» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (26) 2019
Автор: Головченко Юлия Александровна, магистрант 2 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Преступления против безопасности полетов на воздушном транспорте: исторический аспект
Дата публикации: 23.04.2019
УДК 343.34
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ:
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Головченко Юлия Александровна
магистрант 2 курса
КрФ ФГБОУВО «РГУП», Республика Крым, г. Симферополь
Аннотация. В представленной автором статье рассматриваются преступления
против безопасности полетов на воздушном транспорте в процессе их исторического
развития. Основное внимание уделяется деятельности международной организации
уголовной полиции в противодействии исследуемому явлению.
Ключевые слова: преступления против безопасности полетов на воздушном транспорте,
Международной
организации гражданской авиации, Генеральная ассамблея Интерпола.
Актуальность темы исследования обосновывается
тем, что в современном мире полеты на воздушном транспорте с каждым годом
приобретают все большее распространение. Так, только за 2017 год российскими
авиакомпаниями было перевезено более 105 млн пассажиров, что почти на 19% выше
показателей 2016 года (88 млн пассажиров). Указанный объем перевозок пассажиров
стал наивысшим показателем в истории гражданской авиации Российской Федерации.
За период 2017 года в отношении объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта
поступило 275 угроз совершения актов незаконного вмешательства, в том числе 203
сообщения содержали угрозы террористического характера. Наряду с этим, в этот
же период службами авиационной безопасности
аэропортов выявлено и пресечено 12 попыток несанкционированного проникновения
на объекты гражданской авиации, а также 97647 попыток проноса пассажирами
предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте[1].
Все вышесказанное свидетельствует о том, что
объекты гражданской авиации в Российской Федерации нуждаются в постоянной и
надежной защите, и определяет особую актуальность проведенного исследования.
Целью исследования является комплексный
анализ преступлений против безопасности полетов на воздушном транспорте в их
историческом развитии.
Борьба с рассматриваемой категорией преступлений является относительно молодым направлением деятельности международных организаций, в частности Интерпола, ввиду того, что массовые пассажирские перелеты получили свое распространение только в ХХ веке.
Появление
преступности на воздушном транспорте, в свою очередь, повлекло за собой реакцию
мирового сообщества, которая выразилась в принятии Конвенции о международной
гражданской авиации – Чикагская конвенция
Одним из первых шагов на пути урегулирования вопросов, связанных с совершением преступлений на воздушном транспорте стало подписание в рамках ИКАО Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов в Токио 14 сентября 1963 года (далее – Токийская конвенция)[2]. Её подписание дало толчок для изучения Интерполом вопроса об анонимных телефонных сообщениях, извещающих авиакомпании о подготовленном преступниками взрыве самолета.
Первыми общественно-опасными деяниями в рассматриваемой сфере были «анонимные сообщения» в правоохранительные органы о готовящихся преступлениях. Поскольку такие сообщения носили ложный характер, проводимые действия со стороны органов власти были неэффективными. Более того, проведение проверок и обучение персонала авиакомпаний и полиции тому, как вести себя о грозящей самолетам опасности, вело к значительным материальным затратам.
Проанализировав
данные факты, Интерпол разработал рекомендации для стран, которые включали в
себя идентификацию правонарушителей с помощью использования технических
средств, а также перечень и порядок осуществления неотложных действий при
получении полицией анонимного сигнала[3]. Тем
не менее, на практике данные меры не имели предполагаемого эффекта. Например, в
Еще
большую опасность представляли случаи реального минирования взрывными
устройствами воздушных транспортных средств. В
Стоит
отметить, что Токийская конвенция
В связи с тем, что
случаи захвата самолетов участились в
К
числу практических мер также относились: учет и розыск преступников,
совершивших какое-либо преступление против безопасности гражданской авиации,
оказание помощи в предоставлении информации по делам этой категории. Следует
подчеркнуть, что количество преступлений значительно уменьшилось со вступлением
в силу Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов
В
По данным Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации,
удельные показатели аварийности воздушных судов в период 90х годов ХХ века
превышали среднемировой уровень в 5-6 раз. В России, кроме того, возросло
количество авиаинцидентов: в 1998г. их было 785, в 2000г. - 761, в 2001г. -
894, в 2003г. - 940, в 2004г. - 917. О неблагополучном положении с соблюдением
правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта
свидетельствуют и авиакатастрофы, произошедшие в г. Красноярске, на востоке
Украины, в г. Самаре и др[6].
Трагические события 31 октября 2015 года в небе
над Синаем, приведшие к гибели 224 российских граждан, наглядное тому
подтверждение. Крупнейшая авиакатастрофа в истории России, как было установлено
последующим расследованием, произошла вследствие срабатывания на борту
воздушного судна самодельного взрывного устройства[7].
По результатам проведенного исследования, можно
сделать вывод о том, что исторически воздушный транспорт подвержен значительным
угрозам, предотвращение которых является целью только отдельно взятого
государства, но и всего мирового сообщества. Анализ совершенных актов
незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации показывает, что
воздушный транспорт в наибольшей степени подвержен угрозам террористического
характера, так как данные преступления вызывают большой общественный и
политический резонанс.
Следует также подчеркнуть, что преступления против
безопасности полетов на воздушном транспорте необходимо рассматривать в рамках
борьбы с международным терроризмом. По нашему мнению, многие государства могли
бы внести свой вклад в дело международной борьбы с уголовной преступностью
путем принятия законов, в большей мере благоприятствующих сотрудничеству
полицейских служб на международном уровне.
Список литературы:
- Доклад руководителя Росавиации Александра Нерадько на заседании Коллегии Федерального агентства воздушного транспорта 28.02. 2018. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.favt.ru/public/materials//d/2/f/2/d/d2f2dd63359ba086d08d230fd67003e3.pdf.
- Токийская конвенция 1963г. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/crimes_aboard.shtml
- Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. – Москва: Международные отношения, 1990. – 224 с.
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971г. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aviation_security.shtml
- Бюллетень ИКАО, 1987. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.6pl.ru/asmap/Annexes/an03_cons_ru.pdf
- Габдрахманов А.Ш. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта уголовно-правовые и криминологические аспекты. – Казань, 2007 – 190 с.
- Постановление коллегии федерального агентства воздушного транспорта от 25.03.2016 № 1-13-1-к «Об итогах работы федерального агентства воздушного транспорта в 2015 году, основных задачах на 2016 год и среднесрочную перспективу» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.favt.ru/o-rosaviacii-kollegija-materially/?id=2661
Комментарии: