» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019

Автор: Наквасина Светлана Николаевна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Эффективность опосредованного запоминания у пациентов с расстройствами шизофренического спектра

Статья просмотрена: 163 раз
Дата публикации: 24.03.2019

УДК 159.952

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ПАЦИЕНТОВ С РАССТРОЙСТВАМИ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Наквасина Светлана Николаевна

студент 5 курс, факультет клинической психологии

Чекрыгина Л.И.

студент 5 курс, факультет клинической психологии

Оренбургский государственный медицинский университет, г. Оренбург

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме эффективности опосредованного запоминания у пациентов с расстройствами шизофренического спектра. Для достижения заявленной цели нами было проведено эмпирическое исследование памяти у 20 пациентов с расстройствами шизофренического спектра при помощи методики «Опосредованное запоминание» по А.Н. Леонтьеву. В статье описываются результаты исследования опосредованного запоминания – у пациентов с расстройствами шизофренического спектра снижена эффективность опосредованного запоминания (в среднем по выборке – 58,5%).

Ключевые слова: патопсихология, память, опосредованное запоминание, расстройства шизофренического спектра.

 

Проблема расстройств памяти всегда стояла в центре патопсихологических исследований. В классических описаниях преобладающей психопатологической симптоматики у больных шизофренией расстройства памяти зачастую не упоминаются. Однако отдельные когнитивные функции не являются изолированными друг от друга, под влиянием нарушений одних психических процессов могут нарушаться и другие, в частности память. В связи с этим в последние годы происходит увеличение количества исследований нарушений памяти при шизофрении, что подчеркивает актуальность данной темы.

Опосредованной называют память, которая связана с использованием человеком различных мнемотехнических средств, то есть специальных средств и приемов для запоминания, сохранения, воспроизведения или узнавания информации [2].

Цель исследования: определить эффективность опосредованного запоминания у пациентов с расстройствами шизофренического спектра.

Исследование проводилось в 2019 году на базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница №1» (далее – ГБУЗ «ООКПБ №1») при помощи методики «Опосредованное запоминание» (по А.Н. Леонтьеву). В качестве респондентов выступило 20 пациентов ГБУЗ «ООКПБ №1» в возрасте от 21 до 56 лет с расстройствами шизофренического спектра.

Результаты выполнения испытуемыми предъявленной методики представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты выполнения испытуемыми методики «Опосредованное запоминание» (по А.Н. Леонтьеву)

Эффективность опосредованного запоминания

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

Количество испытуемых

25%

(5 чел.)

5%

(1 чел.)

20%

(4 чел.)

10%

(2 чел.)

10%

(2 чел.)

10%

(2 чел.)

20%

(4 чел.)

 

Согласно первичному анализу данных, в исследуемой выборке у 70% испытуемых снижена эффективность опосредованного запоминания. В среднем выборка также характеризуется выраженным снижением эффективности опосредованного запоминания (М = 58,5%).

Таким образом, полученные нами результаты подтверждают предположение о том, что у пациентов с расстройствами шизофренического спектра наблюдается снижение эффективности опосредованного запоминания. Для уточнения причин данных нарушений можно провести дальнейшее изучение различных когнитивных процессов у пациентов с расстройствами шизофренического спектра, чтобы установить взаимосвязи между ними.

С учетом полученных в ходе нашего исследования результатов, в первую очередь рекомендуется обратить большее внимание специалистов на изучение памяти пациентов с расстройствами шизофренического спектра для более точного выявления симптомов и синдромов, установления степени нарушений, что является неотъемлемой частью экспертной практики и играет непосредственную роль в установлении степени инвалидности пациента. Также полученные данные побуждают проводить психокоррекционные занятия для пациентов с расстройствами шизофренического спектра для увеличения эффективности непосредственного и опосредованного запоминания.



Список литературы:

  1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Руководство для врачей и клинических психологов. – М.: МОДЭК, 2009. – 624 с.
  2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2012. – 367 с.
  3. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2010 г. – 224 с.
  4. Холмогорова А.Б. Клиническая психология. В 4 томах. Том 1. Общая патопсихология. – М.: Academia, 2000. – 464 с.
  5. Чемезов А.С. Патопсихология [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / А. С. Чемезов ; ОрГМА. – Электрон. текстовые дан. – Оренбург : [б. и.], 2013. – 1 эл. опт. диск. – Загл. с титул. экрана. – (в конв.) : Б. ц.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: