» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019

Автор: Конных Марина Юрьевна , студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Уклонение от уплаты налогов, как фактор развития теневой экономики и угроза экономической безопасности государства

Статья просмотрена: 179 раз
Дата публикации: 12.04.2019

УДК 343.359.2

УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Конных Марина Юрьевна

студентка 5 курса. Сибирский институт управления филиал российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Новосибирск

 

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению наиболее распространённых схем незаконной минимизации налогов. Так же рассматриваются последствия применения этих схем и предлагаются пути повышения эффективности налогового контроля в Российской Федерации.  Установлена  динамика показателей влияния на социально-экономическое развития страны и масштабы уклонения от уплаты налогов.

Ключевые слова: налоговый контроль, минимизация налогов, налоговый сектор, схемы минимизации и уклонения от налогов.

 

Уклонение от уплаты налогов и сборов предполагает значительную угрозу для бюджета государства  и общества в целом, напрямую посягает на экономическую безопасность нашей страны,а так же является «экономическим базисом» налоговых правонарушений и экономической преступности, поскольку большая доля скрытой прибыли оседает в преступном секторе теневой экономики.

Уклонение от уплаты налогов сопутствует всем видам теневой деятельности, а в большинстве случаев для экономических субъектов оно считается главным побудительным аргументом участия в теневой экономики. Каждый год прослеживается понижения числа зарегистрированных экономических правонарушений (рисунок 1).

Рисунок 1.  Динамика числа зарегистрированных преступлений экономической направленности в 2010–2018 гг.

По данному рисунку можно сказать , что с каждым годом экономические преступления снижались, за исключением 2015г.

Уклонения от уплаты налогов составляют общественную опасность , то есть сознательное невыполнениеконституционных прав платить по закону установленные законодательством налоги, оно состоит и в не поступлении денежных потоков  в бюджет Российской Федерации, и в очередности влияет на выполнении государством социальных программ. Следовательно,  уклонение от уплаты налогов вызывает рассмотрения с точки зрения угрозы экономической безопасности государства.Так же рассмотрим состав и структуру налоговых правонарушений в РФ за 2013-2017гг.(таблица 1).

Таблица 1.  Динамика числа зарегистрированных налоговых преступлений 2013–2017 гг.

Наименование

2013

2014

2015

2016

2017

Камеральные проверки

1,876,103

1,764,623

1,964,299

1,949,491

2 254 559

Выездные проверки

57,544

40,832

35,314

30,355

24 670

Итого

1,933,647

1,805,455

1,999,613

1,979,846

2 279 229

Источник: Официальный интернет-сайт МВД России Режим доступа: www.mvd.ru

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что в последние годы существенно уменьшилось количество выявленных налоговых преступлений: по сравнению с наивысшей величиной в 2010 г.

Если рассматривать теневую экономику , то конечно же необходимо проанализировать всесторонний субъектный состав этого явления. В нашей стране уклонение от уплаты налогов является общеприемлемым феноменом для общества. В наше время всё чаще проявляется тенденция работать на себя, при этом нигде не регистрируя свои доходы. Доходы от такой не зарегистрированной деятельностью, являются ключевой важнейшей проблемой борьбы с  теневой экономики.

Так же в наше время существует огромное количество незаконных схем по минимизации налогов и уклонения от их уплаты, которые подталкивают на развитие теневой экономики и угрожая экономической безопасности страны.  С учетом опасности  и угрозы действий незаконных "оптимизаторов" налоговым и другим контролирующим органам необходимо совместить свои усилия с целью уклонения распространения нарушенийналогового законодательства, а самое основное –  с целью избежание распространений ранее имеющихся и появление ранее имеющихся схем  уклонения от уплаты налогов.

Типичные схемы представляют собой применения фирм-однодневок, незаконное получение НДС возмещений из государственного бюджета, незаконное увеличение стоимости продукта на рынке, неправомерное применения льгот, незаконное уменьшение налога на добавленную стоимость путем применения фиктивного договора лизинга, неправомерное уменьшение взносов В ПФР посредством замены трудовых соглашений гражданско-правовыми, заключения разных соглашений с критериями, какими заранее не выполняются. Ответственность за содеянное предусмотрено УК РФ и подвергаются штрафом и наносит запрет заниматься определенном видом деятельности,[3].

Таким образом нужно сказать о надобности увеличения степени  налоговой культуры налогоплательщиков. Способы развития  общественного и гражданского самосознания, налоговой культуры и налоговой нравственностисчитаются не менее значимыми. Важно отметить, относительно проведение работ согласно по увеличению экономической и налоговой грамотности общества;

Развития положительного взаимоотношения к налогам, в частности с помощью общественной рекламы. Анализируя уклонения от уплаты налогов даст возможность отметить отрицательные тенденции ,которые можно перечислить:

-           дестабилизация стабильности бюджетной системы РФ и муниципальных внебюджетных фондов;

-           формирование социальной напряженности и политической нестабильности в мире;

-           развитие теневого сектора в экономике;

-           экономической организованной преступности.

Немаловажно выделить, то что в обстоятельствах рыночной конъектуры экономики упор обязан быть выполнен на результативность противодействия экономическим правонарушениям.

Так же необходимо выделить пути совершенствования налогового контроля , а именно дать целесообразную оценку в полном объеме, которая позволит качественно дать характеристику компании на выполнении налоговых проверок, такую как:  оценить уровень охвата налогоплательщикам проверками (отношение числа налогоплательщика, контролируемого в отчетном этапе к общему числу налогоплательщиков, которые стоят на   учете в инспекции);

Дать нагрузку на специалистов налогового органа (подход числа проделанных ВНП к численности специалистов налогового органа по основной деятельности); удельный вес дополнительно начисленных налогов и сборов в совокупной сумме налоговых поступлений в бюджет за конкретный промежуток времени; удельный вес взысканных налогов и сборов из всего размера до начисленных проверкой налогов и др.

В завершении можно подчеркнуть, что только единые решения приведут к динамичному формированию российского налогового экономического федерализма, так и желание укрепить экономическую безопасность нашей страны. Налоговая система представляет собой  наиболее важную значимость в обеспечении экономической безопасности страны, реализуя главные тенденции и приоритетные значимости экономической политике,[4]. Значимость налоговой политике в обеспечении экономической безопасности в первую очередь это определяется общими принципами , концепциями и показателями экономической безопасности, а так же системадолжна содействовать активному развитию экономики, формированию финансовых предпосылок для социально-экономической устойчивости в мире, эффективного противодействия внутренним и наружным угрозам государства и его самостоятельным территориям.



Список литературы:

  1. Буров В. Ю. «Уклонение от уплаты налогов субъектами малого предпринимательства как форма проявления теневых экономических отношений»/2016, № 2 (17). С.112-114.
  2. Клименко П.А., Трусова Н.С. Компаративный анализ государственной налоговой политики в России и зарубежных странах // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2016, № 1 (18). С.140-144.
  3. Клименко П.А. Индикативный подход к обоснованию налоговых льгот // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология.Менеджмент. 2015, № 2. С. 180-184.
  4. Klimenko P.A. Safety assessment of regional reproduction proportions according to the stability criterion // Наукаиобщество. 2014, № 3. С. 128-138.
  5. Региональная банковская система: проблемы развития и взаимодействия с реальным сектором экономики/ Остимук О.В., Клименко П.А., Полякова,Петрова И.М.// Курск, 2015.
  6. Пименов Н.А. Фискальные (налоговые) риски и пути их минимизации // Библиотечка "Российской газеты". 2016. №17.
  7. Сиверин А. НДС «отбивали» гвоздями. // Московская правда от 23.11.2004.
  8. Смирнова Е.Е. О совершенствовании контрольной работы налоговых органов. // Налоговый вестник. 2014, № 2
  9. Тарасов М. Усиление роли государства по ограничению теневой экономики в России. // Проблемы теории и практики управления. 2016, № 2.
  10. Тишина Е. Налоговое администрирование: итоги и перспективы // Российский налоговый курьер. 2016. №7.
  11. Тетяев П.Е. Совершенствование налоговой системы как фактор повышения экономической безопасности региона: дис. . канд. экон. наук. - Екатеринбург, 2015. - С. 120-121.
  12. Егорова Е.Н., Петров Ю.А. Указ. соч. -М., 1999. - С. 66; Куклин А.А., Агарков Г.А., Тетяев П.Е. Указ.соч. - С. 38; Налоги и налоговое право: учебное пособие / под ред. А.В. Брызгалина. - М., 2016. - С.470-473
  13. Федосимов Б.А. Оценка налоговой нагрузки предприятий. // Налоги. 2016, № 1
  14. Шишко А.В. Обеспечение экономической безопасности в налоговой сфере: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2016. - С. 5-8.
  15. Якупов З.С, Модернизация налогового контроля// Российское предпринимательство.- 2016-№7( 229)-с. 64-76.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: