» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019

Автор: Выгодчикова Татьяна Александровна, студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Ценности современных студентов

Статья просмотрена: 1081 раз
Дата публикации: 11.04.2019

ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Выгодчикова Татьяна Александровна

студентка 4 курса

Елабужский институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», глабуга

 

Аннотация. В статье рассматриваются ценностные ориентации современных студентов. Цель исследования: выявить ценностные ориентации современных студентов.

Для достижения поставленной цели нами были реализованы следующие задачи:

1.         определить характеристики понятий «ценностные ориентации» в современной психологии;

2.         выявить психологические особенности студенческой молодежи;

3.         выявить приоритетные ценности для современных студентов.

Ключевые слова: ценности, молодёжь, современное общество, социокультурная среда.

 

Мир человеческих ценностей невероятно многообразен. Научный анализ этого многообразия непременно предполагает его систематизацию. Классифицировать ценности возможно по многим основаниям. Критерием их классификации могут быть объективные характеристики явлений, выступающих ценностями (на этом основании ценности делят на материальные и духовные). Дифференцируя ценности по субъектам и носителям, выделяют ценности общества в целом, социальной группы (например, молодежи), коллектива, индивида. По сферам жизнедеятельности ценности можно объединить в такие группы: моральные ценности, экономические, политические, религиозные, гражданские и т.д. [4].

Следует обратить внимание на те ценности, которые социологи называют базовыми. Они составляют стержень ценностного сознания личности, предопределяя ее поступки в различных сферах жизнедеятельности. Если соотнести их с потребностями, как это делали и продолжают делать многие исследователи, то число ценностей может быть весьма небольшим. Как известно, 3. Фрейд свел их к двум, а А. Маслоу - к пяти потребностям-ценностям. Х. Муррей составил список из 28 ценностей. М. Рокич насчитал 18 терминальных и около сотни инструментальных ценностей. Таким образом, базовых ценностей личности (или социальной группы) оказывается не так уж много. Тем не менее, их типологизация является необходимым элементом научного анализа [1, 5].

Актуальность работы заключается в том, что ценности во многом определяют мировоззрение человека, как элемент структуры личности, ценностные ориентации представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения. В формировании ценностных ориентаций участвует весь прошлый жизненный опыт индивида. Психологической основой его ценностных ориентаций является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений и соответственно этому – ценности носят непостоянный характер, сменяются в процессе деятельности. На переломном этапе развития российского общества важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются студенты вузов, их представления о настоящем и будущем. Не менее важен для социологического исследования ценностного мира современного студенчества анализ жизненных планов и установок, которыми руководствовались предшествующие поколения. Практическая актуальность исследования заключается еще и в особенности нынешней ситуации, в которой осуществляется формирование духовного облика студенчества[2].

Ценности играют очень важную роль в формировании и  развитии личности. Они определяют стиль и поведение человека, его отношение к окружающему миру и обществу. Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, действий в своей деятельности. Общественные новообразования, экономические изменения, перестройка системы высшего образования, которые происходят в России на рубеже XX-XXI веков, влекут за собой изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, влияют, прежде всего, на формирование системы ценностей современной молодежи [2, 3].

Возрастная периодизация, принятая психологами на одном из международных симпозиумов, позволяет определить границы студенческого возраста от 17 до 29-30 лет, включающие в себя юношеский и первый период среднего возраста. В последние десятилетия произошло снижение границы в связи с ускоренным физическим и умственным развитием, с ранним включением молодых людей в трудовую, научную и общественную деятельность, а также с признанием со стороны общества самостоятельности молодых людей, с ростом доверия к ним. Студенчество отличается большим динамизмом, сменой ролей, изменением ценностных ориентаций, психики. Происходит ускоренное физическое развитие, которое порождает множество проблем в обучении, спорте, труде. Увеличение веса, роста и прочие возрастные изменения соприкасаются с социальной и нравственной сферой. В свое время на Западе появились теории о том, что акселерация – это дегенеративный процесс, задерживающий психическое и социальное созревание, что приводит к социальной инфантилизации, выражающейся в неумении и нежелании брать на себя ответственность [2,6].

Современные российские студенты - будущие специалисты, от которых зависит будущее нашей страны. Деятельность студента является индивидуальной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, сложностям, особенностям протекания психических процессов, проявлениям мотивации. В обществе закрепилось мнение, что нравственные ценности современного поколения под воздействием различных факторов претерпели изменения и направлены в сторону качеств жизненного успеха, таких как высокооплачиваемая и престижная работа, «высокое» положение в обществе, независимость [2,3].  Следовательно, целью работы было выявление ценностей и нравственных ориентиров современных студентов. Для этого был проведён опрос студентов Елабужского института Казанского федерального университета (N=60).

 По результатам методики можно сделать вывод, что среди терминальных ценностей на приоритетном месте находится такая ценность, как здоровье. Современное общество очень заинтересовано темами правильного питания и ведения ЗОЖ. Следующая ценность, которую студенты ставят на приоритетное место это материально обеспеченная жизнь. Материально обеспеченная жизнь для  молодого человека это самоутверждение и уважение в группе. Так же на приоритетных позициях находится такая ценность как развитие. Развитие для молодого человека является неотъемлемой частью его жизни, для него важно использовать время для саморазвития. Следующая ценность, которую выделили испытуемые это активная деятельная жизнь. Присутствие такой ценности способствует самореализации молодого человека. Наиболее важными инструментальными ценностями в жизни молодежи являются образованность, воспитанность и ответственность. Это одна из ведущих ценностей молодых людей. Такие ценности, как честность, терпимость, чуткость также ставятся в доминирующие позиции.

Опрос показал, что молодежь ценит те стороны жизни, которые позволяют ей удовлетворить социальные потребности, стать независимой личностью. Для большинства студентов на первом месте, как мы выявили, стоит здоровье, общение и развитие. Образование рассматривается, в первую очередь, как возможность получить хорошее место работы, а уже потом - как средство получения новых знаний [1, 3]. Работа в представлении молодых людей связана с результатом карьеры, а не процессом получения профессионального опыта. Стремление к саморазвитию выражено в желании отдохнуть от обыденности, развлечься и только в редких случаях как самосовершенствование личных качеств. Таким образом, молодежь стремится сочетать ценности, обеспечивающие успешность их деятельности и сохранение традиционных отношений между людьми. 



Список литературы:

  1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Информац. изд. дом Филин, 2011. - 256с.
  2. Багдасаров Н.Г. Характеристика современного студенчества // Социс. – 1998. - №4. - С. 62-68.
  3. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2011.
  4. Живайкина А.А., Ермолаева Е.В. Роль культурологии в формировании личности специалиста в современном образовательном пространстве // Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека: Материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной). Редактор: Е.В. Харитонова. – Краснодар, 2013. – С. 65-70.
  5. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 528 с.
  6. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. - 2012. - № 8. - С. 8489.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: