» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019

Автор: Талаева Наталья Анатольевна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Проблемы коррупции в правоохранительной системе

Статья просмотрена: 371 раз
Дата публикации: 11.04.2019

ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Талаева Наталья Анатольевна

магистрант

ФГОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные проблемы коррупции в правоохранительных органах, анализируются ключевые факторы, детерминирующие возникновение данного явления в структуре правоохранительных органов, а также рассматриваются способы минимизации количества подобных преступлений и выработке мер, направленных на борьбу с явлением.

Ключевые слова: правоохранительная система, правоохранительные органы, коррупция, детерминанты, корысть, правовое сознание, правовая культура, антикоррупционное просвещение, меры противодействия коррупции.

 

Изложение основного материала. Проблема коррупции в правоохранительной системе остается сегодня одной из самых актуальных и острых. Ежедневно появляются новости о громких уголовных преследованиях высокопоставленных чиновников с многомиллионным ущербом. Безусловно, совершение коррупционных преступлений сотрудниками правоохранительных органов, теми, кто призван охранять этот закон, интересы граждан, государства и общества в цело, вызывает особую озабоченность и требует глубокого осмысления и анализа причин совершения данных преступлений, а также установления проблемных вопросов, возникающих на пути борьбы с данным явление. 

Согласно статистическим данным, приведенным Генеральной Прокуратурой Российской Федерации, в 2018 году общее количество преступления коррупционной направленности снизилось, однако стабильно, большую долю субъектов данных преступлений занимают сотрудники правоохранительных органов.

Так, согласно официальным сведениям с сайта Генеральной Прокуратуры России в сравнении с данными за 2017 год, в прошлом году общее количество коррупционных преступлений снизилось на 5,9%. При этом за 2017 год признаны виновными  в совершении преступлений коррупционной направленности 12200 человек, из которых 1300 человек – работают в правоохранительной системе. Другими словами, каждый 9 осужденный за данное преступление – сотрудник правоохранительных органов[1].

 Такая статистика крайне печальна, учитывая то, что сотрудники правоохранительных органов как никто другой должны понимать и осознавать ущерб, наносимый обществу и государству подобными действиями. Так, за 2015-2017 годы ущерб от коррупции составил более 148 млрд. рублей, из которых удалось добиться погашения только 11 млрд. рублей[1].

Как справедливо замечает А.В. Савченков «коррупция в России стала привычным делом в сознании большинства граждан»[7] и особую обеспокоенность вызывает тенденция увеличения среди таких преступников сотрудников правоохранительных органов, основной профессиональной задачей которых является защита интересов человека, общества  и государства.

Бесспорным является тот факт, что для успешного решения проблемы коррупции в правоохранительной системе необходимо установить причины (детерминанты) таких преступлений.

Во-первых, одним из ключевых факторов коррупции является социально-экономическое неравенство. Другими словами, преступники, получая взятку, рассчитывают тем самым «поправить» свое материальное положение, ввиду того, что денежное содержание, которое они получает считают недостаточным для нормальной жизни, учитывая то, что на сотрудников распространяется ограничение по занятию предпринимательской деятельностью и иного рода деятельности, за исключением педагогической, научной и творческой.

Во-вторых, еще одним не маловажным фактором коррупции является морально-психологический. По мнению Т.Н. Тиминой к морально-психологическим факторам относится «низкая «государственная» мораль, действие корпоративной психологии и этики, отсутствие персональной ответственности, непотизм»[9]. Кроме того, сказывается отсутствие страха быть наказанным, ввиду того, что должность, профессиональные связи и такие же коррумпированные лица в судебной системе  позволяют избежать ответственности.

 Ключевой проблемой данного явления в правоохранительной системе и одновременно третьим фактором можно считать нормативный детерминант.

Прежде всего, это ненадлежащая и не полная правовая регламентация полномочий должностных лиц, которая позволяет им действовать в личных интересах и интересах третьих безнаказанно. В некоторых случаях наоборот, законодательство построено таким образом, что виновное лицо остается неприкосновенным и обладает иммунитетом от уголовного преследования.

Среди группы правовых факторов коррупции некоторые исследователи выделяют низкий уровень правосознания должностных лиц и общества в целом. Так, по мнению Р.К. Бекмагамбетова и М.Ж. Бекмагамбетовой, в настоящее время уровень соответствующего правосознания жизненно необходим всему обществу и, безусловно, сотрудникам правоохранительных органов и в первую очередь сотрудникам органов внутренних дел, которые выполняют основные функции по борьбе с преступностью и в силу объективных причин испытывают наиболее разрушительное преступное влияние, в том числе и в сфере нравственно-правовых ориентиров[3]

Согласно данным социального опроса, первое место в рейтинге получателей взяток занимают сотрудники полиции и таможни (52%), второе – сотрудники ГИБДД (45%) и последние судьи и прокуроры (3%). При этом места распределились таким образом не исходя из количества размеров взяток, а по числу граждан, которые сталкиваются с этими органами[4]. Государство считает эффективным методом борьбы с коррупцией в правоохранительных органах  - увеличение денежного содержания сотрудников, однако, как показывает практика, такая мера повлияла только на размер предлагаемой суммы взятки.

Поэтому проблемы формирования и интенсификации правосознания сотрудников полиции сегодня так же важны, как и проблемы финансирования или материально-технического обеспечения правоохранительной систем.

Как справедливо замечает Р.С. Байниязов «правосознание, обладая собственным культурным статусом в обществе, есть реальный фактор изменения правовой действительности»[2]. Коррупция, являясь криминогенным явлением оказывает существенное влияние на правосознание граждан (в том числе и сотрудников правоохранительных органов) и в то же время, деформация правового сознания влияет на уровень коррупционности общества, таким образом, порождая замкнутый круг.

Данный фактор свидетельствует о том, что не целесообразно сводить борьбу с коррупцией исключительно к использованию только организационных (например, ротация кадров в правоохранительной системе) и уголовно-правовых мер. В данном процессе значительное внимание необходимо уделять формированию профессионального правового сознания и правовой культуры, а также антикоррупционному просвещению сотрудников и населения в целом.

Кроме корыстных мотивов, морально-нравственных особенностей и особенностей уровня правового сознания и антикоррупционного просвещения существуют и других причины, порождающие коррупцию среди представителей правоохранительных органов.

Так, А.А. Сергеев утверждает, что «некоторые сотрудники органов внутренних дел находятся у мафии на постоянном обеспечении, причем нередко для сотрудников правоохранительных органов отказ в сотрудничестве связан с риском для жизни или здоровья» [8].  Не малая роль в обнаружении пособников среди должностных лиц, отводится службам собственной безопасности. Вместе с тем, с 2012 г. в 63 субъектах Российской Федерации работа этих служб в системе правоохранительных органов результатов не принесла. Всем правоохранительным ведомствам на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации было рекомендовано проанализировать работу служб собственной безопасности по выявлению и пресечению фактов совершения сотрудниками преступных  деяний с использованием служебных полномочий в интересах криминальных группировок[6].

Следует отметить, что в некоторых случаях, причинами подобных противоправных действий сотрудников правоохранительных органов является шантаж или угроза,  что ни в коей мере не оправдывает их действий, но обозначает еще одну проблему – существование влиятельной криминальной прослойки общества.

Ряд авторов среди основополагающих причин коррумпированности правоохранительной системы выделяет «непоследовательность административных преобразований (в данном случае, вероятнее всего, имеется ввиду реформа «милиции»), бессмысленное, непрерывное реформирование государственной службы, низкий профессиональный уровень многих высокопоставленных государственных служащих, отсутствие четких грани персональной ответственности, неэффективность использования административных процедур, обусловленных режимом прохождения службы»[5].  Безусловно, с данными положениями можно в некоторой мере согласиться, однако нельзя утверждать, что все эти причины имеют определяющее значение.

Представляется, что важную роль в борьбе с рассматриваемым уголовно-наказуемым деянием играют правовые способы борьбы, меры уголовной ответственности за совершенное преступление.

В Росси в настоящее время уголовная ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. 290-291,291.1, 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации включает в себя такие виды наказаний, как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы и лишение свободы на определенный срок.

При этом одна из указанных статей предусматривает примечание, согласно которому лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело[1].

Подобное положение хоть и способствует раскрытию преступлений, однако не позволяет достигнуть основных целей уголовного наказания – восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Кроме того, правоприменительная практика по данным преступлениям свидетельствует о том, что большую долю назначенных наказаний составляет штраф и другие наказания, не связанные с лишением свободы.

Иным образом к ответственности за совершение подобного рода преступлений относятся в Китае. За взятки размером более 15 тыс. долларов чиновникам грозит наказание в виде лишения свободы сроком от 10 лет до пожизненного лишения свободы с конфискацией, а за взятки размером более 3 млн. юаней (438 тыс. долларов) установлена высшая мера наказания – смертная казнь. При этом данный вид наказаний существует не номинально, а в действительности применяется на практике – с начала 2000-х гг. в Китае за данные преступления были расстреляны более чем 10 тыс.  человек.

Безусловно, речь не идет о применения подобной практики в России, поскольку наше государство не одно десятилетие позиционирует себя как правовое государство, главной ценностью которого являются права и свободы человека и гражданина и в котором введен мораторий на смертную казнь. Однако существует необходимость ужесточения мер уголовной ответственности за коррупционные преступления и пересмотра правоприменительной практики относительно назначения наказаний.

 Заключение: Таким образом, в заключении  необходимо еще раз отметить, что такое явление как коррупция в правоохранительных органах имеет, к сожалению, повсеместную практику в России и, безусловно, требует принятия жестких мер и разработки стратегии борьбы с данным явлением не только в правоохранительных органах, но и в обществе в целом.

Существование коррупции в правоохранительных органах и проблем в борьбе с ней обусловлено несколькими факторами, которые в общем смысле можно объединить в две большие группы: объективные и субъективные.

Так, к объективным детерминантам коррупции в правоохранительной системе можно отнести социально-экономическое неравенство, особенность уголовной политики государства, пробелы правовой регламентации данного вопроса (в том числе случае, когда виновное лицо даже обладает определенным иммунитетом в отношении привлечения к уголовной ответственности и пр.), недостаточно эффективная контрольно-надзорная деятельность служб собственной безопасности и приемлемость данных явлений внутри структур ведомств, существование влиятельных криминальных группировок, способных оказывать безоговорочное влияние на совершение коррупционных преступлений сотрудниками.

К субъективным причинам существования коррупционных преступлений среди сотрудников правоохранительных органов следует в первую очередь отнести морально-психологические особенности субъектов, уровень образования, низкий уровень правовой культуры и правового сознания, отсутствие понимания сущности совершаемого противоправного деяния и его негативных последствий, а  также существование низменных чувств, таких как корысть и чувство безнаказанности и вседозволенности.

Необходимо объективно понимать, что подобная проблема требует комплексного подхода к решению.

Во-первых, необходимы преобразования в законодательстве. В нормативно-правовых актах существует достаточное количество пробелов и противоречий, которые позволяют преступникам избежать наказания. Например, в соответствии со ст. 290 Уголовного кодекса РФ можно утверждать, что для лица, занимающего государственную должность и получившего с вымогательством взятку в особо крупном размере за незаконные действия, существует возможность избежать лишения свободы и понести ответственность в виде штрафа от 3 до 5 млн. рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 15 лет. Предполагается,  что необходимо установит размер взятки, наказание за получение которой будет устанавливаться, исключительно связанное с лишением свободы и пожизненным лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Кроме того, необходимо исключить замену наказания на более мягкий вид, например штраф, а также предусмотреть исключение всех возможностей пользования льготами, предусмотренными для сотрудников правоохранительных органов и членов их семей.

Во-вторых, особе внимание следует уделить морально-психологической стороне рассматриваемого явления, организовать антикоррупционное просвещения не только действующих сотрудников, но и правовое воспитание студентов, с целью формирования профессионального правового сознания граждан и повышения уровня правовой культуры.

В-третьих, нельзя недооценивать роль контроля и надзора служб собственной безопасности в правоохранительной системе. Необходимо организовать на постоянной основе, а не только в рамках декларационной компании, контроль за средствами сотрудников, а также их близких родственников, а также проводить проверку источников приобретения дорогостоящего имущества и недвижимости. Кроме того, хорошую практику в данном случае дает ротация кадров в другие регионы.

Другими словами, проблемы борьбы с коррупцией в правоохранительной системе на сегодняшний день хоть и достаточно очевидны, но тем не менее, требуют детального осмысления, выработки стратегии и комплексного решения, при этом борьба с данным явлением – это работы не только  с отдельно взятыми сотрудниками, а  с воспитанием негативного отношения к данному явлению у российского общества в целом.



Список литературы:

  1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954;
  2. Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России: дисс. на соиск. д.ю.н. Саратов. – 2006. – 349 с.;
  3. Бекмагамбетов Р.К., Бекмагамбетова М.Ж. Формирование правосознания сотрудников - важное направление модернизации правоохранительной системы//Международный научный журнал «Наука».- 2013.- №2(37).- С.64;
  4. Дмитриев Ю. Коррупция как составляющая часть правосознания российский граждан// Право и жизнь.- №2.- С.47-50;
  5. Костенников М.В., Куракин А.В. Административно-правовые средства противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Государство и право. – 2009. – № 12. – С. 16;
  6. Меркурьев В.В. Коррупция, организованная преступность и правоохранительные органы//Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. – 2015.-С.24-30;
  7. Савченков А.В. Детерминанты коррупции в России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена.- 2014.- №170;
  8. Сергеев А.А. Условия распространения коррупции в правоохранительных органах и некоторые меры по их устранению// Правовые, научные и организационно-тактические проблемы оперативно-розыскной деятельности в современных условиях: тез. докл. и сообщений на науч.- практ. конф. – М., 1997;
  9. Тимина Т.Н. Факторы совершения преступлений коррупционной направленности// Криминология: вчера, сегодня, завтра. -2011.-№4.-С.64-69;
  10. Официальный интернет-ресурс Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Режим доступа: https://genproc.gov.ru/


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: