» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (24) 2019

Автор: Тукова Жанна Геннадьевна, студент
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Принципы организации работы над лексическими средствами выразительности в аспекте развития речи учащихся 5-7 классов

Статья просмотрена: 96 раз
Дата публикации: 11.03.2019

УДК 82

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД ЛЕКСИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ

Тукова Жанна Геннадьевна

студент

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки

 

Аннотация. Задачей любого учителя-словесника научить учеников точно, логично и правильно выражать мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно и ярко говорить и писать. Поэтому развитие речи учащегося – важнейший компонент учебного процесса на уроках русского языка.

Ключевые слова: речь, развитие речи, выразительная речь, средства выразительности.

 

В последнее десятилетие в политике отечественного образования обозначились очевидные положительные перемены. В фокусе внимания оказалась деятельность, способствующая эффективной коммуникации индивида в современных реалиях, его ориентации во всех сферах жизнедеятельности, практическому освоению, пониманию и осознанию процессов, происходящих в социуме. Залогом успешной адаптации человека в социокультурной среде, формирования личности с активной жизненной позицией становится владение всеми ресурсами русского языка.

Поэтому научить своих учеников точно, логично и правильно выражать мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно и ярко говорить и писать становится задачей любого учителя-словесника. Из этого следует, что развитие речи учащегося – важнейший компонент учебного процесса на уроках русского языка[1].

Развитие речевой культуры детей – направление, которое активно осваивается отечественной теорией, методикой и практикой обучения русскому языку. Проблема развития речи учащихся серьезно исследуется с начала 60-х годов ХХ в. и существует достаточно много подходов к ее изучению. О необходимости координировать процесс подготовки учащихся по языку с процессом развития их речи, постоянно говорили такие ученые и практики как М.Т. Баранов, Ф.И. Буслаев, Л.А. Тростенцова, Л.В. Щерба, Т.А. Ладыженская.

В первую очередь важно определиться с понятием речи.

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании; она обогащает человека духовно, служит предметом искусства [2].

В процессе обучения, при постоянном внимании учителя к устной речи обучающихся, их речевые навыки совершенствуются и развиваются на каждом уроке. Устная речь ученика становится богаче благодаря ежедневному пополнению словарного запаса, а так же за счет умелого использования в своей речи различных по оформлению предложений, отличающихся синтаксической структурой и интонационным оформлением, включающих различные средства выразительности.

Развитие речи ребенка — процесс постоянный и целенаправленный Он требует постоянного педагогического руководства и большого внимания к ученику.

Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но неконтролируемо усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна из-за низкого речевого уровня окружения школьника. В связи с этим ряд задач решает именно школа:

  1. Усвоение литературной языковой нормы. Учащихся учат отличать литературный язык от просторечия, диалектов, жаргонов, обучают литературному языку в художественных, научных и разговорных вариантах.
  2. Усвоение навыков чтения и письма. Вместе с этим дети овладевают особенностями письменной речи, стилями и жанрами.
  3. Непрерывное совершенствование культуры речи обучающихся, доведение ее до такого уровня, который соответствует современным образовательным стандартам и уровню развития цивилизованного общества[3].

Для решения выше поставленных задач необходима ежедневная планомерная работа на уроках русского языка. В этом процессе выделяются три направления: работа над словом; работа над словосочетанием и предложением; работа над связной речью.

Кроме того, в объем понятия «развитие речи» включается и произносительная работа, т.е. развитие дикции, изучение норм орфоэпии. Работа над словом происходит на лексическом уровне. Работа над словосочетанием, предложением представляет собой синтаксический уровень.

Развивая речь школьников, целесообразно следовать четким определенным характеристикам речи. Эти характеристики являются критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Основными требования к речи учащихся являются: содержательность, логичность, точность, богатство, выразительность, ясность, правильность [4].

Содержательность речи напрямую зависит от того, насколько говорящий или пишущий знает, понимает то, о чем говорит или пишет.

Логичность речи заключается в последовательной, четко построенной, связанной в своих частях мысли. Логичность подразумевает обоснованные выводов, умения начинать и завершать высказывание. Логика в речи определяется владением и знанием предмета.

Точность в речи предполагает умение передавать четкую сформулированную мысль и выбрать для этого наиболее подходящие языковые средства — а именно такие синтаксические конструкции, которые передают все признаки изображаемого в речи предмета. Т.е. ученик должен уметь выбрать в различных речевых ситуациях необходимые средства языка, уметь быстро ориентироваться в них.

Ясность речи понимается как ее доступность для слушателей и читателей. Говорящий или пишущий учитывает возможности, интересы и другие качества адресата речи. Ясности речи мешает чрезмерная запутанность, необоснованное усложнение синтаксиса; не следует перегружать высказывания цитатами, излишними терминами. Речь должна быть коммуникативной целесообразна в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией.

Правильность речи это качество, соответствующее литературной норме. Различают грамматическую правильность (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной — орфоэпическую.

Выразительность речи предполагает воздействие на слушателя с помощью всех возможностей языка. Устная речь воздействует на слушателя интонациями, а письменная — общим настроением, излагаемым отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фраз.

Именно все выше перечисленное является признаками хорошей и правильной речи.

Речь школьника становится точной в процессе усвоения и запоминания им научной терминологии, речевых оборотов, позволяющих выражать мысль более точно и лаконично. Речь школьника развивается за счет требований учителя, который ставит своей целью вывести ученика на новый уровень речевой культуры. Требовательность учителя определяет также развитие выразительной речи. Это важное качество речи приобретается благодаря постоянной деятельности учителя[1].

При формировании и развитии речи школьников среднего школьного возраста большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Учитель важно научить детей пользоваться многообразными лексическими средствами выразительности с учетом задач и условий общения.

 Выразительная речь может быть довольно яркой, самобытной, запоминающейся или, наоборот, серой, скудной. Говорящий должен воздействовать на слушателей, на их чувства, воображение. Образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют ее лучшему восприятию, пониманию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие.

Ключевую роль в этом процессе играет овладение всем арсеналом выразительно-изобразительных речевых средств.

В современной филологии нет точной и общепринятой классификации средств выразительности русского литературного языка. Важно выделить такие средства художественной изобразительности как звукопись, которая основана на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов. Средствами языковой выразительности в лексике и фразеологии могут являться: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы; фразеологизмы – средства лексической выразительности речи, которые, в отличие от других, не может быть использовано автором индивидуально, так как это, прежде всего, устойчивое словосочетание или оборот, свойственный только русскому языку (ни рыба, ни мясо; дурака валять; как кот наплакал) [5].

Для усиления выразительности в тексте также могут использоваться все разряды лексики:  

  1. эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика;
  2. стилистически окрашенная лексика, в том числе;
  3. лексика ограниченного употребления.

Некоторые исследователи предлагают условно разделить изобразительно-выразительные средства языка на две большие группы: лексические (языковые) и фразеологические, а также синтаксические средства.

Большинство же лингвистов выделяют в системе изобразительно-выразительных приемов стилистические фигуры и тропы.

Стилистические фигуры – это речевые обороты, которые использует автор для того, чтобы достигнуть максимальной выразительности, а значит, лучше донести до читателя или слушателя необходимую информацию или смысл, а также придать тексту эмоциональную и художественную окраску [6]. К стилистическим фигурам относятся синтаксические и семантические фигуры речи.

К синтаксическим фигурам относятся: эллипсис, повтор, анафора, эпифора, параллелизм, инверсия, парцелляция. К семантическим фигурам речи относят антитезу, градацию, оксюморон и многие другие.

Тропы – это речевые обороты или слова, которые используются автором в непрямом, иносказательном значении. Эти средства художественной выразительности – неотъемлемая часть любого художественного произведения. К тропам относятся метафоры, гиперболы, литоты, синекдохи, метонимии. Ниже более подробно рассмотрен такой вид тропа как метафора[6].

Метафора – одно из важнейших средств речевой выразительности. Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства/различия двух предметов или явлений по какому-либо признаку: по форме, цвету, объему, назначению.

Примером метафор могут быть такие выражения как водопады звезд, лавины писем, стена огня, бездна горя, искра любви.

Все выше перечисленные средства выразительности направлены на развития речи школьников в школе.

Чтобы успешно реализовать эту цель учителя необходимо разработать систему упражнений по обогащению речи учащихся данными средствами выразительности: уметь находить средства выразительности в тексте, знать их значение, приводить собственные примеры, использовать их в сочинении-описании; проводить постоянную практическую работу для повышения уровня речи учащихся, их речевой культуры и грамотности.

Таким образом, развитие речи процесс, связанный с овладением средствами как устной, так и письменной речи. В процессе обучения речь школьника становится более разнообразной, богатой, выразительной. Ребенок овладевает различными приемами и средствами для совершенствования своей речи. Особую роль в этом играют разнообразные лексические средства выразительности: стилистические фигуры и тропы, а также иные лексические средства русского языка, обретающие выразительность в контексте (синонимы, антонимы, фразеологизмы).



Список литературы:

  1. Афанасьев П.О. Методика русского языка в средней школе // Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 350с.
  2. Дьяченко М.И., Психология. Словарь-справочник. / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск, 2011. - 383с.
  3. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся/ Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2005. - 256с.
  4. Львов, М.Р. Тенденции развития речи учащихся / М.Р. Львов. -М.: Просвещение, 2013. - 82с.
  5. Москвин В. П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь; Феникс - М., 2017. - 944 c.
  6. Приходько В. К. Выразительные средства языка; Академия - М., 2008. - 256c.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: