» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019
Автор: Кочкарова Эристина Азрет-Алиевна, доктор юридических наук, доцент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Актуальные проблемы избирательной системы и пути их решения в Кыргызской Республике
Дата публикации: 4.04.2019
УДК 342.828.2
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И
ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Кочкарова Эристина
Азрет-Алиевна
доктор
юридических наук, доцент
Кыргызская
государственная юридическая академия
при Правительстве Кыргызской Республики, Кыргызская
Республика г. Бишкек
Аннотация. На основе анализа действующего законодательства о выборах и
итогов выборов депутатов парламента и президента Кыргызской Республики
обоснована необходимость разделение
общегосударственного единого избирательного округа на восемь избирательных
округов, границы которых должны быть определены в пределах административно-территориальных
единиц как наиболее приемлемое в
настоящее время для Кыргызской Республики.
Ключевые слова: законодательство о выборах;
избирательный округ; депутат парламента; избирательная система; избиратель;
мандат; политическая партия.
Особенность Кыргызстана
состоит в том, что мы переживаем период демократического транзита, переходное
состояние между авторитаризмом и демократией. Мы живем в условиях деградирующей
цивилизации, недостаточно развитых демократических институтов и доминирующего
общинного мышления, отрицающего индивидуализм [1].
Выбор избирательной системы
– один из наиболее важных институциональных решений для любой демократии.
Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по пропорциональной
системе установлены Конституцией Кыргызской Республики [2]. Выборы депутатов в
городские и айылные (сельские) кенеши (советы) осуществляются, соответственно,
по пропорциональной и мажоритарной системам.
При выборах депутатов
парламента страны пропорциональная избирательная система отличается по признакам:
а) редко применяемая в
мировой практике пропорциональная система на общенациональном уровне, при
которой избирательные округа не выделяются и избиратели голосуют за партию в
масштабе всей страны (Израиль, Кыргызстан);
б) наиболее распространенный
способ, когда пределы избирательных округов совпадают с пределами
административно-территориальных единиц, при котором избиратели голосуют за
представителей партии в масштабе округа (Германия, Швеция, Франция, Испания,
Италия, Латвия, Литва и др.) [3].
Пропорциональная система по
единому округу предполагает наличие относительно высокого уровня политической
грамотности населения, которое должно уметь отличать политические,
социально-экономические программы, платформы и предвыборные лозунги партий которые зачастую похожи, в связи с
чем, избиратель больше ориентируется на личности, представляющие партии.
Необходимо отказаться от действующей модификации избирательной
системы, когда страна рассматривается как единый округ и, соответственно,
политические партии выдвигают единый список в количестве не менее 120
кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша. Необходимо разделение
общегосударственного единого избирательного округа на восемь избирательных
округов, границы которых совпадают с пределами административно-территориальных
единиц было бы наиболее приемлемым в настоящее время для Кыргызской Республики.
На каждый региональный избирательный округ политические партии представляют
региональные списки кандидатов в количестве, соответствующему числу мандатов,
распределенному для данного округа, плюс
дополнительно не более 3 резервных фамилий. Избиратель на выборах
голосует за партию в целом и за кандидатов от партий только по данному региону.
В распределении депутатских мандатов принимают участие партии, которых
поддержали не менее 5% избирателей,
принявших участие в выборах в целом по стране и по 0,5% в каждом избирательном
округе.
В процессе встреч с
избирателями подавляющее большинство поддержало введение указанного подхода,
однако прозвучали и некоторые опасения, что предлагаемая модификация
избирательной системы (применяемой в абсолютном большинстве стран мира)
приведет к регионализму. Данное мнение, на наш взгляд, является ошибочным и в
обоснование этому можно привести такие доводы. Общественные приоритеты,
задачи формируются не на основе
абстрактных целей и идей государства, а складываются из проблем, вопросов,
интересов регионов, которые, в свою очередь, являются совокупностью интересов
местных сообществ. Таким образом, программно-стратегические цели и задачи
развития общества являются производными от повседневных забот каждого
гражданина и вопросов местного, регионального значения.
Представительная
(репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в
государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии
решений, при выборах ими в органы власти своих представителей, призванных
выражать их интересы, как в органах местного самоуправления, так и в
парламенте. Следовательно, гражданам важно знать не только тех, кому они
делегируют свою власть, но и знать, как использует избранный им субъект
делегированное ему право.
Игнорирование данного
фактора приводит к исключению понятия «выбор», и как следствие, - к
фактическому отстранению народа от власти, возможности подкупа, что порождает
олигархизацию власти, ущемление
политического равенства регионов в принятии решений. А главное, исключает один
из основных принципов представительной власти – подотчетность, а ее отсутствие
является основой нестабильности.
При сохранении действующей
избирательной системы, когда в списке избирателей числится не менее 120
кандидатов в депутаты, исключается узнаваемость кандидатов избирателем.
Избиратель лишается возможности персонификации, персонализации выбора. Участвуя
в избирательном процессе, граждане вынуждены голосовать, а не выбирать.
«Слепое» голосование за списки
кандидатов, незнание кандидатов избирателями открывает широкое поле пиар
компании, подкупу. Поэтому, при применении пропорциональной системы по единому
округу часто побеждает не «лучшая» партия, а более финансово обеспеченная,
более агрессивная, использующая «политические технологии» с целью убедить или
ввести в заблуждение избирателей. Несовпадение заслуг и «общественной ценности»
победителя на выборах и делегированной ему власти становится источником противоречий и конфликтов, нестабильности в
обществе.
Таким образом,
принципиальным недостатком действующей избирательной модификации
пропорциональной системы по единому округу, которую некоторые политики пытаются
сохранить, является формирование
властных органов посредством голосования, а не выборов, во время которых
избиратели вынуждены отдавать свои голоса за неизвестных, малознакомых им кандидатов,
не представляющих интересы всех слоёв населения конкретной территории.
Как показывает практика,
избиратели отдают предпочтение местным кандидатам от партий, а не программам партий. Относительная
малочисленность количества кандидатов в списке от партий (от 4 до 24, в
зависимости от численности избирателей в региональном округе) позволяет
избирателям конкретнее ознакомиться с анкетными данными кандидатов, дать оценку
их деятельности и возможности, обеспечить региональный округ стабильным
представительством всех политических партий, получивших мандаты, обеспечить
подотчетность на индивидуальном уровне.
Политические партии,
получившие право на участие в распределении мандатов по округам, будут представлять все регионы страны, (в
составе каждой политической партии депутаты от восьми регионов КР). Причем
стабильно, в течение пяти лет, независимо от выбытия депутата. В свою очередь,
каждый регион будут представлять все политические партии, получившие право на распределение мандатов.
Таким образом, в целях
расширения сферы волеизъявления самих избирателей предлагаемая система
преференций, то есть голосование и за списки и за персоналии является наиболее
эффективной и демократичной.
При системе «жестких»
списков кандидаты располагаются в них не произвольно, а в зависимости от своего
положения в партии. Кроме того, выборы по общепартийным спискам дают большую
власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии,
что приводит к диктатуре внутри партии. При системе преференцированного
голосования, избиратель, голосуя, может сделать выбор желательного для него
кандидата, проставляя в специально отведенном в бюллетене месте соответствующий
знак или вычеркнуть фамилию кандидата, которому он не доверяет. Такая система в
разной модификации давно и успешно применяется, например, в Швейцарии, Австрии,
Италии, Литве, Латвии [3].
Обременительным
обстоятельством в данном случае может стать процедура подсчета голосов избирателей,
которая проходит в два этапа. На первом этапе определяется количество мандатов,
распределяемых между выигравшими политическими партиями. На втором этапе
определяется рейтинг кандидатов в
списке. Принимая во внимание данное обстоятельство, а также увеличение
количества реальных избирателей в списке после совершенствования системы
формирования списка избирателей, предлагается внедрить систему
автоматизированного подсчета голосов, а также снизить количество избирателей на
избирательных участковых комиссиях с 2500 до 1000 избирателей. Автоматизированный подсчет голосов не есть
электронные выборы (автоматизированный подсчет голосов аналогичен подсчету на
считывающем устройстве, а выборы на основе использования компьютеров, не
исключает воздействия на результаты со стороны). Преимущества использования компьютеров при
голосовании являются спорными. Электронные выборы противоречат принципу
гласности и открытости выборов, так как не позволяют проследить ход голосования
и могут быть сфальсифицированы.
Выборы депутатов Жогорку
Кенеша Кыргызской Республики VI созыва, Президента страны,
депутатов местных кенешей выявили значительные недостатки в избирательном
законодательстве Кыргызской Республики. Вследствие чего, выборы прошли с
повсеместными нарушениями, что было отмечено как отечественными субъектами
избирательного процесса, так и миссией международных наблюдателей. Тревожным
сигналом стали выборы в депутаты местных кенешей, где явка избирателей на
избирательные участки была рекордно низкой, что свидетельствует о снижении
уровня доверия электората к выборному процессу. Необходимость приведения
избирательного законодательства в соответствие требованиям времени очевидна.
В свете предстоящих в 2020
г. выборов депутатов Жогорку Кенеша актуальность данной проблемы приобретает
особый характер. За совершенствование закона о выборах сегодня выступают не
только избиратели, политики, депутаты, политологи, но также и Президент
Кыргызской Республики.
Выбор определенной
избирательной системы относится к категории вопросов, по которым неизменно
ведется серьезная полемика, ибо речь идет о выборе органов власти, опирающейся на базовые ценности
двадцатилетней практики формирования демократического общества в Кыргызстане с
учетом его особенностей, ошибок, достижений и приоритетов. Необходимо
обобщить лучшие стороны действующего законодательства отечественной и
мировой практики, и исправить недостатки в действующем конституционном Законе
Кыргызской Республики «О выборах
Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской
Республики» [4], выявленные в ходе последних выборов.
Формирование списка
избирателей является одним из ключевых
вопросов и пробелов выборной системы и его несовершенство - главная основа возможных фальсификаций итогов
голосования, как следствие - подведения результатов выборов.
Наличие более миллиона
бюллетеней, изготовленных для неизвестных избирателей, которых, возможно, уже
нет в живых, или они получили гражданство другой страны, или мигрировали за
рубеж, и находящихся в руках участковых избирательных комиссий, становятся
инструментом для фальсификации результатов выборов.
На выборах депутатов Жогорку
Кенеша КР 04.10.2015 г. число избирателей, внесенных в список, было равно 2 761
297. Проголосовали 1 630 125
избирателей. Не приняли участие в выборах 1 131 172 избирателей. [5]
На выборах Президента
Кыргызской Республики 15.10.2017 г.
число избирателей, внесенных в список, было равно 3 025 770. Проголосовали: 1
млн. 692 тыс. 423 избирателей. Не приняли участие в выборах: 1 333 347 избирателей.
[6].
Таким образом, более 1,2
млн. избирателей постоянно не участвуют в выборах. Из них более 800 тыс.
избирателей находятся за пределами страны. По неутонченным данным около 300
тыс. чел. приняли гражданство другой страны, но при этом, они сохранили паспорт
Кыргызстана. Оставшаяся часть: лица, зарегистрированные в двух или нескольких
участках (последствия внутренней миграции); умершие, но не исключенные из
списка; нежелающие участвовать в выборах.
Наличие в Участковой
избирательной комиссии 1,2 млн. лишних (неиспользованных) бюллетеней,
порождающее желание их вброса, не только наносит серьезный ущерб для бюджета
страны, но и является основой искажения волеизъявления избирателей. Для решения
этого вопроса был введен государственный
учет избирателей посредством осуществления Единой системы учета избирателей;
введена особая процедура «Избирательный адрес», дающая возможность избирателю,
при соблюдении установленных правил, голосовать по месту его фактического
проживания, независимо от прописки; внедрена компьютерная программа на предмет
включения в список избирателей лиц, на основе заявления избирателя:
а) о включении его (ее) в
список;
б) о намерении голосовать по
избирательному адресу;
в) о внесении поправок в
данные; все действия по изменению и дополнению в действующий список избирателей
системными администрациями регистрируются в сервере ЦИК с указанием времени
сессии, логина пользователя и всего перечня изменений, произведенных данным
пользователем; список избирателей публикуется на сайте ЦИК КР.
При сохранении
действующего порядка формирования списка
избирателей означает повтор одних
и тех же ошибок или же внедрить
общепризнанный в мире заявочный принцип формирования списков, что позволит во
многом устранить почву для фальсификаций, коррупции, искажения волеизъявления
избирателей. Может быть второй вариант,
аналогичный с заявительным принципом формирования списка избирателей,
широко практикуемый за рубежом. В данном случае избиратели, принявшие участие в
последних выборах, будут считаться заявившими о намерении принимать участие в
последующих выборах. Списки избирателей будут опубликованы на сайте ЦИК КР.
Уточнение списков производится как в межвыборный период, так и в выборный
период на основе заявлений избирателей.
На основании вышеизложенного,
необходимо совершенствования законодательства о выборах в плане создания базы
списка избирателей на основе лиц, принявших участие в последних выборах.
В нашем случае, на основе данных об избирателях, принявших участие в выборах
депутатов местных кенешей; опубликовать
список избирателей на сайте ЦИК КР
(около 1,7 млн. избирателей); в
установленном порядке, в межвыборный период, известить избирателей, включенных
в список избирателей, и начать процедуру внесения изменений и дополнений в
список избирателей на основе заявлений избирателей.
Основополагающую роль в
организации выборов, в определении итогов голосования играют участковые
избирательные комиссии. Очень важно,
чтобы были созданы одинаковые условия для политических групп, непосредственно
принимающих участие в выборах. Это, в своем роде, лакмусовая бумага
прозрачности выборов. Поэтому так же
необходимо формировать весь состав
членов участковых комиссий из представителей
тех политических партий,
принимающих участие в выборах.
Одним из нововведений
является введение института приостановления полномочий депутата в случаях:
- возбуждения уголовного дела против него (такое решение принимает фракция с согласия Жогорку Кенеша);
- неоднократного нарушения (не менее двух раз) устава партии или утраты связи со своей политической партией или фракцией;
- за совершение проступка, дискредитирующего звание депутата и члена партии;
- по личному заявлению, а также в связи с не вхождением во фракцию или вхождением в иные депутатские формирования без согласия фракции.
При приостановлении
депутатских полномочий, депутатский мандат не передается следующему по очереди
кандидату по списку и не сохраняется материально-финансовое довольствие такого
депутата.
Таким образом, принимая во
внимание важность для общества вопросов связанных с обеспечением честных,
прозрачных выборов в Кыргызской Республике,
одной из приоритетных задач - это создание на базе действующих
избирательных законов единой унифицированной правовой основы, с учетом
выявленных недостатков, противоречий, разночтений в действующих законах и выбор
приемлемой избирательной системы.
Список литературы:
- Курманов З. К вопросу формирования будущих созывов Жогорку Кенеша. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akipress.org/. /03/02/19/.
- Конституция Кыргызской Республики принята референдумом (всенарод. голосованием) 27 июня 2010 г. (в редакции закона Кырг. Респ. от 28 декабря 2016 года N 218) // Информационно-правовая система «ТОКТОМ мамлекет Про». – Режим доступа: http://www.toktom.kg/?comp=main&m_t=1. – Загл. с экрана.
- Конституции зарубежных государств /Под общ. ред. Л.А. Окунькова. – М., Издательство НОРМА, 2001.
- О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: конституц. Закон Кырг. Респ. от 5 июля 2011 г. (в ред. конституц. Законов КР от 25 ноября 2011 года № 221, 23 апреля 2015 года N 88, от 5 июня 2017 года № 96) // Информационно-правовая система «ТОКТОМ мамлекет Про». – Режим доступа: http://www.toktom.kg/?comp=main&m_t=1. – Загл. с экрана.
- О результатах выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 4 октября 2015 года. Центральная избирательная комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - https://shailoo.gov.kg/ru/npacik/Postanovleniya_CIK_KR-BShKnyn_toktomdoru/_173_O_rezul-2239/. /20/03/19/. – Загл. с экрана.
- Количество избирателей (на 4 октября 2017 года). Выборы Президента Кыргызской Республики. Центральная избирательная комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://shailoo.gov.kg/ru/izbirateli- shailoochular/Spiski_izbirateleyShayloochulardyn_tizmeleri/kolichestvo-izbiratelej-/kolichestvo-izbiratelej-na-4-oktyabrya-2017-goda. /20/03/19/. – Загл. с экрана.
Комментарии: