» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019

Автор: Гамидова Салимат Хизриевна, научный сотрудник сектора родных литератур
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Традиционный фольклор в контексте деятельности образовательных систем

Статья просмотрена: 362 раз
Дата публикации: 29.03.2019

УДК 81

ТРАДИЦИОННЫЙ ФОЛЬКЛОР В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Гамидова Салимат Хизриевна

научный сотрудник

ГБУ ДНИИП им.А.А.Тахо-Годи», г. Махачкала

 

Аннотация. Акцентируя внимание на традиционности фольклора, предлагается рассматривать, прежде всего, наиболее устойчивые, обладающие временной протяженностью и укорененностью, проявления фольклорности, в том числе и в современных социокультурных практиках.

Ключевые слова: фольклор, миф, сказки, пословицы, поговорки, загадки, культура.

 

Рассмотрим тенденцию обращения к фольклору в системе школьного образования. В ФГОС  начального общего образования указана его направленность, в том числе, и на сохранение, развитие «культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ», а при изучении иностранного языка предполагается знакомство с детским фольклором других стран. В Примерной основной образовательной программе начального общего образования расширяется трактовка планируемых результатов обучения [9]. В частности, по литературному чтению учащиеся должны знать понятие фольклорной литературы и ее текстов, по иностранному языку - знать тексты зарубежного фольклора, в том числе наизусть тексты детского фольклора. В содержании учебных предметов отражено изучение фольклора различных народов, знание особенностей фольклорных произведений, их героев, тем, отличия от авторских текстов, понимание значимости фольклора как выразителя общечеловеческих правил, норм, отношений, этикета для культуры в целом и отдельного человека, освоение музыкального фольклора: народных песен, инструментов, народных игр, обрядов и праздников, промыслов и ремесел и этнокультурных традиций в целом.

Таким образом, мы видим, что и ФГОС, и Примерная основная образовательная программа нацеливают преподавателей и обучающихся на овладение знаниями, умениями, навыками, компетенциями в области фольклора, прежде всего, на литературном чтении, на уроках иностранного и русского языка. Например, в учебниках и творческих тетрадях «Литературное чтение» предлагается освоение (через чтение, обсуждение, сравнение, выполнение практических и творческих заданий) народных сказок, пословиц, поговорок, загадок, потешек, небылиц, скороговорок, текстов песен, былин, истории и особенностей народных промыслов. Однако если сравнить удельный вес фольклорных произведений, то, к сожалению, необходимо констатировать тот факт, что из года в год он значительно уменьшается, уступая место авторским текстам, хотя и, частично, в «фольклорных» жанрах (сказки, небылицы). Как исключение, следует отметить наличие разделов «Волшебная сказка» (3 класс) «Истоки литературного чтения» (4 класс), где изучаются жанры словесного фольклора. В содержании учебника «Литературное чтение» указывается на необходимость изучения народных сказок, загадок, пословиц, текстов народных песен, считалок, былин и пр. [10, с.125].

Итак, на уроках чтения в начальной школе в той или иной степени происходит знакомство (для детей, не посещавших дошкольные образовательные учреждения) или продолжение (для посещавших и изучавших его в рамках отдельных программ) освоения образцов фольклора.

Как справедливо отмечает А. Ю. Никитченков в своих исследованиях, фольклор, ставший предметом изучения различных наук, не в полной мере представлен в курсе подготовки педагогов начальной школы, хотя «студенты должны иметь возможность получить фундаментальную подготовку по теории и методике преподавания фольклора», «открытия рубежа XX-XXI вв. позволили увидеть в фольклоре незаменимый учебный материал для литературного образования и развития младших школьников» [7, с. 39].

Однако, как отмечает А. Ю. Никитченков, все же в последние десятилетия намечается положительная динамика в изучении традиционного фольклора на уроках литературного чтения. Он перестает использоваться лишь как учебный материал. Все в меньшей степени в выборе его текстов авторы и составители учебников исходят из идеологических представлений [8, с. 69-83].

Следует отметить, что фольклор осваивается и на других уроках в начальной школе. Например, на уроках изобразительного искусства дети знакомятся с пословицами, поговорками, загадками, песнями, сказками об изображаемых предметах, народным календарем, обрядами, ритуалами, образами фольклора в произведениях художников, изделиями декоративно-прикладного творчества, народными промыслами, техникой художественной обработки материала (прежде всего, росписью), орнаментами и технологией их выполнения, символикой узоров, рассказами мастеров народного творчества, народным зодчеством, традиционным костюмом. Если взглянуть на весь перечень видов, жанров, форм фольклора, с которыми в той или иной степени дети знакомятся на уроках изобразительного творчества, то следует признать, что именно на них изучается чуть ли не весь их спектр. При этом затрагиваются жанры и словесного, и музыкального фольклора, тем самым осуществляются межпредметные связи. Получается, что именно уроки изобразительного творчества становятся базисными по изучению и, что важно, практическому освоению образцов традиционного фольклора, что способствует его осовремениванию и актуализации.

Но не менее ясно и то обстоятельство, что подобная многоаспектная «нагрузка» не может быть выполнена в рамках одного специализированного предмета, тем более - с учетом того, что его содержание предполагает ознакомление учащихся с широким спектром явлений мирового изобразительного искусства в целом. На уроках русского языка проецируется и другое - происходит обращение к словесным жанрам фольклора: пословицам, загадкам, сказкам и пр. Даже на уроках окружающего мира используют загадки, пословицы, народные песенки, сказки, изучают народные костюмы и традиции регионов страны, знакомятся с обычаями, обрядами и традициями народного календаря, семейными обрядами и традициями, народными промыслами, изделиями декоративно-прикладного творчества, народного зодчества, его символикой и художественно-образной системой; на практике осваивают некоторые технологии их изготовления (например, изготовление соломенных кукол (в том числе с использованием иных материалов), птичек из ткани, тряпичных кукол и пр.) [5, с.78].

Рассмотрим, сохраняется ли тенденция использования материалов традиционного фольклора, его изучения и практического освоения на уроках в средней школе. В соответствии с ФГОС основного общего образования в результате освоения программы учащийся должен знать культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России, усвоить традиционные ценности, усвоены правила поведения, в том числе с учетом этнокультурных особенностей. Реализация стандарта предполагает освоение нескольких предметных областей, в которые объединяются изучаемые дисциплины [6].

Так, в содержании предмета «Литература» [2, с.219] учащиеся продолжают изучение русских сказок, сказок народов России и мира, малых жанров фольклора, песен, частушек, народной драмы, эпических жанров фольклора, а также литературных сказок; народных драм; детского фольклора; осваивают календарно-обрядовые жанры (прежде всего, тексты песен), [3, с.124]. В изучении авторского творчества достаточное внимание уделяется вопросам фольклоризма. В иллюстративном материале используются изображения народных промыслов, картины художников на «фольклорные» темы (напр., «Богатыри» В. Васнецова и мн. др.), иллюстрации к сказкам. Но все это происходит лишь до восьмого класса. С девятого класса фольклор не изучается. Лишь в гуманитарных профилях в одиннадцатом классе возвращаются к фольклору в русле изучения взаимоперехода мифа-фольклора литературы [4, с.273]. Следовательно, для большинства учащихся общеобразовательной школы освоение словесного фольклора резко прерывается в старших классах, хотя он отчасти затрагивается на предмете «Русская словесность» изучаются загадки, пословицы, поговорки, считалки, потешки, былины, легенды, тексты песен, духовных стихов, различные виды сказок [1, с.13].

Таким образом, анализ изучения фольклора на предметах «Литературное чтение», «Литература», «Русская словесность», приводит к выводу о том, что достаточно активно он используется в процессе обучения в начальной и средней школе, хотя неравнозначно в разных учебных программах, отчасти мозаично. Но в целом с большинством его жанров дети в той или иной степени должны быть ознакомлены.



Список литературы:

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс : учеб. пособие / -М.: Дрофа, 2013. 206с.
  2. Коровина В.Я. Литература. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / В. Я. Коровина, - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. - Ч. 1. - 303 с.
  3. Коровина В.Я. Литература. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. – М.: Просвещение, 2012. - Ч. 1. - 304с.
  4. Кутузов А.Г., Киселев А.К., Романичева Е.С. В мире литературы. 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений гуманит. профиля. - 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 463..
  5. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. – М.: Просвещение, 2010. - Ч. 2. - 96с.
  6. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17 дек. 2010 г., № 1897: Список изменяющих документов (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) [Электронный ресурс].
  7. Никитченков А. Фольклор в системе филологической и методической подготовки педагогов начальной школы. – М.: Прометей, 2013. -271с.
  8. Никитченков, А. Ю. Фольклор в российской начальной школе на рубеже XX-XXI вв. Вестник Православного Свято¬ Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - № 29 (2). - С. 69-83.
  9. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]: одобрена решением федер. учеб.-метод. обуч. по общему образованию (протокол от 8 апр. 2015 г., № 1/15).
  10. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: уроки слушания. 1 класс: учеб. хрестоматия для учащихся общеобразоват. учреждений. перераб. – М.: Вентана-Граф. - 3-е изд. 2013. - 160с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: