» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019
Автор: Наквасина Светлана Николаевна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Эффективность опосредованного запоминания у пациентов с расстройствами шизофренического спектра
Дата публикации: 24.03.2019
УДК
159.952
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ПАЦИЕНТОВ С
РАССТРОЙСТВАМИ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Наквасина Светлана Николаевна
студент 5 курс,
факультет клинической психологии
Чекрыгина Л.И.
студент 5 курс,
факультет клинической психологии
Оренбургский
государственный медицинский университет, г. Оренбург
Аннотация. Статья посвящена проблеме
эффективности опосредованного запоминания у пациентов с расстройствами шизофренического спектра. Для достижения заявленной
цели нами было проведено эмпирическое
исследование памяти у 20 пациентов с расстройствами шизофренического спектра
при помощи методики «Опосредованное запоминание» по А.Н. Леонтьеву. В статье описываются результаты исследования опосредованного
запоминания – у пациентов с
расстройствами шизофренического спектра снижена эффективность опосредованного
запоминания (в среднем по выборке –
58,5%).
Ключевые слова: патопсихология,
память, опосредованное запоминание, расстройства шизофренического спектра.
Проблема расстройств памяти всегда стояла в центре
патопсихологических исследований. В классических описаниях преобладающей
психопатологической симптоматики у больных шизофренией расстройства памяти
зачастую не упоминаются. Однако отдельные когнитивные функции
не являются изолированными друг от друга, под влиянием нарушений одних
психических процессов могут нарушаться и другие, в частности память. В связи с
этим в последние годы происходит увеличение количества исследований нарушений
памяти при шизофрении, что подчеркивает актуальность данной темы.
Опосредованной называют память, которая связана с использованием человеком
различных мнемотехнических средств, то есть специальных средств и приемов для
запоминания, сохранения, воспроизведения или узнавания информации [2].
Цель исследования:
определить эффективность опосредованного запоминания
у пациентов с расстройствами шизофренического спектра.
Исследование
проводилось в 2019 году на базе Государственного бюджетного учреждения
здравоохранения «Оренбургская областная клиническая психиатрическая больница
№1» (далее – ГБУЗ «ООКПБ №1») при помощи методики «Опосредованное запоминание»
(по А.Н. Леонтьеву). В качестве респондентов выступило 20 пациентов ГБУЗ «ООКПБ
№1» в возрасте от 21 до 56 лет с расстройствами шизофренического спектра.
Результаты
выполнения испытуемыми предъявленной методики представлены в таблице 1.
Таблица
1.
Результаты выполнения испытуемыми методики «Опосредованное запоминание» (по
А.Н. Леонтьеву)
Эффективность
опосредованного запоминания |
30% |
40% |
50% |
60% |
70% |
80% |
90% |
Количество
испытуемых |
25% (5 чел.) |
5% (1 чел.) |
20% (4 чел.) |
10% (2 чел.) |
10% (2 чел.) |
10% (2 чел.) |
20% (4 чел.) |
Согласно первичному анализу данных, в
исследуемой выборке у 70% испытуемых снижена эффективность опосредованного запоминания.
В среднем выборка также характеризуется выраженным снижением эффективности опосредованного
запоминания (М = 58,5%).
Таким образом, полученные нами
результаты подтверждают предположение о том, что у пациентов с расстройствами
шизофренического спектра наблюдается снижение эффективности опосредованного запоминания.
Для уточнения причин данных нарушений можно провести дальнейшее изучение
различных когнитивных процессов у пациентов с расстройствами шизофренического
спектра, чтобы установить взаимосвязи между ними.
С учетом полученных в ходе нашего
исследования результатов, в первую очередь рекомендуется обратить большее
внимание специалистов на изучение памяти пациентов с расстройствами
шизофренического спектра для более точного выявления симптомов и синдромов,
установления степени нарушений, что является неотъемлемой частью экспертной
практики и играет непосредственную роль в установлении степени инвалидности
пациента. Также полученные данные побуждают проводить психокоррекционные
занятия для пациентов с расстройствами шизофренического спектра для увеличения
эффективности непосредственного и опосредованного запоминания.
Список литературы:
- Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Руководство для врачей и клинических психологов. – М.: МОДЭК, 2009. – 624 с.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2012. – 367 с.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2010 г. – 224 с.
- Холмогорова А.Б. Клиническая психология. В 4 томах. Том 1. Общая патопсихология. – М.: Academia, 2000. – 464 с.
- Чемезов А.С. Патопсихология [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / А. С. Чемезов ; ОрГМА. – Электрон. текстовые дан. – Оренбург : [б. и.], 2013. – 1 эл. опт. диск. – Загл. с титул. экрана. – (в конв.) : Б. ц.
Комментарии: