» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019

Автор: Гаджиахмедова Самира Гаджиахмедовна, студент
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Инновационные образовательные технологии как средство повышения уровня качества знаний по русскому языку.

Статья просмотрена: 312 раз
Дата публикации: 11.04.2019

УДК 80

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 Гаджиахмедова Самира Гаджиахмедовна

студент

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема резкого ухудшения уровня качества знаний на уроках русского языка. Главной задачей в школе является  повышение интереса на уроках русского языка и достижение высокого качества уровня знаний, а для этого необходимо внедрение инновационных образовательных технологий.

Ключевые слова: учащиеся, знания, технология, педагогическая технология, инновационные педагогические технологии.

 

В современном образовании все направленно на формирование и воспитание образованной и всесторонне развитой личности. Сделать это можно в процессе  обучения, где учитель и учащиеся гармонично взаимодействуют друг с другом,  у детей есть интерес и стремление к учебе, проявляется их познавательная и творческая активность.  Но добиться этого можно путем привнесения чего-то нового в традиционный процесс обучения.

Ни для кого не секрет, что одной из серьезнейших проблем сегодняшней школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку, что ведет к снижению грамотности, незнание правил грамматики,  неумение правильно и логично выражать свою мысль.

Русский язык является важнейшей учебной дисциплиной, относится к числу ведущих предметов. Он пронизывает все сферы деятельности человека и взаимодействует со всеми учебными дисциплинами. Действительно,  русский язык выступает как средство выражения во всех предметах. Невозможно организовать мыслительную деятельность учащихся, если они не владеют языком. Язык - главное орудие для познания всех предметов.

На данный момент большое внимание уделяется исправлению данной ситуации в школе, повысить уровень подготовки учеников.  Для этого начата работа по новому Стандарту образования, выпущено огромное количество учебников и пособий к ним. Существует огромное количество  методик преподавания, но, несмотря на это, проблемы, связанные с падением качества знаний остаются.

К этим проблемам относятся:

  • недостаточно оснащенная техническо- материальная база;
  • неспособность и неготовность некоторых преподавателей видеть учеников и их родителей равноправными участниками образовательного процесса;
  • снижение творческой активности учащихся;
  • самоустранение родителей от воспитания своих детей, перекладывание все без исключения только лишь на учебное заведение;
  • недостаточная практическая и деятельностная направленность в образовательном процессе;
  • поиск организации урока, которая может обеспечить не только усвоение учебного материала на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующая умственному развитию и выработке ключевых компетенций;
  • отсутствие системной, целенаправленной работы с сильными учениками;
  • отсутствие дифференцированных заданий слабым ученикам;
  • низкий уровень подготовленности учителей к применению инновационных технологий;
  • потребность комплексного применения различных средств обучения, в том числе и ИТК и Интернет [1].

С целью обеспечения результативного самообразования и самовыражения современная педагогическая концепция признает рациональность разработки и введение инновационных педагогических технологий обучения в практику.

В первую очередь важно определиться с понятиями «технология» и «педагогическая технология».

Технология – это комплекс приемов, используемых в каком-либо процессе, мастерстве, искусстве. В широком смысле технология – это совокупность средств и способов получения заранее оговорённого результата, достижения чётко поставленной цели. Результатом применения технологии может быть какой-то продукт или состояние [4].

Под педагогической технологией подразумевают специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно применяемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения [3].

Инновационные  педагогические технологии содержат в себе новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, которые обеспечивают эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Над разработкой и реализацией интеграции в обучении работали как известные ученые  отечественной педагогики  Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, так и современные педагоги: Эрганова Н.Е., Никишина И.В., Сальникова Т.П. и т.д.

Из всего анализа различных точек зрения дидактов, психологов главные преимущества инновационных педагогических технологий в том, что они способствуют пробуждению интереса к предмету, снятию напряжения, осознанному усвоению информации, формированию творческих способностей, началу исследовательской деятельности учащихся.    

К числу современных инновационных образовательных технологий относятся:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • разноуровневое обучение;
  • коллективную систему обучения;
  • технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
  • исследовательские методы в обучении;
  • проектные методы обучения;
  • технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии [3].

Применение инновационных педагогических технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся познавательным и увлекательным, благодаря которому повышается активность учеников, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Увеличивается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и уменияормируются аналитические способности учеников. Одновременно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

На сегодняшний день задания, которые выполняют учащиеся на уроках русского языка, не способствуют  повышению интереса и качества уровня знаний у учеников. Именно поэтому педагогу необходимо пробудить интерес к предмету с помощью новых инновационных педагогических технологий.  Бесспорно, этот процесс требует особой организации, практического опыта и творческого подхода учителя.  

В некоторых случаях учитель применяет  в своей работе элементы нескольких технологий, использует оригинальные методические приемы. Тогда следует говорить об «авторской» технологии данного учителя. Каждый учитель – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для учителя, который начал работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии [5].

В настоящий период использование современных педагогических технологий, которые обеспечивают личностное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти)  в учебном процессе, рассматривают как основное условие повышения качества образования, уменьшение нагрузки учащихся и наиболее результативного использования учебного времени.

Педагогические технологии выступает не только в качестве науки, которая исследует наиболее оптимальные методы обучения, но и в качестве системы принципов, способов, которые применяются в обучении, а также  в качестве реального процесса обучения.

Таким образом, на сегодняшний день существует большое количество инновационных педагогических технологий. Невозможно с уверенностью утверждать, что какая- то технология преобладает над другой, или, что для достижения положительных результатов надо использовать определенную технологию. Выбор технологии зависит от множества факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Следовательно, применяя данные технологии, процесс обучения становится более полным, интересным, насыщенным.



Список литературы:

  1. Атемаскина Ю.В., Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю.В. Атемаскина, Богословец Л.Г. ‒ Санкт-Петербург.: Изд-во «Детство-Пресс», 2011. ‒ С. 89 с.
  2. Кукушина B.C. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / B.C. Кукушина. – Москва.: ИКЦ «МарТ», 2004. - 336 с.
  3. Никишина И. В. Педагогические инновационные технологии / И. В. Никишина. ‒ Волгоград.: «Учитель», 2006. – 240 с.
  4. Селевко Г.К. Воспитательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 269 с.
  5. Чередникова О. И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы // Русский язык / О. И. Чередникова 2009. № 5. – С. 2–3.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: