» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019

Автор: Сметанина Юлия Алексеевна, Студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Адаптация студентов-первокурсников к условиям проживания в общежитии в зависимости от личностных особенностей

Статья просмотрена: 217 раз
Дата публикации: 26.03.2019

УДК: 159.9

 Адаптация студентов-первокурсников к условиям проживания в общежитии в зависимости от личностных особенностей

Сметанина Юлия Алексеевна

студент факультета педагогики и психологии, кафедры психологии и общей педагогики

Научный руководитель: Алонцева Александра Ивановна

доцент кафедры психологии и общей педагогики

Новокузнецкий институт (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

 

Аннотация. Актуальность данного исследования заключается в том, что в современном мире не во всех населенных пунктах существует возможность получить высшее образование, которое соответствует интересам выпускника. Следовательно, выпускники школ вынуждены покидать свой дом, заселяться в общежитие ради обучения в ВУЗах. В статье приводятся данные психологического исследования на тему личностные особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям проживания в общежитии, целью которого являлось изучение адаптации студентов-первокурсников к новым условиям проживания в общежитии в зависимости от личностных особенностей. Представленные результаты позволили определить зависимость адаптации студентов-первокурсников к условиям проживания в общежитии от личностных особенностей.

Ключевые слова: адаптация, темперамент, эмоциональная устойчивость, тип личности, психологические особенности студентов.

 

Адаптация к новым условиям жизни в общежитии для каждого студента может проходить по-разному. Для кого-то она оборачивается стрессом, тоской по дому, потерей аппетита, возможностью поддаться соблазнам (например, курению и алкоголю). А для кого-то она проходит легко, не имея никаких серьезных последствий.

Адаптация связана с трудностями принятия новых норм, установления и поддержания определенного статуса в новом коллективе. Сам процесс адаптации предполагает осознание статуса, ролевого поведения в системе межличностных отношений.

Студенты оказываются беспомощными и не подготовленными к каким-либо трудностям и от бессилия перед проблемой теряются и не найдя нужного решения, выбирают тот путь, который принуждает их прибегнуть к легкому, как им кажется, решению проблемы, и эта необдуманная слабость приводит их к совершению глупостей.

В нашем исследовании, проанализировав различные подходы зарубежных и отечественных авторов, мы изучили теории понятий «адаптация» и «темперамент». Также проанализировали психологические особенности студентов.

Было рассмотрено понятие «адаптация». Представителем психологического направления является С. Д. Артемов [2]. Представитель социологического подхода - И. А. Милославова [6]. Также существует социально-психологический подход (Г. С. Абрамова).

Также было рассмотрено понятие и подходы к изучению понятия «темперамент» [3]. В исследовании мы придерживались понятия                   И. П. Павлова, который связал тип темперамента человека с типом его нервной системы [7].

Также мы определили, что И. А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста. Студент рассматривается с трех сторон: психологической, социальной и биологической [1]. Также специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном участии в производительном и непроизводительном труде.

В исследовании приняло участие 20 студентов первого курса, проживающих в общежитии №1 НФИ КемГУ, из которых 60% юношей и 40% девушек. Возраст студентов составил от 18 до 22 лет.

Для выявления личностных особенностей студентов была использована методика «Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)» [4]. По ее результатам по типу личности 55% испытуемых являются интровертами, т.е. склонны к уединению, предпочитают одиночество общению с людьми. Они сближаются только с немногими.

45% испытуемых – экстраверты. Они, в свою очередь, открыты, общительны, имеют много друзей, активны. Они любят перемены, предпочитают действовать, а не рассуждать.

Теперь, согласно Айзенку, экстравертов можно поделить на сангвиников и холериков, интровертов – на флегматиков и меланхоликов.

30% испытуемых являются сангвиниками, т.е. быстро сходятся с людьми, жизнерадостны, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, но не любят однообразной работы. Они легко контролируют свои эмоции, быстро осваиваются в новой обстановке, активно вступают в контакты с людьми. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

15% испытуемых являются холериками, т.е. быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе.

25% испытуемых являются флегматиками, т.е. медлительны, спокойны, неторопливы, уравновешенны. В деятельности проявляют основательность, продуманность, упорство. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально.

30% испытуемых являются меланхоликами, т.е. они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми.

Для определения прохождения адаптации за основу была взята методика диагностики социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р.Даймонда [5]. По ее результатам по шкале адаптивность – дезадаптивность получилось, что 100% выборки входят в норму адаптации, то есть в целом группа респондентов уже приспособилась к новым условиям жизни в общежитии. Что означает, у людей не возникает дискомфорта в условиях общежития, они привыкли и к условиям проживания (например, обустройству комнаты, к санузлу и душу, обустроили себе быт, привыкли к правилам, которые действуют в общежитии), наладили контакт с соседями, разобрались на каком транспорте добираться до ВУЗа, и т.д.

Если разделить группу на типы темперамента и проследить, как проходит адаптация у респондентов, обладающих тем или иным типом темперамента, то можно увидеть, что сангвиники (30 %) и флегматики (25 %) не входят в норму по шкале адаптивность – дезадаптивность. То есть у опрашиваемых людей с такими типами темперамента адаптация проходит хуже, потому что им требуется немного больше времени для того, чтобы приспособиться к смене обстановки места жительства, новым условиям жизни, к новым порядкам, и т.д.

Меланхолики (30 %) и холерики (15 %) по шкале адаптивность – дезадаптивность входят в норму, то есть у респондентов с такими типами темперамента адаптация проходит успешней, из этого следует, что они быстрее привыкают к новым условиям проживания, то есть им проще приспособиться к быту в общежитии, наладить контакты с соседями, у них не вызывает данный процесс какого-то дискомфорта и стресса.

Для анализа различий темперамента и адаптации студентов-первокурсников, проживающих в общежитии, был использован метод математико-статистической обработки данных Т-критерий Стьюдента. Данные, полученные в ходе расчетов сравнительного анализа, свидетельствуют о том, что при сравнении показателей по шкале интроверсия – экстраверсия различия между адаптивными и дезадаптивными студентами-первокурсниками оказались незначимыми. Это говорит о том, что то, как проходит адаптация не зависит от показателей интроверсии – экстраверсии. 

При сравнении показателей по шкале уравновешенность - неуравновешенность различия также оказались незначимыми, что означает данные показатели не влияют на то, как проходит адаптация у студентов-первокурсников.

Можно предположить, что на то, как проходит адаптация влияют другие личностные качества человека, а не тип его темперамента.



Список литературы:

  1. Аминев, Г. А. Структура динамических показателей интеллектуальной деятельности студентов [Текст]: / Г. А. Аминев, А. Р. Кудашов // Вопр. психол. 1990. N.6. С. 145-146
  2. Артемов, С. Д. Проблемы социальной адаптации молодого рабочего на социалистическом промышленном предприятии: Автореф. дис. канд. филос. наук [Текст]: / С. Д. Артемов - Вопр. психол. 1990. N.6. С. 145-146.
  3. Лекция 4. Темперамент [Электронный ресурс]  / Лекция 4 — Режим доступа:http://tulpar.kpfu.ru/pluginfile.php/19359/mod_resource/content/2/2.%20%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%204%20pdf. Дата обращения: 26.05.2018
  4. Личностный опросник Г. Айзенка. [Электронный ресурс] / Личностный опросник Г. Айзенка. Режим доступа: https://psycabi.net/testy/369-lichnostnyj-oprosnik-g-ajzenka-test-na-temperament-epi-diagnostika-samootsenki-po-ajzenku-metodika-opredeleniya-temperamenta. Дата обращения: 15.09.2018
  5. Методика диагностики социально-¬психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [Электронный ресурс] / Методика диагностики социально-¬психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.  Режим доступа: http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy/2/25-metodika-diagnostiki-sotsialnopsikhologicheskoj-adaptatsii-k-rodzhersa-i-r-dajmonda-oprosnik-spa. Дата обращения: 17.09.2018.
  6. Милославова, И. А. Адаптация как социально-психологическое явление [Текст] / И. А. Милославова // Социальная психология и философия.  Ленинград : Вып.2. С. 111-120. 1973.
  7. Павлов, И. П. Рефлекс свободы [Текст] / И. П. Павлов. – Санкт-Петербург: 2001. – c. 432.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: