» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019

Автор: Ершов Никита Андреевич, Студент 3 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: К вопросу о cостоянии и перспективах развития электронного правительства в РФ

Статья просмотрена: 526 раз
Дата публикации: 11.04.2019

УДК 342.2

К ВОПРОСУ О CОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РФ

Ершов Никита Андреевич
студент 3 курса
научный руководитель: Ляшенко Елена Александровна
Уральский Государственный Экономический Университ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В настоящей статье рассматривается проблематика развития электронного правительства и его элементов в Российской Федерации. В статье отражаются количественные показатели современного состояния развития электронного правительства, выделяются ключевые проблемы и перспективы его развития.

Ключевые слова: государство, государственное управление, электронное правительство, государственные услуги.

 

На настоящий момент, вследствие развития науки и техники, появляются возможности оптимизировать процесс государственного управления и предоставления государственных услуг населению с помощью цифровых технологий.

Информационные и коммуникационные технологии имеют значимость не только в бизнесе и социальной среде, но также и государственном управлении, так как с их помощью ускоряется и упрощается сама процедура получения государственных услуг и справочной информации. Говоря в этом ключе об электронном правительстве в Российской Федерации, важным представляется обозначить его определение и сущность.

Под электронным правительством представляется понимать «совокупность способов предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим государственным органам и государственным служащим, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимально, но максимально используются информационные технологии»[1]. Можно справедливо добавить, что электронное правительство включает в себя всю государственную инфраструктуру предоставления государственных услуг в цифровом виде с помощью ИКТ.

В Российской Федерации, развитием электронного правительства занимается государственный Департамент развития электронного правительства который напрямую входит в структуру Федерального Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.  ДРЭП (сокращенное название департамента) занимается обеспечением государственной политики по применению информационных технологий для реализации механизмов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде[2]. Структура департамента состоит из 4 отделов:

1.                  Отдел развития Системы Межведомственного Электронного Взаимодействия.

2.                  Отдел развития инфраструктуры Электронного Правительства.

3.                  Отдел развития электронных государственных и муниципальных услуг.

4.                  Отдел специальных проектов.

Чтобы глубже погрузиться в понимание электронного правительства РФ и векторов его дальнейшего развития, представляется важным рассмотреть некоторые основополагающие документы в этом направлении. Так, наиболее значимым среди остальных предстает «Системный проект электронного правительства Российской Федерации» от 02.03.2016 года. Следует отметить, что государственное определение электронного правительства несколько разнится с общепринятым, и звучит следующим образом – «это система органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации, применяющих информационно-коммуникационные технологии для преобразования своих внутренних и внешних связей с целью оптимизации процессов реализации своих функций и осуществления полномочий»[3].

Ключевыми элементами системы электронного правительства в России признаются: Портал государственных услуг, региональный портал государственных услуг и система межведомственного электронного взаимодействия, которая координирует деятельность органов государственной и муниципальной власти в цифровом пространстве и позволяет оперативно отправлять и обмениваться данными как между заявителем о необходимости оказания гос. услуг и государством, так и непосредственно между отдельными государственными учреждениями.

Касательно современного состояния развития электронного правительства в РФ думается важным выделить несколько основополагающих показателей.

Так, портал государственных услуг, являясь своего рода главным инструментом реализации политики «электролизации» правительства, опубликовал данные, согласно которым, за 2017 год, через портал государственных услуг было заказано 1,3 миллиарда услуг. По состоянию на 2017 год было зарегистрировано более 64 миллионов пользователей. Представляется, что данный показатель является не просто отличным, но даже прорывным, так как по состоянию на 1 января 2015 года, число зарегистрированных пользователей составляло всего 13 022 301 человек, - прирост составил 491,46%за два с половиной года.

В систему межведомственного электронного взаимодействия, на данный момент входят около 12 тысяч организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг. По сообщениям на официальном сайте Правительства РФ, по состоянию на апрель 2018 года, в РФ реализуется около 400 государственных услуг, предоставляемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия[4].

В 2015 году стартовал проект по замене бумажных уведомлений на электронные. Реализована возможность, благодаря которой граждане отказываются от получения бумажных писем в пользу информации в электронном виде, при этом сохраняется её юридическая значимость. От этого выиграло и государство (закрывать задолженности стало удобнее), и граждане: с 1 января 2017 года быстро закрыть задолженность по штрафам от ГИБДД стало ещё и экономически выгодно – предусмотрена скидка 50% при оперативной оплате. К настоящему времени согласие на получение электронных заказных писем дали почти 1 миллион пользователей.

Для органов государственной власти и местного самоуправления установлен запрет требовать от граждан и юридических лиц при предоставлении государственных услуг документы и сведения, которые находятся в распоряжении других органов государственной власти и местного самоуправления (за исключением документов личного хранения).

Говоря о перспективах развития электронного правительства в Российской Федерации, нельзя не сказать о ключевых проблемах его непосредственного развития. Условно, все проблемы развития ЭП можно разделить на:

  1. Организационно-технические. К числу таких проблем можно отнести то, что всего по 23% услуг можно получить соответствующее уведомление по электронной почте либо через личный кабинет государственных услуг. Также, не все услуги которые предоставляются в электронном виде, являются полностью реализуемыми в электронном виде без дополнительного «офлайн» взаимодействия, - только 5% государственных услуг предоставляется полностью в электронном виде. Некоторая информация о предоставлении государственных услуг не успевает редактироваться, вследствие чего, остается недостоверной продолжительное время. Около 15-20% телефонных номеров указанных федеральным органами исполнительной власти являются недостоверными[3].
  2. Проблемы достижения целей и задач, связанных со стратегическим планированием и искаженной методикой оценивания результатов развития ЭП.
  3. Проблемы связанные с нормативно-правовой базой. Следует отметить, что в ряде случаев данные, связанные с исполнением государственных функций, фактически хранятся и обрабатываются техническими и программными средствами, принадлежащими негосударственным организациям. Такая возможность требует дополнительного нормативного урегулирования в части обеспечения безопасности указанных данных.

График 1.  Количество зарегистрированных пользователей на едином портале государственных услуг в миллионах человек(По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации)

Представляется, что электронное правительство и его элементы будут продолжать и дальше свое стремительное развитие, при чем это касается не только портала государственных услуг, но и иных ресурсов ЭП – государственных закупок, региональных электронных правительств и тд.

Основными камнями преткновения, в дальнейшем развитии электронного правительства в России на наш взгляд будут являться:

  1. Недостаточная оснащенность населения интернетом, персональными компьютерами и гаджетами, которые бы позволяли напрямую получать государственные услуги через сеть интернет.
  2. Проблема неполноты предоставления государственных услуг через интернет. Так, как утверждалось ранее, только 5% государственных услуг от общего числа предоставляется целиком через интернет, то есть от начала и до конца. Население, понимая то, что даже после оформления заявок на различные услуги посредством сети интернет, в дальнейшем все равно придется идти напрямую в государственные органы, предпочитает сразу идти в государственные инстанции и получать все услуги сразу там. Ярким примером может служить МФЦ, которые фактически полностью дублируют портал государственных услуг, более того, среднестатистическому пользователю портала государственных услуг зачастую проще подойти в МФЦ, ведь там все сделают за него, а пользователю, в свою очередь,не придется ни в чем разбираться.
  3. Проблема безопасности постоянно дает о себе знать. В последнее время участились случаи хакерских атак на государственные сайты. Для эффективного использования «электронного правительства» необходимо формирование единой базы с личной информацией о гражданах (их прописке, владении частной собственностью, семейном положением и др.). Утечка такой информации, может привести к серьезным проблемам[5].

Определенные шаги, в решении данных проблем Правительство РФ, безусловно, делает, но проблематика вовлечения граждан в активное использование государственных услуг, посредством элементов электронного правительства, по-прежнему остается актуальной.



Список литературы:

  1. Дрожжинов В.И. Мониторинг услуг электронного правительства. // Социс, 2008, № 5.
  2. Департамент развития электронного правительства: [Электронный ресурс] //Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://minsvyaz.ru/ru/ministry/departments/55/ (Дата обращения: 10.11.2018).
  3. Системный проект электронного правительства Российской Федерации: [Электронный ресурс] // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://minsvyaz.ru/uploaded/files/sistemnyii-proekt-elektronnogo-pravitelstva-rf.pdf (Дата обращения 10.11.2018).
  4. «Электронное правительство»: некоторые важные факты за 6 лет: [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/rugovclassifier/719/events/(Дата обращения: 10.11.2018).
  5. Мишина Е. С., Рой Н. А. Электронное правительство в России: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 323-325. — URL https://moluch.ru/archive/129/35851/ (дата обращения: 11.11.2018).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: