» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019

Автор: Кузнецова Светлана Николаевна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование мотивации старших школьников города Екатеринбурга к занятиям физической культурой

Статья просмотрена: 209 раз
Дата публикации: 12.04.2019

УДК 374.1

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Кузнецова Светлана Николаевна

магистрант кафедры ОРМ

Уральский Федеральный университет, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье представлена модель организации и планирования внешкольного учебного процесса по физической культуре старших школьников, которая способствует повышению уровня мотивации к здоровому образу жизни. Проведен анализ внешкольных мероприятий города Екатеринбурга и сравнительный анализ Президентских спортивных игр и предлагаемого мероприятия. Излагается актуальность проблемы поднятия уровня мотивации старших школьников к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, старшие школьники, воспитание, спартакиада, физическая культура.

 

Проблема повышения эффективности обучения в школах существует довольно давно, а на сегодняшний день еще и достаточно остро ставится проблема повышения мотивации старших школьников к занятиям физической культурой.  Каждый учитель хочет, чтобы школьники с удовольствием ходили на его уроки, забирали оттуда максимум знаний, умений и навыков.  К сожалению, этих результатов может достичь далеко не каждый учитель. Часто мы сталкиваемся с такими ситуациями, как прогулы уроков физической культуры, отсутствие интереса к занятиям, а также полное нежелание вовлекаться в процесс оздоровления. Учителю становится все сложнее мотивировать школьников к занятиям. Государство всеми силами старается способствовать поднятию положительной мотивации школьников к занятиям физической культурой: в 2009 году введены новые требования к урокам в рамках ФГОС[1], в 2010 году был введен приказ о введении третьего часа физической культуры, а в 2013 году вышел указ о возобновлении норм ГТО[2]. Также немаловажен и тот факт, что одним из ожидаемых результатов стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года является увеличение доли жителей Свердловской области, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности населения с 28,7 процента в 2014 году до 45,8 процента в 2030 году. Таким образом, все вышеперечисленное дает понять, что проблема повышения мотивации старших школьников к занятиям физической культурой является актуальной [2].

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей [3].

По данным Колотильщиковой С. В., методиста ГМЦ ДОгМ[3], существует целый ряд причин, по которым наблюдается снижение уровня мотивации у современных старших школьников к занятиям физической культурой. Психологические причины:

·                     заниженная или завышенная самооценка;

·                     комплекс по поводу внешности;

·                     нарушения в эмоционально-волевой сфере;

·                     недисциплинированность;

·                     отсутствие базовых умений и навыков выполнения двигательных действий;

·                     несформированность мотивов учебной деятельности в целом;

·                     низкий уровень познавательных способностей.

Педагогические причины:

·                     плохо организованный процесс физического воспитания;

·                     отсутствие педагогического такта;

·                     нарушение дидактических принципов построения учебных занятий;

·                     неправильное осуществление контроля;

·                     отсутствие индивидуального подхода к обучающимся с низким уровнем физического развития и группы здоровья.

Социальные причины:

·                     отсутствие в семье ценностей здоровья и здорового образа жизни;

·                     отсутствие идеалов в спорте;

·                     отсутствие мероприятий военно-спортивного и патриотического направления [4].

Миссией школы является воспитать гражданина, полноценного члена общества, который будет владеть знаниями, навыками и компитенциями, позволяющими активно и эффективно действовать в условиях экономики региона в соответствии с общечеловеческими и традиционными национальными ценностными установками [1]. Для ликвидации причин отсутствия мотивации, а также осуществления данной миссии необходимо одно комплексное мероприятие, способное воздействовать на ученика со всех нужных сторон. Проанализировав спортивные мероприятия, которые были запланированы на минувший учебный год (2017-2018) мы выяснили, что среди них нет ни одного комплексного мероприятия, все соревнования носят узконаправленный характер. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Календарный план официальных физкультурных мероприятий Ленинского района города Екатеринбурга на 2018 год (представленный календарный план является типичным для всех районов города Екатеринбурга).

Кроме этих соревнований городского уровня, есть одно спортивное мероприятие всероссийского уровня, которое, действительно, носит комплексный характер. Был подписан указ президента РФ от 30 июля 2010 года №948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников». Поэтому с 2010 года на территории РФ ежегодно проводятся Президентские спортивные игры (то самое единственное комплексное мероприятие).

Целью их проведения является пропаганда здорового образа жизни, формирование позитивных жизненных установок подрастающего поколения, гражданское и патриотическое воспитание обучающихся, приобщение к идеалам и ценностям олимпизма.

Положительные стороны мероприятия:

  1. Комплексное мероприятие;
  2. Массовое;
  3. Направлено на оздоровление;
  4. Нравится учащимся.

Отрицательные стороны мероприятия:

  1. Слишком большие временные рамки проведения (все 4 этапа проходят с февраля по сентябрь);
  2. Финальный этап проходит с 8 по 29 сентября в ВДЦ "Орленок", таким образом ученики пропускают 3 недели обучения;
  3. Большие финансовые затраты (единая форма команды, затраты на передвижение и проживание команд и т.д.);
  4. До финала может дойти только ограниченное количество команд со всей страны.

Такое решение является комплексным, но не является доступным, ведь из предоставленных протоколов, найденных в открытых источниках информации, становится ясно, что на протяжении последних двух лет только две команды из города Екатеринбурга участвовали в данной спартакиаде.

Поэтому поднимать мотивацию старших школьников нужно комплексными внешкольными мероприятиями, но, прежде всего, это должно происходить на городском уровне. Так мы повысим массовость, привлечем большее количество школьников к физической культуре.

Так как с 2004 года основной целью школы стало повышение качества образования для хорошей сдачи ЕГЭ, то по этой причине поднятие уровня двигательной активности школьников, а также повышение социальной активности выводятся за рамки школьной программы. Таким образом, внешкольные мероприятия будут создавать высокое желание школьников быть активными, проявить себя, участвовать в мероприятиях на защиту чести своей школы.

Стоит отметить, что в случае отказа администрации города проводить такого рода спартакиады, мотивация школьников к занятиям ФК и С продолжит падать, потенциал старших школьников останется не раскрытым, вузы не смогут обеспечить себе возможность формирования сборных команд для участия в спартакиадах АССК[4] России, мы получаем молодежь с низким уровнем социальной активности, а, следовательно, на выходе из вузов страна получает молодежь, по ценности низкую для общества в целом.

Поэтому для школьников города Екатеринбурга мы рекомендуем создание комплексной спартакиады по 7 видам спорта, приближенным к программе Олимпийских игр: волейбол, стритбол, мини-футбол, плавание (эстафета), легкая атлетика (эстафета), стрельба из пневматической винтовки, настольный теннис.

После проведения такой спартакиады планируется:

  • повышение мотивации старших школьников к ФК и С;
  • повышение уровня социальной активности старших школьников;
  • увеличение численности старших школьников, ведущих ЗОЖ.

Данная стратегия эффективна по нескольким причинам:

  • спартакиада сочетает в себе 7 разных видов спорта, а это значит, что в ней смогут принять участие ребята, способные к разным видам спорта, а не только в одном, как в узконаправленных спартакиадах;
  • планируется массовое мероприятие, к участию в котором будут привлечены 163 школы города;
  • практически все виды программы спартакиады командные, поэтому школьники могут наработать навык и умение работать в команде;
  • так как спартакиада – это соревнование, то спортивный азарт будет повышать вовлечение участников в событие, а значит и в занятия ФК и С в целом;
  • это единственное мероприятие такого рода в городе.


Список литературы:

  1. Горохова Ю. В., Горохова И. В. Повышение мотивации младших школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 540-543.
  2. Закон Свердловской области о стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/429024960 . Дата обращения: 07.02.2019 г.
  3. Виханский О.С., Наумов А. Менеджмент. – М.: Гардика, 2003. – С. 143.
  4. Причины отсутствия мотивации к занятиям физической культурой у современных школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/fizicheskaya-kultura.html . Дата обращения: 07.02.2019 г.


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт (Россия).

[2] Физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне».

[3] Городской методический центр Департамента образования г. Москвы

[4] Ассоциация студенческих спортивных клубов



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: