» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019
Автор: Галимов Айдар Айратович, магистр
Рубрика: Науки о земле
Название статьи: Оценка экологических рисков при транспорте нефти и газа
Дата публикации: 24.03.2019
УДК
551.1/.4
ОЦЕНКА
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ПРИ ТРАНСПОРТЕ
НЕФТИ
И ГАЗА
Галимов
Айдар Айратович
магистр
Уфимский Государственный
Нефтяной Технический Университет, г. Уфа
Аннотация.
В
статье освещены основные сведения, проблемы и виды транспортировки углеводородного
сырья на сегодняшний момент.
Ключевые
слова: Геология, экология, транспортировка, нефть, газ.
Экологическая
опасность – это ситуация в окружающей природной среде, в которой при
определенных условиях (случайного или детерминированного характера) возможно
возникновение факторов опасности, способных привести к одному или совокупности
из следующих нежелательных последствий для человека и окружающей человека
среды: отклонение здоровья человека от среднестатистического значения, т.е.
заболеванию или даже смерти человека; ухудшению состояния окружающей человека
среды, обусловленное нанесением материального или социального ущерба и/или
ухудшением качеств природной среды.
В
данной работе предложена методика к оценке экологического риска, где величина
экологического риска рассчитывается как произведение риска наступления
аварийного разлива нефти и нефтепродуктов на величину потенциального ущерба в
результате загрязнения нефтью и нефтепродуктами. При определении объема
потенциального ущерба необходимо учитывать как дополнительные затраты
финансовых ресурсов на проведение профилактических мероприятий по снижению
вероятности проявления риска так и величину возможных потерь при наступлении
риска.
Танкерная
транспортировка
Для
континентального шельфа России риски при добыче и транспортировке
углеводородного сырья значительно выше, чем в регионах. Специфические
климатические условия, продолжительность светового дня, характер теплообмена
поверхности океана с нижележащими слоями и атмосферой, пространственное распространение
магнитных полей Земли, рельеф дна, типы берегов и мелководные приливы в
значительной степени снижают естественную саморегулируемость среды.
В связи
с этим, развитие интенсивного судоходства и создание морских производственных
объектов в этом регионе требует особого внимания к обеспечению экологической
безопасности.
Анализ
данных по аварийным разливам показывает, что основные проблемы с нарушением
безопасности и разливы происходят при выполнении погрузочно-разгрузочных и
бункеровочных операций у терминалов. На основании анализа случаев аварий
нефтеналивных судов, приведших к крупномасштабным разливам нефти, были
установлены следующие основные их типы:
- технические отказы;
- посадка
на мель;
- столкновения;
- пожары,
взрывы.
Транспортировка по трубопроводной системе.
Сложные и разветвленные системы подводных
трубопроводов протяженностью в сотни и тысячи километров для перекачки нефти,
газа и конденсата относится к числу главных факторов экологического риска на
морских нефтепромыслах. Масштаб токсического поражения организмов в зоне аварии
во многом определяется величиной утечки, что в свою очередь зависит от
характера повреждения.
В ряде случаев аварийные выбросы нефти и газа на
сухопутных магистральных трубопроводах, когда они происходят при пересечении
или вблизи крупных рек, опасны и для прибрежных морских экосистем, поскольку
любое загрязнение речных вод рано или поздно сказывается на состоянии
приустьевой зоны.
В России главными причинами аварий являются:
- внешние
факторы – земляные работы вблизи трубопроводов, оползни, диверсии – 45,3%;
- брак строительно-монтажных работ –
20,8%;
- технические
– выход из строя затворов, несовершенство вентилей, заводской брак – 5,6%;
- причины
организационного характера – 11,3%;
- коррозия – 13,2%;
Транспортировка по железной дороге.
На железнодорожном транспорте общего пользования
работы по обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности
осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями,
индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги)
при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством
Российской Федерации (ФЗ-№ 17 от 10.01.2003, ред. от 07.07.2003 «О
железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).
Среди причин аварии и инцидентов, повлекших за собой
утечку перевозимых нефтепродуктов или сырой нефти из цистерн железнодорожного
состава, выделяют такие как:
- столкновение поездов;
- механическое воздействие на состав;
- обрушение
мостов;
- попадание искры с последующим
возгоранием содержимого цистерн;
- сход с рельсов в результате
неблагоприятных природно-климатических условий.
Нефть и газ являются наиболее распространенными
загрязняющими веществами в окружающей среде. Основными источниками загрязнения
нефтью и газом являются: регламентные работы при обычных транспортных
перевозках, аварии при транспортировке и добычи, промышленные и бытовые стоки.
Список литературы:
- Шмаль А.Г. Факторы экологической опасности & экологические риски. Издательство: МП «ИКЦ БНТВ», 2010. – 119 c.
- Полищук Е.А., Егорова Е.Н. Методы оценки экологического риска // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. (ЭПОС). – М.: Издательство: Московская академия экономики и права, – 2010. – №2 (42). – С. 85-89.
- Сваровская Л. И. , Алексеева М.Н. Геоинформационные технологии для оценки загрязнения территории предприятий нефтегазового комплекса // Вода: химия и экология. – 2012. – № 9. – c. 18-22.
Комментарии: