» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (26) 2019

Автор: Оразкулиев Даянч Довлетович, студент магистратура
Рубрика: Искусствоведение
Название статьи: Аэрография, как инструмент тюнинга автомобиля

Статья просмотрена: 383 раз
Дата публикации: 29.04.2019

УДК 7.021.42

АЭРОГРАФИЯ, КАК ИНСТРУМЕНТ ТЮНИНГА АВТОМОБИЛЯ

Оразкулиев Даянч Довлетович

студент магистратуры,

Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа

 

Аннотация. В статье рассматривается история аэрографии, этапы ее развития, виды аэрографии и их различия, а также все достоинства и недостатки аэрографии, как инструмент тюнинга автомобиля. Исследуемое направление, на современном этапе хорошо развито и адаптировано не только за рубежом, но и в России. Поэтому целью данного исследования является, анализ аэрографии, как вида изобразительного искусства, ее применения не только как элемента дизайна внешнего облика автомобиля, но и выявление более практичных функций и применений.

Ключевые слова: аэрография, тюнинг, аэрограф, монохромна аэрография, трафарет, винилография, тейпография.

 

Актуальность данной темы связана с широким распространением аэрографии, появлением различных стилей и направлений, а также большого количества сопутствующего материала в виде специальных красок и составов, благодаря чему аэрография получила новый виток своего развития.

Сейчас все чаще на улицах мы замечаем автомобили с необычным внешним тюнингом, в виде различных броских и красочных рисунков, стилизованных надписей. Этот вид внешнего тюнинга автомобиля называется аэрография, благодаря ей машина становится настоящим произведением искусства. В последнее время аэрография становится очень популярным направлением и доступна практически всем.

Определение термина аэрография гласит, что эта одна из техник изобразительного искусства, использующая аэрограф в качестве инструмента для нанесения жидкого или порошкообразного красителя при помощи сжатого воздуха на какую-либо поверхность. В свою очередь инструмент под названием аэрограф, представляет собой приспособление для нанесения жидкого материала путем пневматического распыления [1].

Появилось это искусство нанесения краски при помощи воздуха, более 8 тыс. лет до н. э.; еще за долго до изобретения автомобилей. Ученые считают, что именно с помощью аэрографии появились наскальные рисунки, которые были найдены в пещере провинции Санта-Крус, в Аргентине. Но только главным инструментом нанесения растительной краски в те времена был не аэрограф, а полая кость. Но сам инструмент аэрограф и технология аэрографии, которая существует на данном этапе времени, появилась относительно недавно.

Так в 1876 году, предприниматель Френсис Эдгар Стэнли изобрел первый механический аэрограф. Еще одну более усовершенствованную модель аэрографа, в 1879 году, создал Эбнер Пилер; права на свое изобретение, в последствии Пилер продал компании Charles and Liberty Walkup. Компания начинает масштабное производство аэрографов, и уже в 1884 году 6 мая, был запатентован аэрограф двойного действия. В 1893 году, основатель компании Airbrush Manufacturing Company, художник Чарльз Бердик изобрел и запатентовал новую модель аэрограф. Считается, что именно эта модель аэрографа, подобна той, которую используют сегодня повсеместно [2].

В России аэрография начинает свое развитие лишь в начале XX века. Но уже за короткие сроки выходит на новый уровень, и в последующем усовершенствуется с каждым годом. Первостепенно главной проблемой российских мастеров аэрографии, было неумение грамотно и правильно смешивать цвета, чтобы они хорошо сочетались и балансировали между собой. Но с течением времени, и приобретённым опытом, мастера начали обращать внимание не только на то, как наносят рисунок, но и на какую поверхность это делают, стала учитываться формы, линии и изгибы поверхности. На сегодняшний день, в России создано «Объединение российских художников аэрографии», куда входят такие мастера автомобильной «гжели» как: Ильнур Мансуров, Айдар Валеев, Борис Кудряшов и многие другие. По словам художников, аэрография является перспективным художественным направлением и его необходимо развивать. К слову, уже с 2007 года в России ежегодно проводится конкурс «Мастер аэрографии», в рамках которого оценивается не только уровень развития аэрографии в России, но и мастерство художников.

Возможность нанесения краски на большие поверхности, позволила использовать аэрограф не только в производстве журналов, буклетов, рекламных листовок, но и в изображении технических рисунков, в медицинских пособиях для учащихся, где требовалась точность и графичность,

Но в плоть до первой половины XX века, аэрограф главным образом использовался для создания и ретуширования цветных фотографий. До изобретения цветных фотографий за основу брали черно-белую и раскрашивали ее вручную. Эта была долгая и кропотливая работа, аэрограф же позволил упростить и ускорить данный процесс.

Новый виток своего развития аэрография получает в 50-60 годы XX века, когда в Америке начинает развиваться такое направление как поп-арт. Аэрографию начали использовать практически во всех направлениях: в печатной рекламе, в создании комиксов, фотографий, дизайне. Так в 1940 году, свое применение аэрография нашла и в создании масштабных мультипликаций, пример тому мультипликационная лента «Пиноккио», созданная студией Walt Disney.

И лишь в конце 30-х годов аэрография стала применяться для внешнего тюнинга автомобилей. И это были именно гоночные машины, на которых аэрографические изображения выполняли чисто утилитарную функцию – это были номера на кузовах и эмблемы спонсоров. Постепенно изображения становились более разнообразными, так начали появляется не только номерное обозначение и информация о спонсорах, но также стали наносится различные символы, изображение трофеев, завоеванных гонщиком и его командой, отметки о победах. Позже на гоночные машины стали наносится уже и художественные рисунки [3].

Вскоре на возможность сделать эксклюзивным, необычным в соответствии со своими предпочтениями автомобиль, обратили внимание и владельцы простых машин. Так уже в 20-х годах XX века в США можно было увидеть автомобили с нанесёнными на них простыми рисунками, состоящие из двух-трех цветов. С течением времени менялась стилистика, рисунки становились более сложными и профессиональными. Стали открываться фирмы, специализированные автосалоны, где можно было за определенную плату нанести на автомобиль изображения любой сложности.

Аэрография подразумевает под собой, умение правильно смешивать несколько цветов, для их гармоничного слияния и сочетания. Аэрография условно делится на два вида – монохромная и цветная. Монохромная аэрография подразумевает нанесение рисунка одной или несколькими контрастными красками. В качестве фона используют основной цвет машины. Многоцветная аэрография – рисунок, при выполнении которого фоном служит не только основной цвет автомобиля, но и прочие цвета всего цветового спектра.

Существует также два основных метода нанесения рисунка на поверхность — это свободный метод, так называемый «свободная рука» т. е. русинок наносится полностью вручную; а также трафаретный, что подразумевает использование трафаретов. Если рассматривать достоинства и недостатки этих двух стилей, то к достоинствам свободного стиля можно отнести естественность рисунка, но здесь многое зависит то того насколько хорошо мастер владеет аэрографом, эксклюзивность рисунка. Одного у этого стиля есть один весомый недостаток – это цена. Как правило оформление машин свободным стилем аэрографии удовольствие не из дешевых, к тому же достаточно трудоемкий и долгий процесс. К сильным сторонам трафаретного стиля можно отнести высокую чёткость передаваемого рисунка, отсутствие опалов, упрощение переносов пропорций.

В последнее время к методам нанесения аэрографии на машину, ошибочно причисляют и так называемую винилогрaфию или тейпогрaфии. Суть процесса заключается в том, что нанесение рисунка производится не на сам автомобиль, а на специальную виниловую пленку, которой далее обклеивается машина. У такого способа нанесения рисунка есть свои плюсы и минусы. К достоинствам прежде всего можно отнести высокую скорость и простоту нанесения, а также дешевизну данного способ; кроме этого, виниловая пленка защищает поверхность автомобиля от нежелательных царапин или скрывает дефекты. Главными недостатками винилогрaфии является недолговечность наклейки, кроме того, при замене или удалении пленки могут возникнуть некоторые трудности т.к. пленка тяжело снимается.

Нанести на поверхность автомобиля рисунок не так просто, как может показаться с первого взгляда. В независимости от того какая техника нанесения аэрографии будет выбрана, необходимо подготовить рабочую поверхность автомобиля. И первое действие - выравнивание (матирование) поверхности, т.е. обработка только верхнего слоя лака, при этом слой краски самого автомобиля не затрагивается. Эта процедура необходима для надежного сцепления краски и лака с поверхностью. Следующий этап – обезжиривание поверхности специальными растворами. И только после этого, следует непосредственное нанесение рисунка, с помощью аэрографа и профессиональных красок. Готовый рисунок обрабатывается лаком из пульверизатора, после затвердевания лака необходима полировка – это последний этап в процессе нанесения аэрографии [4].

Особого ухода машина с аэрографией не требуется, необходимо лишь соблюдать аккуратность в некоторых действиях. Так после нанесения на машину рисунка, ее не рекомендуется мыть в течении недели, для того чтобы краска смогла хорошо просохнуть. Далее мойка автомобиля, должна производится осторожно, без использования каких-либо моющих химических составов и грубых щеток или тряпок, — это может повредить рисунок или оставить царапины. Также не рекомендуется ставить на автомобиль какие-либо тяжелые предметы с острыми краями, т.к. они тоже могут повредить рисунок. Время от времени аэрографию необходимо полировать специальными средствами, для устранения появившихся царапин, для того чтобы рисунок держался дольше.

Если вы задумываетесь о вешнем тюнинге вашего автомобиля, то вам необходимо хорошо подумать, т.к. аэрография имеет свои достоинства и недостатки. Так самым весомым аргументов и плюсом аэрографии является то, что по статистике, машины с аэрографическим рисунком практически не угоняют. Так, как рисунок привлекает много внимания. Но нужно понимать, что здесь идет речь именно о графическом рисунке, а не о винилографии и тейпографии. Ведь как отмечалось выше, суть винилографии заключается в оклеивание машины специальной пленкой, с уже нанесенным на нее рисунком, то есть ее также можно отклеить и обратно.

Аэрографии – это авторское произведение, полет вашей фантазии. Рисунок, который вы нанесете может быть любым, и будет отражать вашу индивидуальность, восприятие окружающего мира, ваши чувства и настроение. Так ваш автомобиль превратится в уникальное произведение искусства.

Еще одним положительным аспектом аэрографии является маскировка существующих изъянов, царапин или сколов. В этом случае лучше воспользоваться именно винилографией, т.к. в случае с классическим рисунком нанесенным аэрографом, сделать это сложнее, но небольшие потертости и царапины также перестанут быть заметны.

Основные минусы аэрографии связаны с документацией и страхованием. Так в паспорте транспортного средства, необходимо будет сделать соответствующую пометку. Машину, с нанесенной на нее аэрографией, действительно можно застраховать, но здесь действуют некоторые нюансы. Так, страховые агенты в большинстве случаев готовы застраховать не весь рисунок, а разделить его на несколько отдельных частей. Весь риск заключается в том, что, какую-то часть рисунка не будет застрахована, и при повреждении именно этого участка, никаких страховых выплат вы не получите [5].

Также возникают сложности и с продажей автомобиля. По данным различных опросов, первое, о чем подумает потенциальный покупатель, когда увидит машину с аэрографией, это то что-либо машина попадала в аварию, или же имеет какие-либо внешние дефекты в виде царапин, сколов или ржавчины. И конечно же не всем людям нравится такое новшество как аэрография, у всех свои вкусы и предпочтения.

В ходе проведенного исследования было изучено такое направление автотюнинга, как аэрография, ее история зарождения, стили и назначение. Появилось искусство аэрографии еще за долго до изобретения автомобилей. И с каждым разом она усовершенствовалась: менялись приемы нанесения, стилистика, используемые инструменты. И уже сейчас аэрография стала той изобразительной техникой, которую оценили абсолютно все специалисты современности. С помощью аэрографа можно нанести уникальный рисунок на любые поверхности, будь то автомобиль, или другие транспортные средства, бытовая техника, мебель, стены помещений, ткани, полноценные живые картины, перерисованные с какой-либо фотографии, и даже такое направление как нейл-арт подразумевает использование аэрографа. Аэрография дает возможность создать рисунок любой сложности, достичь превосходных декоративных эффектов. Таким образом аэрография прочно вошла в нашу повседневную жизнь и область ее применения постоянно расширяется.



Список литературы:

  1. Егоров Р. И. Аэрография. Практическое пособие / Егоров Р.И. – Москва: Этерна, 2007. – 21 с.
  2. Хозе М. Паррамон, Аэрография для художников / Хозе М. Паррамон, Микель Феррон. – Москва: Дрофа, 2001. – 48 с.
  3. Пахлах В.В. Аэрография / Пахлах В.В. – Москва: Дрофа, 2005. – 63 с.
  4. Сайт «Самостоятельная аэрография на автомобиле» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gallerix.ru (дата обращения 19. 04. 2019)
  5. Сайт «Законы России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zakoniros.ru (дата обращения 20.04.2019)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: