» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017
Автор: Карелина Екатерина Викторовна, студентка
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Принципы японского менеджмента
ЯПОНСКАЯ
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Карелина
Екатерина Викторовна
Студентка 3
курса факультета
международных
экономических отношений
Куликова
Е.С.
к.э.н, доцент
ЧОУ ВО
«Институт международных связей», г. Екатеринбург
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема менеджмента
предприятий. Проанализированы характерные особенности системы производства по
принципу «точно в срок» (система Канбан). Дано представление о системе
управления на предприятиях в Японии и создание благоприятных условий для
максимально полного применения навыков, талантов и способностей каждого
сотрудника.
Ключевые слова: менеджмент, Япония, Канбан, система,
предприятие, коллектив, производство, руководитель.
Общей
теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует - есть
только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую,
французскую или немецкую системы менеджмента со своими неповторимыми
особенностями, поскольку учитывают определённые национальные ценности,
особенности национальной психологии, менталитета и т.д. Японская система
менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее
успеха - умение работать с людьми.
Сегодня
основной проблемой менеджмента можно считать вопрос об организации гибкого
производства, способного удовлетворить спрос на быстро изменяющихся рынках, а
значит, руководителей прежде всего интересуют модели, которые предлагают
способы максимально эластичной организации деятельности. Современные теории
отражают этот интерес, предлагая организациям различные способы выживания в
высоко турбулентном и конкурентном мире, акцентируя внимание руководства
компаний на гибкости производства, качестве товаров и услуг и низких издержках.
В
последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам управления,
т.к. быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило ей занять
лидирующее положение в мире.
Японская
система управления развивалась частично под влиянием местных традиций, частично
- вследствие американской оккупации после второй мировой войны, частично - как
реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой после войны.
Японский
менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных
стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям,
сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого
стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.
Японская
модель менеджмента основывается на философии "мы все одна семья",
поэтому самая важная задача японских менеджеров - установить нормальные
отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры
одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха.
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические
особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с
общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне
отличны от европейских и американских.
Чем
отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве
стран Европы и Америки? Прежде всего своей направленностью: основным предметом
управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой
японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за
счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и
американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то
есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.
Мир менеджмента на современном
этапе характеризуется своим разнообразием и подчинен обилию стоящих перед ним
задач и факторов. От менеджеров требуются ряд определенных умений и навыков.
Безусловно, менеджмент является координатором функционирования предприятия,
основополагающим механизмом эффективности и результативности деятельности, но,
конечно, в условиях инновационного развития общества и экономики в менеджменте
существует ряд проблем, с которыми сталкиваются менеджеры в рамках реализации
своей профессиональной деятельности.
Сама
сущность японской модели менеджмента в том, что она сумела гармонично сочетать
местные традиции и особенности американской системы управления бизнесом. Такое
соединение возникло в результате исторических процессов: война, американская
оккупация, разруха и, как следствие, борьба с бедностью. Однако принципы
управления, присущие американской экономике, активно были использованы и в
Японии. Так, например, идея заставить человека всю жизнь работать на одной
фирме, принадлежит американцам, однако полноценно схема была реализована именно
в Японии.
Японцы
смогли применить наиболее выгодные концепции управления, созданные западными
странами. Приспосабливая их к национальным особенностям, сохраняя свои ценности
и способствуя формированию особого стиля экономического мышления, японские менеджеры создали гениальный
метод организации бизнеса, который признали во всем мире. В японской модели
менеджмента работает правило «мы все являемся одной семьей». Может, это один из
секретов успеха, что часто подтверждают и социологические опросы, проводимые на
таких фирмах. Организаторы стараются создать атмосферу самомотивации и
самостимуляции. Для коллектива должна существовать цель, и к ней все стремятся
идти дружно и организованно. Слово «профессия» отождествляется не с работой, а
с образом жизни. Может, в этом недостатки японской модели менеджмента, однако
отрицать продуктивность использования подобной экономической схемы нельзя.
Условием внедрения системы Канбан является способность производства к быстрой трансформации в соответствии с меняющимися запросами потребителя. Постоянная смена моделей, выпуск смешанного ассортимента под силу лишь предприятиям, где имеется штат высококвалифицированных специалистов и грамотно подобран парк технологического оборудования. Благодаря тому, что японский рабочий владеет несколькими смежными специальностями, он может работать на различных участках производственного процесса. При комплектации парка оборудования в большинстве случаев предпочтение отдается небольшим специализированным установкам, большинство из которых спроектировано или модернизировано непосредственно на предприятии. Громоздкие универсальные станки встречаются на японском производстве крайне редко.
Цель японского бизнесмена - создание
благоприятных условий для максимально полного
применения навыков, талантов и способностей каждого сотрудника. Поэтому одной
из основных концепций управления промышленным производством в Японии является
система выработки коллективного решения. По утверждению самого крупного авторитета
в развитии школы человеческих отношений в управлении, психолога
Э. Майо работа - это групповая деятельность.
Поэтому японцы широко практикуют метод управления, когда решение принимается на
основе коллективного участия. Сотрудничеству и взаимодействию всех уровней
производства, созданию атмосферы общего участия и ответственности также
способствуют прозрачность и гласность общей политики и деятельности
предприятия. Понятия корпоративных ценностей прививаются через проведение
совместных встреч и совещаний, доступность общей информационной базы для
участников всех уровней производственного процесса. Открытость информации о
состоянии дел и планах предприятия способствуют развитию более тесного
взаимодействия рабочих с управленческим персоналом.
Овладение
стержнем японского менеджмента - отказ от узкой специализациим, универсальное
развитие работника и связанные с таким развитием стабильная занятость, ротация
кадров внути фирмы, обучение в процессе работы и т.д.- необходимо каждой фирме,
желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать.
Список литературы:
- Вахрушев В. Принципы японского управления / В. Вахрушев. - М.: Наука, 2008.
- Каору И. Японские методы управления качеством / И. Каору. - М.: Экономика, 2011.
- Курицын А.И. Управление в Японии: организация и методы / А.И. Курицын. - М.: Наука, 2008.
- Морита А. Sony. Сделано в Японии / А. Морита. - М.: Альпина Паблишер, 2012.
- Пшенников В.В. Японский менеджмент / В.В. Пщенников. - М.: Япония сегодня, 2009.
- Старобинский Э. Менеджмент в Японии / Э. Старобинский // Управление персоналом. – 2010.
Комментарии: