» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (24) 2019

Автор: Жаркова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Информационная экономика: истоки государственного правового регулиро-вания

Статья просмотрена: 59 раз
Дата публикации: 9.03.2019

УДК 338.22.021.1

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ИСТОКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Жаркова Елена Александровна

кандидат экономических наук, доцент

Родионова Татьяна Петровна

старший преподаватель

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

 

Аннотация. Термин «информационная экономика» используется для обозначения современной стадии развития цивилизации и экономической теории информационного общества. В наше время человеческому капиталу и информационному ресурсу отводится роль основного фактора развития современного общества, поэтому информационный ресурс подлежит тщательному изучению и исследованию. В статье рассмотрены особенности становления государственного правового регулирования информационной экономики на этапе формирования информационного правового общества в Российской Федерации. Основные нормативные правовые акты в сфере информационно-коммуникационных технологий послужили переходной вехой на пути к созданию информационного общества в процессе реформирования российской экономики. Правовое регулирование информационной экономики рассматривается авторами с позиций развития процесса информатизации общества и ее экономики. В хронологической последовательности рассмотрен ряд президентских указов, которые послужили нормативной правовой базой государственного регулирования процесса формирования информационного общества и информационной экономики, что обусловило зарождение политики информатизации.

Ключевые слова: информационная экономика, нормативное правовое регулирование, единое информационное пространство, информационное общество.

 

Зарождение и становление информационного правового российского общества сопровождалось всплеском в развитии информационных технологий, являющихся незаменимой частью информационных ресурсов и оказывающих существенное влияние на рост политической и экономической ситуации в стране.

Базой государственного регулирования информационной экономики в России послужили нормативные правовые акты в сфере информационно-коммуникационных технологий, которые обеспечили переход к информационному обществу, представляющему собой одно из основных направлений реформирования российской экономики. При этом основным правовым актом, безусловно, является Конституция РФ (ст. 29), устанавливающая права всех граждан свободно искать и получать информацию, передавать и распространять. Конституция гарантирует свободу информации, перемещения товаров и поддержку конкуренции и свободной экономической деятельности (ст. 8) в едином экономическом пространстве [1].

Хронология принятия нормативных правовых актов государственного регулирования процесса формирования информационного общества и информационной экономики основана на ряде президентских указов, которые обусловили зарождение политики информатизации. Указ президента "Концепция правовой информатизации России" [2] способствовал закреплению правового аспекта информатизации общества. Результатом достижения цели государственной политики выступила общегосударственная многоуровневая информационная система, объединяемая телекоммуникационными сетями.

Издание указа "О мерах по ускорению создания центров правовой информации" [3] способствовало формированию основных актов правовой информации, используемых при формировании правовой политики и проведения реформ, осуществляемых в России.

Указ "О мерах по созданию единого эталонного банка данных правовой информации" [4] предусматривал необходимость обеспечения таких условий, которые бы способствовали формированию концепции новой правовой политики, что обусловило объединение всей правовой информации в единый эталонный банк, содержащий правовые нормативные федеральные и региональные акты. Оба этих указа явились необходимым условием для формирования методологии функционирования общегосударственной информационной системы, которой требовалось обеспечение правовых, финансовых, информационных, технических, кадровых условий для дальнейшего становления и развития.

Такие президентские указы как "Об информационно-правовом сотрудничестве Российской Федерации с государствами-членами содружества независимых государств" [5] или "Вопросы формирования единого информационно-правового пространства содружества независимых государств" [6] охватывают правовое поле информатизации международного масштаба и сотрудничество России и стран Содружества независимых государств. Главной задачей был поиск и выдача по запросу информации о правовых актах. Важное значение отведено информационному взаимодействию правовых систем информации различного уровня. Не менее важное значение отведено организации правового и информационного обучения в консультативных центрах [7].

В указе президента "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" [8] закреплен ряд вопросов, касающихся прав граждан на свободное получение информации о работе любого органа власти, что предусматривало выполнение соблюдения должностными лицами принципов прозрачности и открытости. Должностными лицами обеспечивается информационная доступность для граждан и их систематическое информирование о принятии решений. Любой гражданин может осуществлять контроль за деятельностью должностных лиц в государственных органах. Для оказания информационных услуг зарубежного происхождения, также созданы необходимые условия.

Указом "Об основах государственной политики в сфере информатизации" [9] предписано осуществление государственного регулирования социально-экономических отношений, формируемых в информационном обществе. Важная роль в политике отведена созданию и развитию федеральной и региональной систем. Сеть информатизации должна обеспечить их совместимость. Информационные ресурсы государства представлены национальным достоянием. Одно из первостепенных мер отведено защите безопасности страны в области информатизации. Значимое место в сфере информатизации принадлежит единой политике, проводимой в сферах науки, техники и промышленности. Эта политика должна соответствовать современному уровню мирового развития. Важное место принадлежит осуществлению регулярной поддержки проектов в сфере информатизации, привлечению иностранных инвестиций.

В рамках сформированной государственной политики информатизации проведено преобразование организационной структуры процессов информатизации. Президентским указом "Вопросы деятельности Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации" [10] раскрыт ряд особенностей деятельности российского комитета по информатизации (Роскоминформ), в том числе функций по реализации государственной политики информатизации в структурах федерального и регионального уровней. Основными функциями являются принятие участия в реализации мероприятий государственной политики информатизации; внесение предложений, представляющим национальный приоритет; разработка проектов документов законодательного и нормативного характера в сфере информатизации. Разработка рекомендаций позволяет обеспечить единую государственную политику информатизации в процессе сертификации.

Следует отметить предложения по совершенствованию инструментов, позволяющих регулировать рынок услуг в сфере информатизации. Это способствует осуществлению функций государства как заказчика. Не менее важной функцией выступает обеспечение международного сотрудничества в области информационных технологий.

Указ "О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации" [11] разрешает вопросы по структурным обновлениям главного управления информационными ресурсами в органах государственной власти. Указ впервые объединил федеральные и региональные информационно-телекоммуникационные системы в одно информационное пространство Российской Федерации. Международные стандарты и требования национальной информационной безопасности послужили основой для интеграции этих систем.

Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов [12] предопределила формирование законодательной и нормативной базы, регулирующей условия развития единого информационного пространства, другими словами, первый этап ознаменовал значительные достижения в развитии государственного правового регулирования. Концепция является комплексным документом, в котором определенное место отведено важнейшим организационным и правовым инструментам, участвующим в управлении информационным пространством страны. Одна из главных задач посвящена государственной политике и основным направлениям ее реализации. Не менее важный вопрос принадлежит информационным ресурсам, их формированию и использованию. Центральное место отведено задачам формирования инфраструктуры информационного пространства. Конкретизирован ряд особенностей, характеризующих информационную среду органов государственной власти, ее формирование и использование. Формируемая законодательная основа регулирования единого информационного пространства соответствует основным требованиям к ее построению. Значимое место в документе отведено защите информации и обеспечению информационной безопасности информационного пространства России. Организация и координация процесса создания единого информационного пространства составляют ключевые вопросы, включая международное сотрудничество. Реализацию концепции обусловливает ряд комплексных мер.

Первый федеральный закон в сфере информационного пространства "Об информации, информатизации и защите информации" [13] ознаменовал окончание первого этапа в развитии государственного правового регулирования. Этим законом установлены правила регулирования правоотношений по ряду аспектов. Формируемые информационные ресурсы и их использование в виде документов для предоставления потребителям проходят путь, включающий такие этапы как создание, сбор, обработку, поиск и распространение. Для совершенствования сферы информационного пространства создаются и используются информационные технологии и средства их внедрения. Информатизация информационных процессов защищает не только информацию, но и права субъекта, в ней участвующего.

Таким образом, результаты анализа перечисленных президентских указов свидетельствуют о продуманных намерениях создания государственной политики, участвующей в формировании и развитии государственного правового регулирования в сфере информационной экономики в начале 1990 гг. [14]. Этот этап в развитии информационной экономики свидетельствует о создании объемной и разветвленной правовой нормативной базы государственного регулирования этой области деятельности. Находящаяся в процессе формирования эта база еще не совершенна и нестабильна, однако вовлечена в процессе постоянного развития и совершенствования, о чем свидетельствуют результаты реализации второго этапа в развитии государственной политики в сфере информационной экономики и ее правового регулирования. Следует отметить важность и актуальность дальнейшего исследования последующих этапов, характеризующихся принятием государственной властью стратегических концептуальных законодательных актов, направленных на дальнейшее достижение целей и задач правового регулирования информационной экономики.



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. Указ Президента РФ от 28.06.1993 № 966 «Концепция правовой информатизации Рос-сии» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 05.07.1993, № 27. Ст. 2521.
  3. Указ Президента РФ от 23.04.1993 № 477 «О мерах по ускорению создания центров пра-вовой информации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 26.04.1993, № 17, ст. 1473.
  4. Указ Президента РФ от 12.05.1993 № 663 «О мерах по созданию единого эталонного банка данных правовой информации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 17.05.1993, № 20, ст. 1759.
  5. Указ Президента РФ от 19.10.1993 № 1665 «Об информационно-правовом сотрудничест-ве Российской Федерации с государствами-членами Содружества Независимых Госу-дарств» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 25.10.1993, № 43, ст. 4108.
  6. Указ Президента РФ от 27.12.1993 № 2293 «Вопросы формирования единого информа-ционно-правового пространства Содружества Независимых Государств» // Собрание ак-тов Президента и Правительства РФ, 03.01.1993, № 1, ст. 19.
  7. Родионова Т. П. Электронное обучение в России: становление и развитие // Электронные образовательные технологии: решения, проблемы, перспективы: материалы II Между-нар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 24-25.04.2018 г.). – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2018. – С. 94-96.
  8. Указ Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 10.01.1994, № 2, ст. 74.
  9. Указ Президента РФ от 20.01.1994 № 170 «Об основах государственной политики в сфе-ре информатизации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 25.01.1994, № 4, ст. 305.
  10. Указ Президента РФ от 17.02.1994 № 328 «Вопросы деятельности Комитета при Прези-денте Российской Федерации по политике информатизации» // СЗ РФ от 31.07.1995, № 31, ст. 3096.
  11. Указ Президента РФ от 21.02.1994 № 361 «О совершенствовании деятельности в области информатизации органов государственной власти Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 28.02.1994, № 9, ст. 699.
  12. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (одобрена решением Президента РФ от 23.11.1995 № Пр-1694). – М.: НТЦ «Информрегистр», 1996.
  13. Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства РФ, 20.02.1995 г., № 8, ст. 609.
  14. Урсул А. Д., Ващекин Н. П., Пасхин Е. Н. Информатизация общества и устойчивое раз-витие. – М., 2000. – 236 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: