» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Август, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 2017

Автор: Карелина Екатерина Викторовна, студентка
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Принципы японского менеджмента

Статья просмотрена: 897 раз

ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Карелина Екатерина Викторовна

Студентка 3 курса факультета

международных экономических отношений

Куликова Е.С.

к.э.н, доцент

ЧОУ ВО «Институт международных связей», г. Екатеринбург

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема менеджмента предприятий. Проанализированы характерные особенности системы производства по принципу «точно в срок» (система Канбан). Дано представление о системе управления на предприятиях в Японии и создание благоприятных условий для максимально полного применения навыков, талантов и способностей каждого сотрудника. 

Ключевые слова: менеджмент, Япония, Канбан, система, предприятие, коллектив, производство, руководитель. 

 

Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует - есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую системы менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определённые национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д. Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха - умение работать с людьми.

Сегодня основной проблемой менеджмента можно считать вопрос об организации гибкого производства, способного удовлетворить спрос на быстро изменяющихся рынках, а значит, руководителей прежде всего интересуют модели, которые предлагают способы максимально эластичной организации деятельности. Современные теории отражают этот интерес, предлагая организациям различные способы выживания в высоко турбулентном и конкурентном мире, акцентируя внимание руководства компаний на гибкости производства, качестве товаров и услуг и низких издержках.

В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире.

Японская система управления развивалась частично под влиянием местных традиций, частично - вследствие американской оккупации после второй мировой войны, частично - как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой после войны.

Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.

Японская модель менеджмента основывается на философии "мы все одна семья", поэтому самая важная задача японских менеджеров - установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха. Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских.

Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.

Мир менеджмента на современном этапе характеризуется своим разнообразием и подчинен обилию стоящих перед ним задач и факторов. От менеджеров требуются ряд определенных умений и навыков. Безусловно, менеджмент является координатором функционирования предприятия, основополагающим механизмом эффективности и результативности деятельности, но, конечно, в условиях инновационного развития общества и экономики в менеджменте существует ряд проблем, с которыми сталкиваются менеджеры в рамках реализации своей профессиональной деятельности.

Сама сущность японской модели менеджмента в том, что она сумела гармонично сочетать местные традиции и особенности американской системы управления бизнесом. Такое соединение возникло в результате исторических процессов: война, американская оккупация, разруха и, как следствие, борьба с бедностью. Однако принципы управления, присущие американской экономике, активно были использованы и в Японии. Так, например, идея заставить человека всю жизнь работать на одной фирме, принадлежит американцам, однако полноценно схема была реализована именно в Японии.

Японцы смогли применить наиболее выгодные концепции управления, созданные западными странами. Приспосабливая их к национальным особенностям, сохраняя свои ценности и способствуя формированию особого стиля экономического мышления, японские менеджеры создали гениальный метод организации бизнеса, который признали во всем мире. В японской модели менеджмента работает правило «мы все являемся одной семьей». Может, это один из секретов успеха, что часто подтверждают и социологические опросы, проводимые на таких фирмах. Организаторы стараются создать атмосферу самомотивации и самостимуляции. Для коллектива должна существовать цель, и к ней все стремятся идти дружно и организованно. Слово «профессия» отождествляется не с работой, а с образом жизни. Может, в этом недостатки японской модели менеджмента, однако отрицать продуктивность использования подобной экономической схемы нельзя.

Условием внедрения системы Канбан является способность производства к быстрой трансформации в соответствии с меняющимися запросами потребителя. Постоянная смена моделей, выпуск смешанного ассортимента под силу лишь предприятиям, где имеется штат высококвалифицированных специалистов и грамотно подобран парк технологического оборудования. Благодаря тому, что японский рабочий владеет несколькими смежными специальностями, он может работать на различных участках производственного процесса. При комплектации парка оборудования в большинстве случаев предпочтение отдается небольшим специализированным установкам, большинство из которых спроектировано или модернизировано непосредственно на предприятии. Громоздкие универсальные станки встречаются на японском производстве крайне редко.

Цель японского бизнесмена - создание благоприятных условий для максимально полного применения навыков, талантов и способностей каждого сотрудника. Поэтому одной из основных концепций управления промышленным производством в Японии является система выработки коллективного решения. По утверждению самого крупного авторитета в развитии школы человеческих отношений в управлении, психолога 
Э. Майо работа - это групповая деятельность. Поэтому японцы широко практикуют метод управления, когда решение принимается на основе коллективного участия. Сотрудничеству и взаимодействию всех уровней производства, созданию атмосферы общего участия и ответственности также способствуют прозрачность и гласность общей политики и деятельности предприятия. Понятия корпоративных ценностей прививаются через проведение совместных встреч и совещаний, доступность общей информационной базы для участников всех уровней производственного процесса. Открытость информации о состоянии дел и планах предприятия способствуют развитию более тесного взаимодействия рабочих с управленческим персоналом. 

Овладение стержнем японского менеджмента - отказ от узкой специализациим, универсальное развитие работника и связанные с таким развитием стабильная занятость, ротация кадров внути фирмы, обучение в процессе работы и т.д.- необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать.

 



Список литературы:

  1. Вахрушев В. Принципы японского управления / В. Вахрушев. - М.: Наука, 2008.
  2. Каору И. Японские методы управления качеством / И. Каору. - М.: Экономика, 2011.
  3. Курицын А.И. Управление в Японии: организация и методы / А.И. Курицын. - М.: Наука, 2008.
  4. Морита А. Sony. Сделано в Японии / А. Морита. - М.: Альпина Паблишер, 2012.
  5. Пшенников В.В. Японский менеджмент / В.В. Пщенников. - М.: Япония сегодня, 2009.
  6. Старобинский Э. Менеджмент в Японии / Э. Старобинский // Управление персоналом. – 2010.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: