» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (26) 2019

Автор: Набиева Заррина Махсуджоновна, студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: характерологические особенности личностей, склонных к риску

Статья просмотрена: 74 раз
Дата публикации: 16.04.2019

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТЕЙ, СКЛОННЫХ К РИСКУ

Набиева Заррина Махсуджоновна

студентка 4 курса

Елабужский института Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», глабуга

 

Аннотация. В статье рассматриваются характерологические особенности личностей, склонных к риску. Цель исследования: выявить характерологические особенности подростков склонных к риску.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. проанализировать понятия «характер», «характерологические особенности», «риск» и «склонность к риску» в современной психологии;
  2. изучить особенности характерологических особенностей подростков склонных к риску;
  3. организовать эмпирическое исследование взаимосвязи характерологических особенностей и склонности к риску в подростковом возрасте;
  4. проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что поднимаются проблемы взаимосвязи характерологических особенностей подростков с поведенческими особенностями, которые связаны со склонностью к риску Материалы исследования могут быть использованы при разработке профилактических занятий, подготовке методических рекомендаций, психолого-педагогической коррекции поведенческих особенностей подростков склонных к риску.

Ключевые слова: риск, готовность к риску, склонность к риску, личности

 

Существующие на сегодняшний день подходы к изучению риска в рамках психологической науки достаточно разнообразны. При этом чаще всего риск понимается как некий феномен, относящийся к поведенческой сфере. В то же время в современной психологической науке риск начинает рассматриваться уже не как общепсихологическое явление, а как личностная характеристика субъекта деятельности. В соответствии с целью, была выдвинута следующая гипотеза о том, что существует взаимосвязь характерологических особенностей подростков и поведенческих особенностей, связанных со склонностью к риску.

Нами был проведен теоретический анализ понятий «характер», «характерологические особенности», «риск» и «склонность к риску» в современной психологии. Было выявлено, что характер – это совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Характерологические особенности подростков (акцентуация характера) – это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы, граничащий с психопатией. Риск – это действие (решение), направленное на вполне определенную цель, достижение которой связано с опасностью, угрозой поражения, неудачи. Склонность к риску – это направленность личности, эмоциональное предпочтение к видам действий и ситуаций, связанных с риском, а также данное понятие означает выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большей вероятностью угрозы потери.

Было организовано эмпирическое исследование взаимосвязи характерологических особенностей и склонности к риску в подростковом возрасте при помощи следующих методик:

1.Опросник Опросник склонности к риску» (А.Г.Шмелев). В результате проведения данной методики были получены следующие данные, представленные в таблице 1:

Таблица 1. Результаты опросника склонности к риску

УРОВЕНЬ

 

Высокий

49  ( 65% )

Средний

26   ( 35%)

Низкий

0    (0 %)

Полученные данные можно объяснить тем, что у большинства испытуемых выявлена высокая склонность к риску, это можно объяснить тем, что внутренняя предрасположенность индивидуума к риску часто рассматривается, как врожденная характеристика личности. Эта предрасположенность может определять способы восприятия риска и влиять на то, воспринимается ли индивидом ситуация как перспективная или как угрожающая.

2. «Мтодика изучения акцентуаций личности» (опросник К. Леонгарда – С. Шмишека), в результате чего, были получены следующие данные, представленные в таблице 2:

Таблица 2. Результаты диагностики «Методика изучения акцентуаций личности» (опросник К. Леонгарда – С. Шмишека)

«демонстративный тип»

29 (14%)

«застревающий тип»

15 (31%)

«педантичный тип»

25 (51%)

«возбудимый тип»

33 (68%)

«гипертимный тип»

6 (12%)

«дистимический тип»

46 (94%)

«тревожно-боязливый тип»

12 (24%)

«аффективно-экзальтированный тип»:

16 (33%)

«эмотивный тип»

27 (55%)

«циклотимный тип»

12 (25%)

Нами был использован – t-критерий Стьюдента. В результате чего, нами был сделан следующий вывод:

  • у большинства испытуемых выявлена высокая склонность к риску, это можно объяснить тем, что внутренняя предрасположенность индивидуума к риску часто рассматривается, как врожденная характеристика личности. Эта предрасположенность может определять способы восприятия риска и влиять на то, воспринимается ли индивидом ситуация как перспективная или как угрожающая;
  • у большинства подростков наблюдается тенденция к тому или иному типу акцентуации, это можно объяснить тем, что степень выраженности свойства относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы у испытуемых;
  • так как, был выявлен признак того или иного типа акцентуации у подростков с высокой склонностью к риску, предрасположенными к риску можно считать следующие акцентуации: демонстративный тип, возбудимый тип, гипертимный тип, аффективно-экзальтированный тип, циклотимный тип. Целесообразно отметить, что у испытуемых не выявлена выраженность дистимического типа акцентуации, исходя из этого, можно говорить о том, что склонность к риску для такого типа людей не свойственна.

Таким образом, цель исследования, которая заключалась в выявлении характерологических особенностей подростков склонных к риску, была достигнута.



Список литературы:

  1. Аронсон Э. В. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2015. – 560 с.
  2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности. – М.: Питер, 2014. – 144 с.
  3. Корнилова Т.В. Подростки групп риска / Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко, С.Д. Смирнов. – СПб. : Питер, 2015 . – 336 с
  4. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Вопросы психологии. – 2016. – №9. – С. 139-14


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: