» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (26) 2019

Автор: Плющева Надежда Сергеевна, сотрудник прокуратуры
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: О роли прокуратуры в борьбе с коррупцией в Российской Федерации

Статья просмотрена: 117 раз
Дата публикации: 14.04.2019

О РОЛИ  ПРОКУРАТУРЫ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Плющева Надежда Сергеевна

магистрант 2 курса специальности "Юриспруденция"

научный руководитель: Филиппов Виктор Владимирович

доцент кафедры "Уголовного процесса и криминалистики", к.ю.

Дальневосточный институт (филиал) "ВГУЮ (РПА МИНЮСТа России)", г. Хабаровск

 

 Аннотация. В статье рассматривается негативное влияние коррупции на государственную систему, основные институты общества и ментальность нации в целом. Обозначена важность борьбы правоохранительных органов с коррупцией с выделением роли прокуратуры, как одного из основных государственных органов, располагающих значительными полномочиями на данном направлении деятельности.

Ключевые слова: коррупция, правоохранительные органы, прокуратура, должностные лица, противодействие коррупции, правосудие, явление, разрушительные последствия.

 

Коррупция - в переводе с латинского (corruptio) имеет значение «подкуп», взяточничество [1]. Существуют и другие многочисленные определения, общим для которых является использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (например, депутатами), либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ [2].

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 25.12. 2008 года №273 - ФЗ «О противодействии коррупции», который содержит официальное понятие коррупции: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».[3]

Особое внимание, как представляется, необходимо уделять вопросам должной компетенции и профессиональной безупречности контингента государственных служащих, непосредственно занимающихся противодействием коррупции (правоохранительные органы).

Коррупция — неотъемлемый элемент в любом государстве, это явления заложено в сознании многих людей и не может быть искоренено исключительно за счёт усилий правоохранительных органов. В первую очередь нужно бороться с причинами возникновения данного явления, а не с последствиями, заключающимися в нарушениях закона значительным количеством лиц, причём в первую очередь занимающих высокие должности и имеющих непосредственный доступ к реализации организационно-властных полномочий.

В отдельных случаях субъекты коррупционных преступлений, занимающие должности во властных структурах, позиционируются средствами массовой информации в качестве элиты, располагающей в установленных законом случаях уголовно-правовым иммунитетом. При этом, следует учитывать, что в постсоветский период, как отмечают эксперты, произошло расхождение между элитарностью, понимаемой в традиционном смысле понятия и обладанием реальной политической властью. [4].

Понятие противодействие коррупции представляет собой деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

Один из органов, осуществляющих контрольно - надзорную деятельность по борьбе с коррупцией - это прокуратура РФ.

Согласно части 1 статьи 129 Конституции РФ «полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом». В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». [5]

В соответствии с действующим законодательством, под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. [7]

За последние годы в Российской Федерации выстроена государственная система противодействия коррупции, разработаны и реализуются взаимосвязанные меры привлечения к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения. [8]

Необходимо отметить, что в России дела в сфере противодействия коррупционным правонарушениям обстоят достаточно плачевно. К уголовной ответственности привлекаются лица, занимающие высокие государственные посты. Эта работа ведется в соответствии с установкой Президента России В.В. Путина: вести борьбу с коррупцией "самым серьезным образом, вне зависимости от должности и партийной принадлежности, с корнем вырывать эту заразу". [9]

"Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющий от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации".

Также на прокуратуру возложено несколько полномочий согласно осуществлению административного принуждения за нарушения законодательства о противодействии коррупции. Прокуратура наделена также значимыми полномочиями по осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Основой осуществления антикоррупционной деятельности являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 17 января 1992 года №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также иные федеральные законы.[10].

В статье 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры РФ образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. "Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов" [11].

Кроме того, у прокуратуры  имеется исключительно широкий спектр полномочий по данному направлению которые в том числе включает в себя следующие функции.

  • выявление коррупционных проявлений и проведение по ним соответствующих проверок;
  • надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по делам коррупционной направленности;
  • осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в ходе расследования уголовных дел о фактах коррупции;
  • поддержание государственного обвинения в стадии судебного производства по уголовным делам о фактах коррупции;
  • участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными и иными структурами других стран;
  • мониторинг и анализ исполнения законодательства о борьбе с коррупцией и выработка предложений по его совершенствованию [12].

Между тем, положительный результат в сфере противодействия коррупции может быть достигнут только если правоохранительные органы будут оказывать содействие друг другу и функционировать в соответствии с существующим законодательством, а не препятствовать совместной работе, необоснованно деструктивно конкурировать, что иногда происходит в нынешнее время.[13]

Для снижения уровня коррупции требуется работа во взаимодействии всех полномочных правоохранительных органов, институтов гражданского общества и власти. Проблемы таких масштабов нужно решать  в совокупности, так как при отсутствии одного из важнейших элементов противодействия результат деятельности будет минимален. Прокуратура, в качестве координирующего органа, будет способствовать повышению эффективности  борьбы с коррупцией.

Борьба с коррупцией должна быть направлена в первую очередь не на устранение последствий, а на предотвращение их наступлений. Наиболее эффективным способом для достижения поставленной цели - это воспитание молодежи патриотами Российской Федерации. 



Список литературы:

  1. Словарь иностранных слов. Сост. С.М. Локшина, М.: Изд-во: «Русский язык». 1997 С. 146.
  2. Воронцов С.А., Понеделков А.В. Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе. Ростов-на-Дону, 2015. С. 9.
  3. Федеральный закон от 25.12. 2008 года №273 - ФЗ «О противодействии коррупции»
  4. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Усманов Р.Х. Роль и влияние административно-политических элит в процессе обеспечения национальной безопасности на Юге России // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 2 (39). С 234-244.
  5. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции: приказ Генпрокуратуры России от 29.08.2014 (ред. от 25.05.2016) // Собрание законодательства РФ. - №454. - 2014.
  6. Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности: приказ Генпрокуратуры России от 16.01.2012 // Собрание законодательства РФ. - №7. - 2012.
  7. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции: приказ Генпрокуратуры России от 29.08.2014 (ред. от 25.05.2016) // Законность. -2014. - №12; Законность. - 2016. - №8.
  8. Воронцов С.А., Понеделков А.В. О совершенствовании государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности // Власть. 2016. № 2. С. 126-132.
  9. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 2018) «О прокуратуре Российской Федерации» статья 8.
  10. Приказ Генерального прокурора РФ от 29 августа 2014 г. n 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции».
  11. Конституции Российской Федерации. Ст. 13
  12. Статья 36 Конвенции ООН
  13. Забавко, Р.А. Понятие «коррупция» в российском законодательстве: критический анализ и перспективы совершенствования /Р.А. Забавко // Вестник Восточно - Сибирского института МВД России. - 2015. - №1. - С. 3.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: