» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 2017

Автор: Заикин Денис Игоревич, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Педагогические технологии: плюсы и минусы их использования

Статья просмотрена: 2992 раз

Аннотация: Использование педагогических технологий в современной системе образования. Рассмотрим различные технологии, их положительные и отрицательные стороны. В результате полученного исследования сделать вывод.

Ключевые слова: Педагогические технологии. Обучение. Образовательный процесс.


Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, человечество передает свои знания от одного поколения к другому и тем самым развивается

Все это применимо также к любой деятельности человека, в том числе и педагогической. Со временем человечеству требовались все более и более подготовленные специалисты. Это обусловило необходимость развития системы образования

Поэтому образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями.

В данной статье мы рассмотрим какие современные технологии в образовании используются в настоящее время в Российской Федерации. Также мы познакомимся какие есть положительные и отрицательные воздействия на учеников в процессе применения конкретной технологии

Для начала мы узнаем, что же такое «Педагогические технологии»?

Педагогические технологии- это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Педагогические технологии классифицируются по многочисленным сходствам и общим признакам:

  • по уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные);

  • по философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные;

  • по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, интсриоризаторскис, развивающие;

  • по ориентации на личностные структуры: информационные (форми­рование знаний, умений и навыков); операционные (формирование спосо­бов умственных действий); эвристические (развитие творческих способно­стей); прикладные (формирование действенно-практической сферы);

  • по характеру модернизации традиционной системы обучения: техноло­гии по активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала 

Разберем более подробно некоторые технологии:

  1. Традиционная (репродуктивная) технология обучения

Технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она помогает учащимся в усвоении нового материала, проверку и оцен­ку возможностей ученика

Отличительной особенностью традиционной системы обучения является то, что при реализации содержания образования все учащиеся одного возраста обучаются по одной программе, по единому расписанию, по одному учебнику, с которым работают в основном дома; форма занятий - только урок, на котором учитель руководит деятельностью учащихся, оценивает их результаты деятельности.

Данная технология имеет ряд важных преимуществ: она экономична, помогает более легче запоминать новый материал, учитель постоянно воздействует на учеников. Вместе с этим традиционная технология имеет и определенные недостатки: нет индивидуального подхода к каждому ученику, слабо развивается мыслительная и речевая деятельность

  1. Технология коллективного взаимодействия

К технологии коллективного взаимодействия можно отнести работу в малых группах. Технологии коллективного взаимодействия основаны на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности, главной задачей которого является достижение конкретного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад каждого участника.

Отличительной особенностью коллективного взаимодействия является то, что использования данной технологии в обучении заключается в творческом развитии личности, решать проблемы общества, в необходимости развивать мыслительную и речевую деятельности

Преимуществом данной технологии является то что каждый обучающийся работает в своем темпе, формируется адекватная самооценка, обеспечивается более твердое усвоение материала

К отрицательной стороне данной технологии относится: нет индивидуального подхода, оценивается групповая работа, а не работа каждого ученика

  1. Технология разно уровневого обучения

Разноуровневое обучение это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

К преимуществам данной технологии относится: повышение активности, повышение работоспособности, улучшение качества знаний. 

Про отрицательную сторону можно сказать то что на второй план уходят остальные аспекты развития и воспитания учащихся. Все это, в свою очередь, мешает получить эффект целостности в формировании всесторонне развитой личности учащегося.

В конце хотелось бы подвести итог, что изучение данных технологий достаточно актуально в наше время. Стоит так же отметить, что каждый преподаватель должен изучать их и внедрят в образовательный процесс, чтобы усовершенствовать этот трудоемкий процесс.




Список литературы:

  1. Лихачев Б.Т. Педагогика – М.: Прометей, 1992

  2. Педагогика № 4/2004: Периодическое издание/ В.С.Лазарев, Б.П.Мартиросян. – Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия.

  3. Профессиональное образование № 1/2006: Периодическое издание/ В.Г.Казаков – Новое время – новые технологии профессиональной подготовки.




Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: