» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 2017
Автор: Заикин Денис Игоревич, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Педагогические технологии: плюсы и минусы их использования
Аннотация: Использование педагогических технологий в современной системе образования. Рассмотрим различные технологии, их положительные и отрицательные стороны. В результате полученного исследования сделать вывод.
Ключевые слова: Педагогические технологии. Обучение. Образовательный процесс.
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, человечество передает свои знания от одного поколения к другому и тем самым развивается
Все это применимо также к любой деятельности человека, в том числе и педагогической. Со временем человечеству требовались все более и более подготовленные специалисты. Это обусловило необходимость развития системы образования
Поэтому образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями.
В данной статье мы рассмотрим какие современные технологии в образовании используются в настоящее время в Российской Федерации. Также мы познакомимся какие есть положительные и отрицательные воздействия на учеников в процессе применения конкретной технологии
Для начала мы узнаем, что же такое «Педагогические технологии»?
Педагогические технологии- это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Педагогические технологии классифицируются по многочисленным сходствам и общим признакам:
по уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные);
по философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные;
по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, интсриоризаторскис, развивающие;
по ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений и навыков); операционные (формирование способов умственных действий); эвристические (развитие творческих способностей); прикладные (формирование действенно-практической сферы);
по характеру модернизации традиционной системы обучения: технологии по активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала
Разберем более подробно некоторые технологии:
Традиционная (репродуктивная) технология обучения
Технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она помогает учащимся в усвоении нового материала, проверку и оценку возможностей ученика
Отличительной особенностью традиционной системы обучения является то, что при реализации содержания образования все учащиеся одного возраста обучаются по одной программе, по единому расписанию, по одному учебнику, с которым работают в основном дома; форма занятий - только урок, на котором учитель руководит деятельностью учащихся, оценивает их результаты деятельности.
Данная технология имеет ряд важных преимуществ: она экономична, помогает более легче запоминать новый материал, учитель постоянно воздействует на учеников. Вместе с этим традиционная технология имеет и определенные недостатки: нет индивидуального подхода к каждому ученику, слабо развивается мыслительная и речевая деятельность
Технология коллективного взаимодействия
К технологии коллективного взаимодействия можно отнести работу в малых группах. Технологии коллективного взаимодействия основаны на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности, главной задачей которого является достижение конкретного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад каждого участника.
Отличительной особенностью коллективного взаимодействия является то, что использования данной технологии в обучении заключается в творческом развитии личности, решать проблемы общества, в необходимости развивать мыслительную и речевую деятельности
Преимуществом данной технологии является то что каждый обучающийся работает в своем темпе, формируется адекватная самооценка, обеспечивается более твердое усвоение материала
К отрицательной стороне данной технологии относится: нет индивидуального подхода, оценивается групповая работа, а не работа каждого ученика
Технология разно уровневого обучения
Разноуровневое обучение это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
К преимуществам данной технологии относится: повышение активности, повышение работоспособности, улучшение качества знаний.
Про отрицательную сторону можно сказать то что на второй план уходят остальные аспекты развития и воспитания учащихся. Все это, в свою очередь, мешает получить эффект целостности в формировании всесторонне развитой личности учащегося.
В конце хотелось бы подвести итог, что изучение данных технологий достаточно актуально в наше время. Стоит так же отметить, что каждый преподаватель должен изучать их и внедрят в образовательный процесс, чтобы усовершенствовать этот трудоемкий процесс.
Список литературы:
Лихачев Б.Т. Педагогика – М.: Прометей, 1992
Педагогика № 4/2004: Периодическое издание/ В.С.Лазарев, Б.П.Мартиросян. – Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия.
Профессиональное образование № 1/2006: Периодическое издание/ В.Г.Казаков – Новое время – новые технологии профессиональной подготовки.
Комментарии: