, любимой дочери – аленького цветочка, краше которого не было бы на белом свете. [1]

Диктант на сужение – это целый комплекс обучающих заданий, предполагающих работу, направленную на формирование осознания логики текста, выделения необходимого для его понимания минимума речевых конструкций.

Задание.

Запишите под диктовку текст, опуская все сведения, кото­рые, на ваш взгляд, не способствуют приданию динамичности описываемым событиям.

Пятилетний ребенок легче усваивает знания, когда уроки похожи на занимательную игру. Миссис Уэлдон учила Джека чтению не по азбуке, а при помощи деревянных кубиков, на ко­торых были нарисованы большие красные буквы. Малыша за­бавляло, что от сочетания их получаются слова. Сначала мать сама складывала какое-нибудь слово, затем, перемешав кубики, предлагала Джеку самостоятельно сложить то же слово.

Мальчику нравилось учиться играючи. Каждый день он по­долгу возился со своими кубиками в каюте или на палубе, то складывал слова, то вновь перемешивал все буквы алфавита. В наборе кубиков были не только заглавные и строчные буквы, но также и цифры, - таким образом, эта игра служила пособием для обучения не только чтению, но и счету. Джек выстраивал все кубики в один ряд и, нахмурив брови, выбирал нужные ему буквы. (Ж. Верн. Пятнадцатилетний капитан.) [2, 134-135]

Диктант с заменой предусматривает при написании замену одной грамматической формы или категории на другую. Возможна, например, замена отдельных слов в диктанте однокоренными словами с приставками или суффиксами на определенную орфограмму, замена данных в тексте слов или словосочетаний лексическими или грамматическими синонимами.
Задание.

Замените все предложения с однородными членами пред­ложения на предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными или причастными оборотами, расставьте знаки препинания.

1.  Модница крутилась у зеркала, примеряла очередной наряд, не решалась остановиться со своим выбором на чем-то одном.

2.  Вулкан извергает горящую лаву, выбрасывает тучи пепла, заслоняет свет солнца и покрывает землю толстым слоем пыли, убивает все живое.

Образец выполнения задания.

1.   Модница крутилась у зеркала, примеряя очередной на­ряд, и не решалась остановиться со своим выбором на чем-то одном.

2.   Вулкан, извергая горящую лаву, выбрасывает тучи пеп­ла, заслоняет свет солнца и покрывает землю толстым слоем пыли, убивает все живое. [2, 138]

Кроссвордный диктант проводится с целью обогащения словарного запаса обучающихся. В его состав входят слова, написание которых надо запомнить. При этом ученикам даются лексические значения непонятных слов.

Например,

  1. Старый, опытный воин, заслуженный деятель, работник (ветеран).
  2. Специалист по болезням животных и их лечению (ветеринар).
  3. Сооружение для подачи и выбрасывания воды под напором (фонтан).
  4. Искусство писать чётким и красивым почерком (каллиграфия).
  5. Способ счисления дней в году (календарь).
  6. Видимая граница неба и земной или водной поверхности, пространство неба над этой границей (горизонт).
  7. Человек, выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью, совершающий подвиги (герой). [4]

Также при проведении кроссвордного диктанта озвучивание материала можно заменить иллюстрациями.

Свободный диктант проводится с целью формирования и закрепления навыков составления относительно самостоятельных текстов с заранее заданными параметрами.

Регулярное проведение свободных диктантов способствует развитию речи, памяти, внимательности.

Задание.

Прослушайте текст целиком, после однократного прочте­ния передайте его основное содержание максимально близко к оригиналу.

ОТКУДА ПОЯВИЛОСЬ МОРОЖЕНОЕ?

Мороженое придумали на Востоке задолго до того, как мы стали лакомиться им круглый год. Исследователь Марко Поло увидел там, как люди ели мороженое. Эта идея ему настолько понравилась, что он привез ее в Италию. Оттуда мороженое пришло во Францию и стало популярным у знатных людей. Они попытались скрыть рецепт мороженого от простого народа. Но люди скоро узнали вкус этого лакомства, и мороженое стало по­пулярно среди них. [2, 148]

Диктант по аналогии  является промежуточной творческой работой между собственно диктантом и сочинением. На основе диктуемого исходного текста учащиеся по аналогии создают свой собственный текст. Этот вид творческого диктанта эффективно развивает коммуникативную компетенцию учащихся, учит на основе образца строить собственное высказывание с учётом требований типа речи, композиции, стиля и особенностей содержания предложенного текста.

Например:

Запишите под диктовку текст, внося в него по ходу такие изменения, чтобы вместо описания поздней осени получилось описание весны.

А как быстро летело время! Был уже целый ряд холодных утренников. От инея пожелтели берёзки и покраснели осины. Вода в реке потемнела. И самая река казалась больше, потому что берега оголились, - береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхающие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжёлыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелётной птицы… (Д. Н. Мамин – Сибиряк. Серая Шейка.) [1]

Диктант с продолжением развивает навыки составления текста, учит формулировать гипотезу, аргументировать её. Продолжение текста должно удовлетворять требованию единства стиля, не нарушать логику.

Задание.

Запишите под диктовку текст, продолжите его, описав ситуацию, в которой бы употреблялся фразеологизм «зарубить на носу».

Зарубить на носу — выражение, означающее «запомнить крепко, навсегда». Первоначально оборот означал шутливую угрозу. Носом также называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учета работы, долгов и т. п. (Ф. Ахметджанов. Справочник по фразеологии.) [2, 159-160]

Творческий диктант, ставящий перед учащимися дополнительные задачи, диктуется более медленно, особенно в тех случаях, когда он пишется детьми без предварительного разбора. Однако вместе с развитием внимания, памяти, навыков правописания и речи дети будут справляться с этим диктантом всё более успешно. Таким образом, в творческом диктанте заложены большие лингвометодические возможности для развития речи школьников в процессе обучения родному языку.



Список литературы:

  1. Приемы и формы текущего контроля на уроках русского языка. Режим доступа:https://multiurok.ru/index.php/files/priiemy-i-formy-tiekushchiegho-kontrolia-na-urokak.html
  2. Русский язык. 5-9 классы: современные диктанты/авт.-сост. О.А. Дюжева.- Волгоград: Учитель, 2014.- 175 с.
  3. Сметанина Г.А. Творческий диктант на уроках развития речи по русскому языку. Режим доступа: https://открытыйурок.рф/статьи/602471
  4. Словарные диктанты-кроссворды. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/12/20/slovarnye-diktanty-krossvordy


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: