» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019
Автор: Соловьев Тарас Викторович, аспирант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Факторы развития мотивации и познавательной активности обучающихся в системе СПО
Дата публикации: 23.03.2019
УДК 371.31
ФАКТОРЫ
РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СПО
Соловьев Тарас Викторович
аспирант кафедры философии образования Санкт-Петербургской
академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург
Аннотация. В статье рассматривается
проблема мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования
к обучению, а также проблема развития их познавательной активности. Предложены
основные пути формирования мотивации познавательной
активности студентов колледжей.
Ключевые слова: мотивация, познавательная
активность; среднее профессиональное образование; World
Skills International.
На современном
этапе одной из проблем развития среднего специального образования является
низкий уровень его популярности в обществе, в силу восприятия такого
образования, как «непрестижного». В этой связи многие студенты СПО на
современном этапе не обладают высоким уровнем мотивации к обучению, что
негативно сказывается на их познавательной активности – сознательному стремлению
к усвоению новой информации.
Решение данной
проблемы состоит в том, что среднее специальное образование целесообразно
сегодня позиционировать в качестве одной из ступеней к высшему образованию. Это
достаточно актуально сегодня, поскольку высшее образование, зачастую не дает
студентам прикладных навыков[5 c. 67]. Этот пробел может восполнить
именно среднее специальное образование. Молодой человек, освоив рабочую
профессию, имеет возможность в дальнейшем получить высшее образование –
например, поступив в вуз на инженерную специальность, и при этом он будет иметь
преимущество при зачислении, дополнительные знания и навыки, а в дальнейшем
может быть более высоко оценен потенциальным работодателем.
После
вступления Российской Федерации в World Skills International в 2012 году,
популяризация рабочих специальностей приобрела дополнительную грань – World Skills International
задает мировые стандарты рабочих профессий, что само по себя является
достаточно важным стимулом к их освоению[1 c. 25].
Кроме того, данная
организация сегодня популяризует прогрессивные технологии в области освоения
различных специальностей среднего профессионального образования, а также
проводит международные олимпиады по рабочим профессиям среди обучающихся в
образовательных организациях СПО. Перечисленные факторы, при
их использовании в системе СПО – например, через формирование представлений
обучающихся о деятельности World Skills
International, престиже данной организации, ее
международных олимпиадах и конкурсах, возможностях обучения по обмену в другом
государстве, позволяют повысить познавательную активность студентов за счет
формирования конкретной цели обучения (например, участие в конкурсе World Skills) [4 c. 87].
Немаловажным в формировании
мотивации и познавательной активности студентов СПО сегодня является
использование статистических данных. В частности, зачастую, даже обучающиеся на
старших курсах студенты не имеют представления о порядке заработной платы,
возможностях, компетенциях людей различных профессий, в том числе и осваиваемых
ими. Например, длительная популяризация после 1990-х годов профессий
менеджеров, юристов и экономистов привела к значительному перенасыщению рынка
труда данными специалистами, ввиду чего конкуренция среди них сегодня
достаточно велика, а уровень заработной платы постепенно снижается[1 c. 45]. Однако,
как обучающиеся СПО, так и их родители, как правило, не владеют актуальной
ситуацией в области положения различных профессий на рынке труда, в этой связи
эту информацию целесообразно представить обучающимся еще при обучении в школе и
на младших курсах учреждений системы СПО.
Это необходимо
для того, чтобы обучающиеся и родители могли более сознательно подходить к
выбору своей будущей профессии и не связывать в сознании жизненный успех с
высшим образованием. Целесообразно освещать студентам данные о состоянии рынка
труда, популярности и уровне заработной платы в различных профессиях [3 c. 61].
В этой связи
представляется актуальным несколько оптимизировать занятия по введению в
профессию в учреждениях системы СПО (например, проводить более развернутые
презентации различных профессий, приглашать в образовательное учреждение
соответствующих специалистов для выступления перед
обучающимися и т.д.)[1 c.
54].
Достаточно
существенный вклад в мотивации студентов к обучению и развитии их
познавательной активности могут сделать и образовательные организации системы
СПО в рамках развития сетевого взаимодействия. Для этого им необходимо
налаживать контакты с вузами – с тем, чтобы обучающийся, окончив
среднее специальное образование, мог пойти учиться дальше на льготных
условиях, а также налаживать контакты с производством – таким образом, чтобы
обучающиеся могли получать при обучении опыт работы, практики, сравнивать и
оценивать потенциальных работодателей и иметь возможность выбора.
Важным является
и позиционирование образовательных организаций СПО, как учебных заведений,
соответствующих международным стандартам и требованиям. Это позволит, как студентам,
так и их родителям не воспринимать обучение в средне специальном учебном
заведении, как «провал» в потенциальной карьере[1 c. 56].
В юношеском
возрасте может отмечаться угасание мотивации к учебно-профессиональной
деятельности, это обусловлено, в большинстве случаев, тем, что многие мотивы
удовлетворены, но при этом, на смену им еще не сложились новые, более зрелые
интересы и мотивационные установки. В связи с этим, огромное значение имеет
общий уровень сформированности интереса и мотивов ученика к
учебно-профессиональной деятельности, его готовность в настоящее время и в
дальнейшем заниматься учебно-профессиональной деятельностью[3 c. 45].
В учреждениях
СПО у учащихся также следует развивать качественно новый познавательный мотив,
на смену «подростковым» мотивам – мотив самообразования. Для молодого человека
целесообразно формировать социальные мотивы в отношении к
учебно-профессиональной деятельности, например, как к социально-значимой,
важной работе[4 c.
54]. Также целесообразно усиливать общую деловую ориентацию на приобретение
новых знаний. При формировании новых мотивов и убеждений необходимо прибегать к
убедительной аргументации, полной обоснованности слов и их доказательности.
У молодежи
формируется собственная система личностных ориентиров и ценностей, которые в
процессе взросления и в дальнейшем определяют содержание и направление
учебно-профессиональной деятельности. «Ресурсами» для формирования в юношеском
возрасте мотивации и интереса к учебно-профессиональной деятельности являются[5
c.
65]:
- Потребность «во взрослости».
- Общая социальная активность подростка, готовность в любой момент включаться в новую деятельность.
- Стремление к повышению самостоятельности.
- Возрастание устойчивости и определенности интереса к учебно-профессиональной деятельности.
- Желание сравнительно неформального общения со сверстниками, в сравнении с обстановкой на других занятиях.
Важное
значение для развития мотивации и
познавательной активности обучающихся имеет внедряемый в практику
компетентностный подход, на котором базируются требования ФГОС СПО.
Компетентностный подход акцентирует внимание непосредственно на результате
образования, при этом в качестве результата образования рассматривается не
объем усвоенной учеником информации, а способность действовать в разнообразных
проблемных ситуациях [2, с. 45]. Компетентностный подход основан на концепции
формирования компетенций как базе формирования у обучающихся
способностей решать различные практические задачи, что подразумевает развитие
познавательной активности – стремления к познанию, усвоению информации с целью
решения задачи [3, с. 31].
Целью
компетентностного подхода, позиции которого укрепляются в современном
образовании, является «компетентно-ориентированное образование, которое
направлено на комплексное освоение учащимися знаний и различных способов
практической деятельности, обусловливающее успешное функционирование в ключевых
областях жизнедеятельности в интересах самого человека, общества, государства»
[2, с. 57].
Компетентностный
подход выдвигает на первый план не информированность ученика, а умение его
решать те или иные проблемы, возникающие:
- в процессе исследования, познания, объяснения действительности;
- в оценке собственных поступков и убеждении (рефлексивных действиях);
- в практической жизни, в рамках выполнения различных социальных ролей;
- при выборе будущей профессии, оценке готовности к обучению в вузе/колледже;
- в рамках жизненного самоопределения, выбора образа жизни.
Таким образом,
развитие мотивации обучающихся в системе СПО к обучению, формирование у них
высокого уровня познавательной активности обусловлено множеством разнообразных
факторов, которые действуют в комплексе.
Список литературы:
- Altbach P. G. The International Imperative in Higher Education. Centre for International Higher Education, Boston College, USA, 2013, pp 7–11.
- Bragin L., Selyanskaya G., Stukalova I. Competitiveness assessment of Russian universities under the conditions of globalization // Life Science Journal. 2014, 11(12), pp. 268–273.
- Совершенствование коммуникативных умений преподавателя и мастера производственного обучения среднего профтехучилища. Методические рекомендации / И. С. Клецина, Ю. С. Шапошникова, JI. В. Иванцова. Л., 1987. - 34 с.
- Хорошавина, Г. Д. Коммуникативная деятельность как детерминанта высшего профессионального образования: дис.д-ра пед.наук / Г.Д. Хорошавина. М., 2003. - 410 с.
- Хуторской А.В. Структура широкомасштабного педагогического эксперимента // Школьные технологии.– 2006. – № 3. – C. 44-53.
Комментарии: