» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019
Автор: Величко Алексей Иванович, старший преподаватеь
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Педагогические основы формирования физического воспитания у школьников средних классов
Дата публикации: 26.03.2019
37.796
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ КЛАССОВ
Величко Алексей
Иванович
старший преподаватель
Кубанский
государственный университет физической культуры спорта и туризма, г. Краснодар
Аннотация. В данной работе рассмотрены основы физического
воспитания в системе образования традиционно ответственно за физическое
развитие и физическую подготовку школьников.
Ключевые слова: физическое
воспитание, формирование, школьники, всестороннее развитие ребенка.
Воспитание нового, всестороннего развитого ребенка - одно из главных
и решающих условий успешного развития современного общества. Развитие науки и
передовой практики физического воспитания существенно увеличило понимание о
значимости двигательной деятельности, в частности физических упражнений, в формировании
и укреплении биологических и психических действий, совершающих в организме детей.
Ничто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры и спорта. Эта сила делает неуклюжего - ловким, медлительного - быстрым,
слабого - сильным, всегда жалующегося на усталость - выносливым, болезненного -
здоровым. Физическая культура и спорт способствует формированию умственных
процессов - внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения,
воображения, мышления, улучшает умственную работоспособность[4].
Физическая
культура - это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия
физическими упражнениями дают возможность многогранно воздействовать на
сознание, волю, моральный облик, черты характера. Многолетняя работа демонстрирует,
что физическое воспитание касается формирования нравственных свойств –
решительность, уверенность, свободу, умение преодолевать препятствия, чувство
коллективизма, дружбы. Работа по физическому воспитанию в школе отличается огромным
разнообразием конфигураций, которые требуют от обучающихся проявления
организованности, инициативы, что способствует воспитанию организационных способностей,
активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным,
нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое
воспитание способствует всестороннему развитию школьников.
Физическое
воспитание школьников средних классов имеет свою специфику, обусловленную их
анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также
приспособлением к новым условиям. С началом учебы значительно увеличился объем
умственного труда детей и заметно ограничивается их моторная динамичность,
возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное
физическое у школьников является не только необходимым условием всестороннего
гармоничного развития личности обучающегося, но и действенным фактором
повышения его умственной работоспособности. Поэтому по актуальности эта тема
должна занимать лидирующее место в педагогике[3].
Физическое
воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ
жизни, обеспечивает мотивационную, функциональную и двигательную готовность.
Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него
закономерностями, принципами и правилами педагогического процесса. Основной
формой физического воспитания в школе являются обязательные учебные занятия. В
процессе таких учебных занятий изучается учебная дисциплина «Физическая
культура» - структурная единица системы образования. Физическое воспитание
осуществляется в процессе семейного, внешкольного, специального,
дополнительного образования в процессе самовоспитания.
Социально
значимыми результатами физического воспитания являются физическая
подготовленность и физическое развитие занимающихся,
знания, двигательные и методические умения, навыки и привычки, необходимые для
физического самовоспитания, формирование здорового образа жизни, культурной
ориентации свободного времени. К ним относятся также физическое и духовное
оздоровление, повышение сопротивляемости организма заболеваниям, физическая
реабилитация и релаксация. Физическая культура в жизни общества выполняет ряд
различных функций. Развивающая функция состоит в совершенствовании всех
физических сил людей, включая мышечную и нервную системы, психические процессы:
гибкость и стройность тела, способность ориентироваться в пространстве в
экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям[1].
Общекультурная
функция, которая заключается в том, что физическая культура организует и
заполняет свободное время полезным и увлекательным занятием. Выполняя общие
задачи всестороннего развития личности, физическое воспитание имеет и свое
особое назначение:
- укрепление здоровья и закаливание организма школьников, содействие их правильному физическому развитию и повышению работоспособности. Формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, сообщение связанных с ними знаний. Формирование этих навыков - основное назначение физического воспитания в школе:
- развитие основных двигательных качеств. Осуществление человеком многих практических действий связано с проявлением физических способностей. К двигательным качествам относятся: быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость.
- формирование привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой. Значение этой задачи определяется тем, что положительное воздействие физических упражнений достигается только тогда, когда они выполняются регулярно.
- воспитание гигиенических навыков, сообщение знаний в области физических упражнений и закаливания.
- формирование органических навыков, включение в активную физкультурную и спортивную деятельность.
- формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требует использования различных средств и методов физического развития обучающихся.
Средствами физического воспитания являются:
- физические упражнения;
- естественные силы природы;
- режим питания, труда и отдыха;
- утренняя гимнастика;
- разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы[2, с. 84].
Необходимо
воспитать у школьников стремление овладеть культурой движений через понимание
ответственности за свое состояние здоровья и физическое развитие. Формирование
умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями начинается с
организации уроков. При проведении урока используется несколько методов
организации двигательной деятельности обучающихся, которые выбираются с учетом
поставленных задач, подготовленности детей, наличии спортивных снарядов и
инвентаря. Применяемые методы организации занятий должны обеспечивать высокую
двигательную активность обучающихся и необходимую нагрузку на уроке. Но при
этом необходимо учитывать индивидуальные особенности организм обучающегося.
Список литературы:
- Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013.- 431 c.
- Борисова И.П. Обеспечение здоровье сберегающих технологий в школе / И.П. Борисова // Справочник руководителя образовательного учреждения. -2012, - № 10.- C. 84-92.
- Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ./ А.А. Гужаловский. - М.: Просвещение, 2008. - 379 с.
- Дианов Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - М.: КноРус, 2012. - 184 c.
Комментарии: