» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017

Автор: Воитлева Нафисет Адалгериевна, кандидат педагогических наук, доцент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Роль педагога в развитии креативности учащихся-музыкантов

Статья просмотрена: 500 раз
УДК 372
РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ-МУЗЫКАНТОВ

Воитлева Нафисет Адалгериевна

кандидат педагогических наук, доцент,

Институт искусств Адыгейского государственного университета, г. Майкоп

 Басте Асиет Киримизовна

кандидат педагогических наук, доцент,

Институт искусств Адыгейского государственного университета, г. Майкоп

 

Аннотация. В статье рассматриваются условия творческого развития учащихся, в частности качества творческого педагога, необходимые для развития креативности обучающихся в музыкальных учебных заведениях.

Ключевые слова: креативность, педагогическое творчество, музыкальное обучение.

 

В педагогике сегодняшнего дня все явственнее звучит мысль о более активном развитии личности ученика, выявлении его индивидуальности, раскрытии и поощрении творческих возможностей. И только творческий наставник способен воспитать креативную личность.

Творческие учителя выделяются умением варьировать методы своей работы с учетом конкретных условий. В этом проявляется одна из специфических черт творчества, в частности, творчества педагогического. Творчество, как подчеркивают ученые, это не какая-то отдельная сторона педагогического труда, а наиболее существенная и необходимая его  характеристика.

Л. В. Занков, рассматривая сущность учительского труда, отмечал, что творчество далеко не ограничивается отдельными методическими находками. Творчество – это постоянное стремление вперед, к более совершенному,  новому [3,с. 180]. В. А. Кан-Калик, Н. В. Никандров и др. рассматривают педагогическую деятельность как творческий процесс [5].

В практической деятельности учителя творчество настолько разнообразно, что это позволяет говорить о различных сторонах его проявления. Новизна в деятельности педагога может проявляться: в нестандартных подходах к решению педагогических задач; в разработке новых форм, приемов, средств и их оригинальных сочетаний; в эффективном применении имеющегося опыта в нестандартных условиях; в совершенствовании и модернизации уже известного в соответствии с новыми задачами; в импровизации, основой которой являются точные знания, высокоразвитая интуиция [11].

Определяя сущность педагогического творчества, Н. В. Кузьмина отмечает: « Творчество педагога видят в том, что он проектирует личность ученика, принимает самостоятельные решения в неожиданных ситуациях, строит учебный процесс в соответствии с особенностями детей…» [6, с.54]. Необходимыми качествами любого педагога-музыканта являются творческая настроенность и доброжелательное отношение к учащимся с различными возможностями, заинтересованность в неуклонном творческом росте обучающихся, разумная требовательность. Отсутствие заинтересованности, волевой включенности педагога особенно губительно сказываются на его занятиях с детьми, не обладающими ярко выраженными музыкально-слуховыми данными [8, с.15].

«Имея дело с предельно сложным и изменчивым материалом – человеческой психикой педагог должен уметь включаться в рабочую настройку повышенного типа, ‒ в «творческое состояние», в очень многом сходное с творческим состоянием опытного артиста перед аудиторией» [16, с.14]. Описывая творческое состояние педагога на уроке А. П. Щапов выделяет: уверенность в своих действиях, сочетающаяся с осторожностью и смелостью; обостренная наблюдательность; переживание удовлетворенности наряду с острой критикой своих ошибок; приток интересных замыслов; поддержание непрерывного «педагогического контакта» с учеником; владение своим нервным тонусом; сочетание большой чуткости и симпатии к каждому ученику с нормальной требовательностью, сочетание большого терпения и выдержки с искренностью [16].

Педагог-музыкант должен быть отзывчив к художественному содержанию музыкальных произведений, над которыми работают учащиеся, творческому подходу к трактовке учеников, способам овладения их специфическими трудностями.

Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных. Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство. Это в полной мере следует отнести к педагогическому процессу на уроке. Всякая художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть органична для педагога, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим «я». Для урока требуется психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка преподавателя. Большое значение имеет эмоциональный настрой педагога. Эмоциональное начало должно органично соединиться в мастерстве педагога с аналитическими способностями. Ибо «в основе всякого творческого процесса заложено увлечение, что, конечно, не исключает огромной работы разума» (К. Станиславский) [цит. по: 4, с. 5].

Руководство со стороны педагога заключается не только в использовании методов и приемов, активизирующих творческие проявления детей, но и в сотворчестве с детьми. Оно может существовать на разных уровнях, проявляться в разных формах – выяснения содержания музыкального произведения, совместного музицирования в классе, создания исполнительской интерпретации и др. Во всех случаях педагог ведет ученика за собой, учит его находить в таком творческом взаимодействии отправные точки для собственных исканий.

Одним из звеньев в деятельности педагога является воспитание в себе умения наблюдать, анализировать и обобщать. Изучение чужого опыта должно сочетаться с анализом своей собственной педагогической работы. Для вдумчивого педагога ‒ это важный фактор совершенствования, помогающий ему в отборе наиболее эффективных и рациональных средств творческого воздействия на своих учеников.

Надо помнить о разрушающем страхе критики. Критические замечания, да еще сказанные с агрессивной интонацией, перекрывают работу воображения. Резкое замечание возвращает ученика в сферу обыденного сознания, вызывает апатию, изнуряет двигательную сферу и, в сущности, хоронит праздничность урока [12].

Характер отношений педагога и учащихся является одним из важных критериев педагогического творчества. Важно уметь найти правильное направление при выборе и использовании форм и видов педагогического требования позволяющее создавать вариативность, т.е. многообразие вариантов решения одной и той же ситуации, потому, что поведение детей в любой ситуации не однотипно, требует поправки на личность ребенка, его индивидуальные особенности.

Для полноценной творческой профессиональной деятельности педагогу-музыканту необходимо иметь представление: о современных методах преподавания в области музыкальной педагогики, музыкального исполнительства; о тенденциях в развитии музыкальной педагогики; об особенностях школ великих музыкантов-педагогов прошлого; знать и уметь использовать: основные методы и принципы обучения исполнительским навыкам; принципы отбора репертуара (в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей детей и педагогической целесообразности); базовые термины, используемые в музыкальном исполнительстве; особенности интерпретации музыкальных произведений различных стилей и жанров; основные приемы и способы преодоления технических трудностей; иметь опыт: эмоционально-эстетического восприятия произведений художественной культуры; художественно-логического мышления, связанного с исполнительской активностью; музыкально-просветительской работы с разновозрастными категориями детей; владения музыкально-творческими навыками (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование и т.д.).

Часто сферу проявления творчества учителя сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Опираясь на исследования ученых, можно выделить группу качеств и способностей, характеризующих творческого педагога, в частности – педагога-музыканта.

Вербальные способности. К вербальным способностям относятся способности к словесным аналогиям и интерпретации выражений, умение определять и объяснять понятия, владение профессиональным тезаурусом и т.п.

Невербальные способности общения, можно разделить на виды: кинесика (совокупность телодвижений, жестов, мимики, манеры одеваться и т.п.); пара– и экстралингвистика (тональность, тембр голоса, громкость и быстрота речи, пауза); такесика (прикосновение); визуальное общение (контакт глазами) [15].

Артистизм учителя, который вызывает творчество учащихся. Речь идет не только о внешних его проявлениях (интонация, мимика, жест, поза), которые тоже имеют немаловажное значение для создания творческой атмосферы. А. С. Макаренко писал: «Для меня в моей практике … такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, посмотреть…Этому нужно учиться, и в этом есть и должно быть большое мастерство… » [цит.по: 9,с.68]. Когда речь идет о педагогическом процессе в сфере искусства, музыки, артистизм педагога является одним из наиболее важных проявлений его творческости. Неизмеримые возможности музыки в сочетании с артистизмом учителя могут стать действенным средством эффективного влияния на учеников.

Интуиция. Безусловно, для педагога-музыканта интуиция имеет первостепенное значение, так как она является, одним из центральных компонентов творческого процесса. Именно интуиция позволяет исполнителю, как и слушателю, ощутить особенную близость музыки к своему внутреннему миру, «принять» ее. Рациональное мышление при этом часто оказывается бессильным. Поэтому педагогу-музыканту необходимо помогать ученику находить, и ценить «контакты с волшебным миром подсознательного», готовить почву для художественно-интуитивных постижений. Например, Г. Коган считал, что при выполнении сложных игровых движений на музыкальном инструменте нельзя полагаться только на силы сознания, здесь надо постараться отыскать и подсознательные силы, которые помогут найти правильное движение [10,с.47]. «Вполне понятно стремление… проанализировать и объяснить другим фортепианные приемы… Однако дело чрезвычайно затрудняется тем обстоятельством, что художественными приемами следует пользоваться бессознательно…» [7,с.52-53].

Творческое воображение, которое характеризуется как процесс создания новых образов не опирающихся на готовое описание или изображение их.

Педагогический такт. Успешность учебно-воспитательной работы непосредственно зависит от образованности и педагогического мастерства учителя. В основе последнего лежит понятие педагогического такта. Ученые выделяют следующие основные признаки педагогического такта: естественность, простота обращения без фамильярности; искренность тона, лишенная всякой фальши; доверие к ученику без попустительства; просьба без упрашивания; не навязчивые советы и рекомендации; требования и внушения без подавления самостоятельности учащихся; серьезность тона без натянутости в отношениях; ирония и юмор без уничижающей насмешливости; требовательность без мелкой придирчивости; деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости; твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования; развитие самостоятельности без мелочной опеки; своевременность воспитательного воздействия без поспешности и опрометчивых решений; внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость; ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования. «Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях учителя и учащихся в процессе общения» [14, с.16].

В педагогической деятельности крайне необходима импровизация. Именно в импровизации находят свое выражение творческие способности педагога – быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решения сразу, без развернутого логичного рассуждения, на основе накопленных знаний, опыта и интуиции. «Овладение импровизацией является одним из путей восхождения к педагогическому мастерству» [13,с. 35].

Творчество – одно из слагаемых педагогического мастерства. «Творчески работающий учитель никогда не пользуется шаблоном и не передает механически материал, изложенный только в учебнике. Он преподает с воодушевлением, пробуждает и постоянно поддерживает активный интерес у детей к знаниям» [1, с. 103]. «Штамп в педагогике плох всегда, когда же речь идет об искусстве, он… даже опасен» (Д. Кабалевский) [цит. по: 2, с. 64].

 



Список литературы:

1.           Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. – М.: Изд. Центр «Академия». 1999.

2.           Вендрова Г. Е. Пусть музыка звучит! – М.: Просвещение, 1990.

3.           Занков П. В. Беседы с учителями. Изд. 2-е.- М., 1975.

4.           Иванов И. И. Развитие творческой личности ребенка на уроках музыки. – Приокск, 1996.

5.           Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика,1990.

6.           Кузнецова С.И. Коллективное вокально-инструментальное музицирование в школе (экспериментальная программа по концертмейстерству). ‒ Ярославль: Центр эстетического воспитания, 1995.

7.           Курбатов М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано. – М., 1899.

8.           Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. – Киев: Музична Украина, 1979.

9.           Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17. Сб. статей / Составитель О. Апраксина. – М.: Музыка, 1986.

10.        Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

11.        Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. – М.: Знание, 1987.

12.        Ражников В. Г. Путеводитель по дневнику творческого развития. Изд-е второе, исправл. и допол. Академии МЕЗАППИ и школы «Наследник». – М.,2000.

13.        Рындак В. Г. Формирование организаторских умений у будущих учителей в процессе педагогической практики. – М., 1988.

14.        Страхов И. В. Психология педагогического такта. – Саратов, 1966.

15.        Шадриков В. Д. Деятельность и способности. – М.: Изд-во Корпорация «Логос», 1994.

16.        Щапов А. П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика – XXI, 2002.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: